Урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

урок обучения грамоте в 1 классе по теме: Звук Х. Буква Х

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок обучения грамоте в 1 классе

 

Тема. Звуки Х  Х. Буква Х.

Цели:  обучающие-

- учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами;

- формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа      существительных с помощью окончания;

- формировать графический навык написания букв ;

- закрепление обозначения мягкости согласных на письме;

- закрепление умения делить слова на слоги.

Развивающие-

- уметь классифицировать ,анализировать, сравнивать и обобщать;

- обогащать словарный запас.

Воспитывающие-

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду.

Оборудование:

1)Азбука Р.Н. Бунеева.

2)Прописи О.В.Прониной.

3)Серия рисунков о том ,как выращивают хлеб.

4)Схема звуков х, х, плакаты с гласными.

5)Рисунки царя Каравая и Незнайки.

6)Квадратные листочки.

7)Светофорики.

8)Толковый словарь.

9)Зернышки, вырезанные из желтой бумаги.

Ход урока.

Организационный момент. Правила поведения на уроке, наличие учебных принадлежностей.

1.Выделение звуков х и х из слов.

Послушайте скороговорку:

    Хохлатые хохотушки

   Хохотом хохотали.

-какой звук повторяется несколько раз?

          -какой он, гласный или согласный?

Доскажи слово:

Хихи…  хит…  хищ…

-какой звук повторяется?

-чем отличаются эти звуки?

-а что ещё можно сказать об этих звуках?

-от чего зависит твёрдость мягкость звука х?

Вывод.

Если после буквы х стоят гласные а, о, у, ы, э ,то звук х будет твёрдым, а гласные я, е ,ё. ю, я, и

смягчают согласные звуки.

Это же правило применяется и в татарском языке. (таблица)

Придумайте слова на татарском языке,в которых есть буква х.(Дать характеристику звуку х.)

А теперь я буду говорить слова,а вы поднимайте свои светофорики с соответствующим цветом.

(хезмәт, хыял, халык, хәзинә,бәхет ,халык, хужалык.)

     Физминутка.

Жил на свете старичок, маленького роста.

И смеялся старичок чрезвычайно просто.

Ха-ха-ха да, хе-хе-хе,хи-хи-хида бух-бух, Бу-бу-бу да, бе-бе-бе

Динь-динь-динь да трюх-трюх.

Раз увидев паука, страшно испугался,

Но схватившись за бока громко рассмеялся.(повторить припев)

Знакомство с буквой х.

(у детей на столе квадратные листочки.)

-Какой формы ваши листочки?

-Какой признак квадрата вы знаете?

-а можно превратить квадрат в треугольник?

(выполняют действия)

  Раз- листочки поднимаем,

Два- листочки загибаем,

Три- ещё разок свернули,

На четыре- развернули.

-сколько треугольников получилось?(8)

-а какая буква спрятана внутри, назови !

-на что похожа буква х.?

Показ образца букв Хх (на доске плакат)

-какие звуки обозначает буква х?

Чтение слогов и слов в азбуке стр.

-хоровое чтение 1 столбика слогов.

-кто прочитает слоги с мягким согласным х?

Чтение 2 столбика слов (цепочкой)

-кто прочитает слова с твёрдым согласным х?

-какие слока непонятны?(лексическая работа.)

           хутор-посёлок

          химия-наука о составе, строении веществ (работа с толковым словарем)

-разделите слова на слоги (устно)

-как узнать, сколько слогов в слове?

-в каком слове звук х мягкий?

-кто выполнит фонетический разбор этого слова?(1 ученик у доски)

Остальные читают 3 столбик про себя.

-какие из этих слогов являются словами?

Чтение 4-го столбика(хором).

-определите, какой звук х в словах и обозначьте точкой синей или зелёной.

Работа в прописи.

Показ строчной буквы х(плакат)

-из каких элементов состоит буква х?(из двух полуовалов)

-на какую букву похож правый элемент?(с)

Объяснение учителя, как пишется х:

-сначала пишем левый элемент, затем правый. буква пишется с отрывом пера.

Сели прямо, тетради  положили наклоном влево, ручку держим правильно. Напишем букву в

 воздухе. А теперь запишите в прописях 1 и2 строку.

Подчеркнитее ту букву, которая вам понравилась.

       Физкультминутка.»Путешествие в поле.»

Встали. Представьте себе, что мы идём в поле.

1.Шаг на месте.1-2.3-4.1-2.3-4.

2.Остановились.Закрыли глаза. Слушаем тишину. Воздух чистый. вдыхаем воздух полной грудью

,выдыхаем  через рот.-2 раза повторить.

3.Открыли глаза. Посмотрели налево, направо, назад. Посмотрели на небо, на землю.

На земле много камней, давайте его уберём, расчистим поле.

4.Наклонились,взяли камень и отложили в правую сторону. встали.

Наклонились, взяли камень, отложили в левую сторону.(2 раза повт.)

5.Молодцы!Теперь нам пора обратно в школу.(шагаем-1-2-3-4,1-2-3-4.)

6.Остановились.Мы можем приступить к работе? Нет! Надо вымыть руки.

Натираем мылом ладошки, трём тыльную сторону ладони, внутреннюю, делаем круговые движения.

7.Стряхните воду с кистей рук.

8.Вытрите руки полотенцем, трите каждый пальчик.

9.Садитесь.

   На компьютере появляется изображение Незнайки.

Ой, ребята, кто это к нам пришёл? Какой он грустный. Ребята, с ним произошла такая история.

Мама посадила его обедать. Налила ему суп, дала кусок хлеба. А он стал капризничать и сказал:

     «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!»

И только он это сказал, как вдруг оказался в незнакомом царстве ,хлебном государстве.                                                                   А правил этой страной царь.

Прочитайте, как его зовут?(на экране- Каравай.)

Рассердился Каравай на Незнайку(появляется изображение) и сказал:

   «Не отпущу тебя домой, пока не выполнишь все мои задания.!»

-Поможем ему вернуться домой?

1 задание Каравая.

Прочитайте(на экране) названия жителей этой страны(хором):

         Булки

         Пироги

         Баранки

         Пряники

         Сухарики

-назовите одним словом(хлеб)

-что общего у этих слов?(оканчиваются на и)

-как вы думаете, на что указывает буква и на конце слов?(на множество предметов.)

На табло слова: батон, поле, зерно.

-измените слова так, чтобы они обозначали множество предметов.(ы, я, а)

Вывод. В русском языке на множество предметов указывают окончания и-ы-а-я.

      2 задание Каравая.

Подберите родственные слова к слову хлеб.(дети говорят)

-а давайте проверим, правильно ли вы назвали? Прочитайте(1 ученик)

(слова на экране)

-почему они родственные?(у них общая часть, одинаковая по значению)

    3 задание Каравая.

Расскажите о том, как хлеб на стол пришёл?

(дети высказывают свои предположения.)

Давайте проверим, правильно ли вы рассказали.

На табло серия картинок. Рассказ учителя:

1.Посадили зерна в землю, вырастает колосок.

2.Землю боронуют, посыпают удобрением с самолёта.

3.Убирает комбайн.

4.Везут молотить на завод.

5Из муки замешивают тесто и пекут хлеб.

6.Вытаскивают румяный хлеб и везут в магазин.

7.Мы приходим и покупаем.

Вот какой долгий путь проходит хлеб, пока попадёт на наш стол.

Обобщение.

На табло весёлый Каравай, слово «Молодцы!»

-понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Незнайку домой, но напоследок сказал ему…

-как вы думаете, что? Ответы детей.

(бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.)

-посмотрите, как обрадовался Незнайка, что он вам говорит? Спасибо!

Итог.

1.Какую букву мы писали сегодня?

2.Из каких элементов он состоит?

3.Какой звук обозначает буква х?

4.Расскажите всё, что знаете

5.Как надо относиться к хлебу?

6.Какие пословицы знаете о хлебе.?(на русском и на татарском языке.)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....