урок русского языка, 2 класс
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Рамздорф Ирина Михайловна

 Урок построен в форме ТДМ. Это урок открытия новых знаний, дети повторяют написание словарных слов, а также открывают новые знания по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов", также на уроке отводится внимание на воспитательную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 2 класс, апрель,2013

Тема: Нахождение проверочных слов для безударной гласной в  корне  слова из ряда однокоренных слов.

Цель урока: учить находить проверочные слова для слов с безударными гласными из ряда однокоренных слов.

Задачи урока:

Образовательные: 

закрепить умения распознавать безударные гласные в корне слова;

закрепить изученные способы проверки слов с безударной гласной в корне;

познакомиться с новыми способами проверки безударных гласных через парную работу, работу в группах с реализацией индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;

упражняться в применении «открытых» знаний на практике;

упражняться в написании словарных слов.

Развивающие: 

способствовать развитию орфографической зоркости;

обогащать словарный запас учащихся;

формировать у учащихся различные виды самоконтроля и самооценки;

развивать речь и коммуникативные способности, познавательный интерес.

Воспитательные: 

способствовать формированию положительных мотивов обучения;

воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь;

воспитывать навыки коллективного сотрудничества.

Оборудование: карточки, памятки- алгоритмы, сигнальные карточки, учебник, таблицы, схема обозначения орфограмм, таблички для мониторинга, компьютер.

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ:

 -   Познакомить со способом подбора однокоренных слов;

      -   Формировать умение подбирать однокоренные слова;

      -  Развивать орфографическую зоркость.

  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
  1. Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
  2. Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  3. Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
  4. Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.  
  1. ЛИЧНОСТНЫЕ:
  1. Воспитывать аккуратность;
  2. Воспитывать чуткое отношение к птицам.

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

Ну, ребята, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места мы тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

-Вы готовы к новым открытиям? Тогда в путь.

Отгадайте загадки. Отгадки запишите в столбик. 1 ученик работает на доске.

1.Чик - чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей)

2. Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (сова)        

3.Кто приносит на хвосте

 Много разных новостей?

 Всем расскажет все до срока

 Белобокая .....(сорока).

-Давайте к данным словам подберем однокоренные слова, выделим корень, обозначим  орфограммы. Воробей-воробышек, воробушек, воробьиха, воробьиная (семейка)

Сова- совушка, совенок, совиное (гнездо)

Сорока - сорочье, сорочонок, по-сорочьи (стрекотать). 

В каждой строке подчеркнем слово, которое будет проверочным.

-Какое слово по – вашему будет лишним? (Слова воробей, сорока – в этих словах проверить безударную гласную нельзя, а можно только запомнить)

Почему?

Вывод:Слово СОВА оказалось лишним, так как в этом слове можно проверить безударную гласную О.

 -Так чему же мы будем учиться на уроке? (Находить проверочные слова к словам с безударной гласной).  (Вывешиваю тему урока)

3.Пробное учебное действие.

Запишем слова ДОМА , подберем однокоренные слова, выделим корень, поставим ударение, подчеркнем безударную гласную. Какое слово будет проверочным для этих однокоренных слов? (домик, дом- в этих словах о стоит под ударением)

 -Как же проверить написание слова дома?   (Нужно подобрать такое слово, чтобы на эту безударную гласную упало ударение) 

Если гласный

Вызвал вдруг сомненье,

Ты  его немедленно

Поставь под  ударенье.

Ударение над гласным

Может сделать букву ясной! (слайд)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какой цели мы должны достигнуть на уроке? (К словам с безударной гласной научиться подбирать проверочные слова)

5. Реализация построенного проекта.

-Чтобы правильно написать слова с безударной гласной, что необходимо сделать?

Способы проверки:        стр.145

1 шаг: читаю слово         

2 шаг: ставлю ударение

3 шаг: выделяю корень

4шаг: изменяю слово или подбираю однокоренные слова, нахожу проверочное.

5 шаг:  пишу слово или вставляю букву.

6шаг: обозначаю орфограмму.

6.Первичное закрепление:

Правило читаем. Открываем учебники на стр.143, упр.223 (слова на доске записаны заранее). Дается задание: 1 ряд-1 строка, 2 ряд-2строка,3ряд-3строка.

(работаем по алгоритму на доске и в тетрадях)

Проверка.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Ребята, посмотрите на экран. Вам даны слова. Вы должны списать слова, поставить ударение, выделить безударную гласную, найти проверочное слово и его подчеркнуть. (делимся на группы: мальчики-записывают первые 2 строчки и девочки- следующие 2 строки).

Б..дняк, б…дный, б…дняжка, б..да.

Зв…рь, зв…риный, зв…рёк, зв..рский.

Н..чной, н..ченька, н…чевать, н..чь.

Пов_р, в_рит, в_ренье, в_рёный. (Проверка, открываю слайд)

Релаксация:ЗАГАДКА.

 Она приходит с ласкою

 И со своею сказкою.

 Волшебной палочкой

 Взмахнет,

 В лесу подснежник

 Расцветет.

 (Весна)

ВКЛЮЧАЮ МУЗЫКУ.

Назовите слова с безударными гласными, подберите однокоренные  и найдите среди них проверочные слова.        

8.Включение в систему знаний и повторение.

Комментированное письмо: Ребята смастерили скворечник. Там поселились скворцы. У них появились скворчата.

-Назовите однокоренные слова.(Скоречник, скворцы, скворчата).

-Какое слово будет для них проверочным?(В этой строке проверочного слова нет).

Подберите это слово. (СКВОРУШКА)

-Разберите это слов  по составу.

-Как повесить скворечник правильно, чтобы в нём поселились птицы?

  Правильно повесить скворечник – это тоже штука тонкая. Вешают их на высоту от 3 м, с небольшим наклоном вперед, чтобы птицам было легче выбираться наружу и в леток не затекала дождевая вода, а также ориентируют переднюю часть на восток или юго-восток, чтобы внутрь не светило жаркое полуденное солнце. Устанавливая скворечник на дереве, необходимо проследить, чтобы ветки не прикасались к передней стенке, иначе до птиц доберется кошка. Нельзя прибивать домик гвоздями к дереву, особенно весной, когда идет движение сока.

У кого из вас есть скворечник?  Кто не повесил ещё скворечник в своём саду,  смастерите и привяжите. В конце марта - начале апреля к нам прилетают скворцы.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Чему учились на уроке?

Какова была тема урока?

Чем запомнился урок?

Как думаете, удалось ли нам дойти до сути?

Оцените свою работу.

Дом. задание: стр.225,226


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...