Главные вкладки

    урок русского языка УМК Перспектива 3 класс "Морфологический разбор имени существительного"
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

    Афонина Татьяна Юрьевна

    1.План - конспект урока

    2. Технологическая карта урока

    3. Приложение

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта изучения темы  «Морфологический разбор имени существительного» .

    Урок русского языка в 3 –а классе

    Учитель : Афонина Татьяна Юрьевна

    Дата проведения : 20.03.2013.

    Тема

     «Морфологический разбор имени существительного».

    Цель темы

    1. Систематизация знаний учащихся по теме «Имя существительное».

    2.Выполнение морфологического разбора имени существительного.

    Основное содержание темы, термины и понятия

    Морфологический разбор имени существительного; собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род, число, падеж.

                                Планируемый результат:

    Предметные умения, УУД

    -умение находить грамматические группы слов и выделять среди них им сущ

    - умение  разбирать имя существительное как часть речи        

    ( собственное/нарицательное,

    одушевлённое/неодушевлённое,

    род, число, падеж)

    Личностные  умения, УУД

    - формировать интерес к предметно- исследовательской деятельности

    -формировать умение оценивать одноклассников

    -формировать ориентацию на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, на понимание причин успеха в учёбе

    Метапредметные умения, УУД

    -умение  понимать цели и задачи учебной деятельности

    -решать проблемные вопросы , находить выход из проблемной ситуации

    - умение пользоваться алгоритмом , предлагаемым в учебнике «Шаги к умению»

    - уметь выступать в различных ролевых функциях (учитель – ученик) , предусмотренных заданиями

                                                          Организация пространства

    Межпредметные связи

    Формы работы

    Ресурсы

    Литературное чтение (пословица)

    ИКТ (проверочная работа)

    Фронтальная

    Групповая

    Индивидуальная

    Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  (стр. 42 - 43 №75-77)

    Методическое пособие для учителя «Русский язык» 3 класс УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  

    Компьютеры

    Диск – приложение (проверочная работа)

    Карточки для индивидуальной работы

    Памятки (индивидуальные)

    1 этап. Мотивация к деятельности.

    Цель – обобщить знания учащихся об имени существительном и сформулировать тему урока

    Проблемная ситуация:

    Формулировка темы урока через обобщение изученного об имени существительном


    2 этап. Актуализация знаний.

    Цель – определить порядок  морфологического разбора имени существительного

    «Шаги к умению»

    Стр. 42

     Диагностическое задание:

    Морфологический разбор имени существительного: (устно – Аня, письменно – Ваня)

    3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Основной этап.

    Цель –

    применение  алгоритма морфологического разбора им  сущ  через систематизацию знаний, опыта детей

    Репродуктивное задание: морфологический разбор им. сущ.упр.75 стр.42

    Импровизационное задание: работа по карточкам - определение падежей сущ. («роли»- выписал, указал падежи, проверил)

    Самоорганизация в деятельности: коррекционная работа – упр.76 стр.43

    4 этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

    Формы контроля; контрольное задание.

    Оценка результатов деятельности


    1) самостоятельная работа по алгоритму (морфологический разбор имён существительных из физкультминутки)

    2) работа по карточкам и с ИКТ (закрепление изученного о падежах им. сущ.)

    Самооценка

    Оценка присутствующего



    Предварительный просмотр:

    Фамилия , имя ________________________________________

    2б. - вставить  окончания, определив род и падеж существительных

    У деревн__(_______________),    по  алле__(________________),                                                              

    к  площад__(_________________,     в  горо__(_____________________),                                                            

    на  пристан___(_________________),  на  полян__(_______________),                                            

    . -  преобразовать  существительные в указанный  падеж

    Деревня – П.п.- _____________________   аллея – Р.п. -________________________  

    площадь – Д.п-_______________________  город – П.п.-__________________________

    пристань – Р.п.-______________________ стекло –Т.п._____________________________

    4б. -  изменить словосочетания так, чтобы существительные оказались в В.п.

    Решение задачи- ________________________________________,                                                    

    встреча подруги- ________________________________________,                                                

    поиск   мыши-_____________________________________

    5б.- Записать предложение, раскрыв скобки,  выписать существительные и выполнить морфологический разбор этих существительных

    На  (дерево)  сидел  (скворец) и пел (песня).





    _____________________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока.                                                                                                                                                                      Учитель: Афонина Татьяна Юрьевна                                                                                                                           Класс: 3 - а МБОУ СОШ №3                                                                                                                                                 Предмет: русский язык                                                                                                                                                           Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного».                                                                                     Цели урока                                                                                                                                                                                 1. Систематизация  знаний учащихся по теме «Имя существительное».                                                            2. Выполнение  морфологического  разбора имени существительного                                                                   Задачи урока:                                                                                                                                                              Обучающие:                                                                                                                                                                 1. Определить «пошаговый» разбор имени существительного как части речи через   систематизацию знаний  учащихся об имени существительном.                                                                                                                                             2. Учить применять алгоритм в практической деятельности.                                                                           Развивающие:                                                                                                                                                                                1.Развивать  познавательные умения учащихся.                                                                                                                   2. Развивать умения достаточно точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  урока ( учитель – ученик, ученик – ученик), владеть монологической и диалогической речью.                                                                                                                                                      Воспитывающие:                                                                                                                            1.Контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.                                                                                                                                                         2. Уважать мнение одноклассников.                                                                                                                 Ресурсы:                                                                                                                                                                            1.Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  (стр. 42 - 43 №75-77).                                                                                                                                                  2.Методическое пособие для учителя «Русский язык» 3 класс УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина.  3.Компьютеры (5 комп.)4. Диск – приложение (проверочная работа).5.Карточки для индивидуальной работы.6.Памятки (индивидуальные).                                                                                                                                           Ход урока:                                                                                                                                                     1.Организационный момент.                                                                                                                      2.Проверка домашнего задания (№ 65 стр.36).                                                                                         Назовите признаки имён существительных , по которым выполнены задания к упражнению.     Какие из этих признаков постоянные? ( собств/нариц, одуш/неодуш, род)                                                                           Какие признаки непостоянные? ( число , падеж).                                                                                     Обобщим ваши знания об имени существительном как части речи. ( на доске схема)                        3.Формулировка темы и целей урока.                                                                                                                          порядок разбора ( алгоритм) имени существительного как части речи                                                                        4. Актуализация знаний.                                                                                                                                                 ( на доске написано предложение Пословица недаром молвится.)                                                  Объясните смысловое значение этого предложения.                                                                              Найдите существительное ( пословица)                                                                                                                         Что можно сказать об этом существительном?  ( нариц, неодуш, жен.р., ед.ч., И.п.)                        Давайте прочитаем сообщение И. И. Самоварова на стр.42.                                                                          Что ещё мы не указали при разборе им. сущ.?   (начальная форма)                                                                           Что значит указать нач. форму ? ( поставить сущ. в ед.ч. И.п.)                                                         Прочитайте «Шаги к умению» - это и будет алгоритм разбора им. сущ.                                                          А называется такой разбор морфологическим.                                                                                            Запись темы урока в тетрадях

    5. Основной этап урока.                                                                                                                                            

    1) помогите Ане и Ване выполнить морфологический разбор им.сущ. Аня – устно, Ваня – письменно) стр. 42.                                                                                                                                                                                                  

    2) примените алгоритм  морф. разбора им. сущ.   (упр. 75 стр. 42) – коллективно

    Из окна я вижу красивую улицу.

    Окна – сущ., н.ф. – окно, нариц., неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.

    Улицу – сущ., н.ф.- улица, нариц.,  неодуш. , ж.р. , ед.ч., В.п.

    Я хочу нарисовать её акварельными красками.

    Красками – сущ., н.ф.- краска, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п.

    3) игра «Самый  внимательный»  (упр.76 стр. 43)                                                                                                                        

    Найдите ошибки ,допущенные при выполнении морфологического разбора.                                                        

    На сосне мы увидели  пёстрого дятла. Я захотел  найти его гнездо.                                                                                                                                                (На) сосне – сущ., н.ф. – сосне , собств., неодуш., ж.р., ед.ч., Д.п.  Дятла – сущ., н.ф. – дятлы, нариц.. одуш., м.р., ед.ч., Р.п.  Гнездо -  сущ., н.ф. – гнездо, нариц., неодуш., ср.р., И.п.( ед.ч.)

    4) Дифференцированная работа

    Перед вами разные по цвету карточки.
    Посовещайтесь и выберите карточку для выполнения, но помните,
    что выполнив– вы заработаете., 2б., 3б.,4.б.,5 б.
    2б. - вставить  окончания, определив род и падеж существительных                                                            У деревн__(_______________),    по  алле__(________________),                                                              к  площад__(_________________,     в  горо__(_____________________),                                                            на  пристан___(_________________),  на  полян__(_______________),                                                                 3б. -  преобразовать  существительные в указанный  падеж
    Деревня – П.п.- _____________________   аллея – Р.п. -________________________  площадь – Д.п-_______________________  город – П.п.-__________________________
    пристань – Р.п.-______________________ стекло –Т.п._____________________________
    4б. -  изменить словосочетания так, чтобы существительные оказались в В.п.
    Решение задачи- ________________________________________, встреча подруги- ________________________________________, поиск   мыши-_____________________________________
    5б.- Записать предложение, раскрыв скобки,  выписать существительные и выполнить морфологический разбор этих существительных

    На  (дерево)  сидел  (скворец) и пел (песня).

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                              6. Физкультминутка.                                                                                                                                                      Мы за партами сидели,   На учителя глядели.                                                                                                             А теперь мы тихо встанем И зарядку делать станем.                                                                                7.Закрепление полученных знаний. Применение алгоритма.

     ( 1 группа) Найдите в тексте физкультминутки сущ. и выполните морфологический разбор этих существительных

    ( 2 группа) Возьмите карточки- Впишите свою фамилию – « выписал» - выпишите сущ. Передайте листок товарищу и впишите свою фамилию – « Указал падежи» - укажите  карандашом падежи выписанных слов, ничего не дописывать Передайте листок товарищу и впишите свою фамилию – « Проверил»  - проверьте  зелёной пастой правильность постановки падежей, исправьте ошибки, если они есть

    Слон поднял голову, взмахнул хоботом, подошёл к дереву около озера и сорвал большую гроздь бананов.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выписал _____________________

    Указал падежи_______________________         Проверил ________________

    ( 3 группа). Выполните на компьютере проверочную работу по теме «Имя существительное»

    8. Подведение итогов урока. Рефлексия.  Что нового узнали на уроке?  Чему научились?  Как вы это делали? Покажите свой фонарик  (красный – всё понятно, жёлтый – понятно, но есть трудности, синий – мне трудно, нужна помощь)                                                                             9. Домашнее задание. Стр. 43 № 77   Выписать существительные и выполнить по алгоритму морфологический разбор этих существительных.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

    Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

    Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

    Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

    Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного

    Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...

    Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"

    Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

    Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...