Урок русского языка во 2 классе с использованием Классмейт
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Лариса Александровна Лукина

 

 Тема: "Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих".

 

  1. Тема и номер урока в теме: Упражнения в написании букв "и", "у", "а" после шипящих. Урок № 103
  2. Учебник:  «Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100»

 

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

 

Задачи:

  • Образовательные - формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; закреплять умения писать слова с сочетаниями жи-ши; принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; уточнить представления учащихся о звуках [ж], [ш], [ц] как  твёрдых.

 

  • Развивающие - развивать умение выражать свои мысли; структурировать знания; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; развивать орфографическую зоркость.

 

  • Воспитательные - содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление  о здоровьесберегающем поведении.

 

Тип урока:  урок – обобщения систематизации знаний

Форма работы учащихся:  фронтальная,  групповая, индивидуальная

Техническое оборудование:

Мультимедийное оборудование, Классмейт, нетбуки (1 ученик:1 компьютер)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_seminar.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык

2 класс

Учитель: Носкова Лариса Александровна

 Тема: "Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих".

  1. Тема и номер урока в теме: Упражнения в написании букв "и", "у", "а" после шипящих. Урок № 103
  2. Учебник:  «Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100»

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

 

Задачи:

  1. Образовательные - формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; закреплять умения писать слова с сочетаниями жи-ши; принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; уточнить представления учащихся о звуках [ж], [ш], [ц] как  твёрдых.

  1. Развивающие - развивать умение выражать свои мысли; структурировать знания; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; развивать орфографическую зоркость.

  1. Воспитательные - содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление  о здоровьесберегающем поведении.

Тип урока:  урок – обобщения систематизации знаний

Форма работы учащихся:  фронтальная,  групповая, индивидуальная

Техническое оборудование:

Мультимедийное оборудование, Классмейт, нетбуки (1 ученик:1 компьютер)

ХОД УРОКА:

I. Орг. момент

II. Вступительное слово

- Я думаю, каждый из вас не раз задумывался над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение? На уроках русского языка мы постоянно ищем и находим ответы на эти вопросы, и этот урок не будет исключением. А чем еще мы будем заниматься на уроке, я думаю, чуть позже, вы скажете сами.

III. Актуализация знаний

Разминка: (Слайды)

Как называется густой лес, заросли?

  1. Чаща
  2. Опушка
  3. Аллея
  4. Проталинка

Какую форму имеет планета Земля?

  1. Круг
  2. Квадрат
  3. Шар
  4. Куб

В кого не превращался князь Гвидон?

  1. В комара
  2. В щуку
  3. В шмеля
  4. В муху

Какие животные не водятся в наших лесах?

  1. Зайцы
  2. Лисы
  3. Белки
  4. Жирафы

Какая из этих птиц умеет летать?

  1. Пингвин
  2. Страус
  3. Щурок
  4. Курица

- Какое слово оказалось новым незнакомым? (щурок)

- Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

- Я отправляю вам на компьютеры словарную статью из электронной энциклопедии. Прочитайте.

Щур – небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьш. щурок.

- При помощи какой части слова было образовано слово щурок? (суффикса –ок)

- Что такое суффикс?

- Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки. (Слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж] ) (Слайд ) 

- Какие это звуки? (согласные, шипящие). Дайте характеристику этим звукам. Найдите лишнее слово-отгадку, по какому-либо признаку.

ЧАЩА, ШАР, ЩУКА, ЖИРАФ, ЩУРОК.

(ШАР – нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах – два.)

- Что такое орфограмма?

IV. Постановка учебной задачи

- Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. Что мы сегодня будем делать? (повторять орфограмму о правописании гласных после шипящих и упражняться в написании слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу).

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

V. Применение знаний

1. Работа с нетбуками:

- Выделите в предложенных словах те части, которые вы видите напротив (корень и суффикс)  и вы образуете новое слово, которое обозначает:

Человек, обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним.

ЛЕСОЧЕК

БЕРЁЗОВЫЙ  

ЛИСТИК                      (ЛЕСОВИК)

- Но у этого слова, есть и второе значение:

- То же, что в русской народной мифологии – сверхъестественное существо, живущее в лесу. (леший)

- Запишите, в тетрадях, выделите орфограмму.

2. Работа с фразеологизмами.

- Кого только не встретишь в лесу!

- Догадайтесь о ком идет речь: (записать названия животных в столбик)

  1. За двумя погонишься, ни одного не поймаешь (заяц)
  2. Вертеться, как кто в колесе? (белка)
  3. Кто на ухо наступил? (медведь)
  4. Его ноги кормят. Его не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (волк)

- Во второй столбик напишите детенышей этих животных, употребив слова во множественном числе:

зайчата

бельчата

медвежата

волчата

- При помощи чего образовали эти слова? (суффикс -ат) 

- Какую орфограмму выделили?

- В каком слове этой орфограммы нет?

3.  Работа в парах

- У вас на столах лежат конверты,  достаньте содержимое. Разделите слова на группы по какому-либо признаку (существительные и прилагательные).

- Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Фронтальная проверка

УЗКАЯ        

ТРОПИНКА

ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ        

ПОГОДА

МЁРТВАЯ        

ВОДА

РЕДКИЙ        

ЛЕСОК

ИЛИ на нетбуках записаны слова.

Задание: соедините данные существительные по смыслу с именами прилагательными.

УЗКАЯ                                                ВОДА

РЕДКИЙ                                     ЛЕСОК                        

МЁРТВАЯ                                   ПОГОДА

ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ                   ТРОПИНКА

- Запишите данные словосочетания в тетрадь, заменяя прилагательные противоположными по смыслу словами(антонимами), содержащих орфограмму «Гласные после шипящих»                              (с комментированием).

Проверка: (слайд)

ШИРОКАЯ ТРОПИНКА

ЖИВАЯ ВОДА

ЧАСТЫЙ ЛЕСОК  

ЧУДЕСНАЯ ПОГОДА

4  Проверка знаний. Тест. (Нетбуки)

- Деньки стоят хорошие и если повезет, то в лесу или в парке мы можем встретить одно удивительное создание. Какое? Узнаете, выполнив тест.

1. На пеньке сидел красив…й рыжий зверёк.                  

2. У зверька был пуш…стый хвост.                  

3. Он грыз зубами еловую ш…шку.                  

4. Вдруг снежн…й ком упал с дерева.                  

5. Зверёк стрелой пр…гнул с пенька на ель.                  

6. Там было ж…льё зверька.        

         

VI. Подведение итогов

- Какова была тема нашего урока? А цель? Выполнили мы их?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...

Урок русского языка 2 класс «Начальная школа 21 века» с использованием ТРКМ

Урок русского языка    (2 класс  «Начальная школа 21 века»)с использованием ТРКМ (технология развития критического мышления)...

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...

Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И           ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО    СКЛОНЕНИЯ....

Конспект урока русского языка.1 класс.Использование алфавита при работе со словарями.

Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник В.П.Канакина...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...