Урок по русскому языку для 1 класса "Согласные звуки"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Хабирова Аида Фаязовна

Тема урока: Согласные звуки

Цель урока: создать условия для знакомства с основными признаками согласных звуков и букв.

Задачи предметные:  

- содействовать усвоению отличительных признаков согласных и гласных звуков;

- способствовать обогащению словаря учащихся; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

-  формировать графический навык и каллиграфический почерк;  

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности

Метапредметные задачи:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rus_yazyku.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка для 1 класса «Согласные звуки»

Тема урока: Согласные звуки

Цель урока: создать условия для знакомства с основными признаками согласных звуков и букв.

Задачи предметные:   

- содействовать усвоению отличительных признаков согласных и гласных звуков;

- способствовать обогащению словаря учащихся; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

-  формировать графический навык и каллиграфический почерк;  

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности

Метапредметные задачи:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать гласные и согласные звуки и различать согласные звуки по их признакам.

Оборудование урока: учебник русского языка,  тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки букв.

Ход урока

  1. Оргмомент

Ученики: Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки широко раскрыты.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

Учитель: Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Вы друг к другу повернитесь, вы друг другу улыбнитесь!

- Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки.

- А теперь все дружно сели

На меня все посмотрели.

  1. Актуализация знаний.

Ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по улицам города Алфавитинска.

- Как вы думаете, кто жители этого необычного города?

-Правильно, это буквы и звуки. Каждый из них живет на своей улице и строго в своем домике.

Но пока вы ребята сходили в столовую, к нам в класс пришла баба-Яга и решила запутать вас! Она подняла сильный ветер, и буквы из нашего города не могут найти дорогу домой! Поможете им вернуться в свои родные домики?

(на доске карточки букв)

Б Л А Е Ж З И Г Ю

- Что вы видите на доске? (буквы)

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Разделите эти буквы на 2 группы: Б Л Ж З Г и А Е И Ю

-Прежде чем отправить эти буквы на улицу гласных, скажите, пожалуйста, что вы знаете о гласных звуках?

-Как же отличить гласный звук от согласного? Какие признаки мы называли?

- первый признак : из чего состоит гласный звук?(из голоса)

- Как произносится гласный  звук? (при произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград)

- Третий признак: что образует гласный звук? (слог в слове)

- Благодаря этим признакам, мы знаем, как отличить гласный звук от согласного звука.

-Следующая задача - Правильно обозначать гласные звуки на письме.

-  Как называются оставшиеся буквы? (согласные)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Чему мы научимся на уроке?

- Будем учиться отличать согласный звук от гласного.

- Выделим признаки согласных букв.

- Еще какие задачи будут перед нами? Будем учиться слышать согласные звуки,

- Правильно их произносить

- Правильно обозначать звуки буквами.

  1. Минута чистописания.

А теперь угадайте, какие буквы мы очень красиво напишем на минутке чистописания?

Гусь, большой, горластый гусь –
Я его чуть-чуть боюсь.
Гусь гогочет: "Гэ-гэ-гэ!
Где же гусь? Под буквой ...(Гэ)

Попугайчик, попугай,
Папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе,
А найди нам букву
...(Пэ)

Г П

Выделите общий элемент (наклонная с клюшкой и перевернутая клюшка)

- Допишем эти буквы красиво и правильно, сначала подготовим пальчики

«мышка»

  1. Объяснение темы урока.

-Ребята, давайте понаблюдаем за произнесением согласных звуков.

- Произнесите звук «б»

- Какую преграду встречает струя воздуха? (губы)

- Произнесите звук  «с»

- Какая преграда есть при произнесение этого звука? (зубы)

- А теперь попробуйте произнести звук «р»

- Что вам мешает? (язык)

- Так значит, по каким признакам мы отличим согласный звук от гласного звука?

- Прочитайте вывод на стр.32

 - Давайте вернем наши согласные буквы в их домики, но надо правильно угадать из какого они домика!

- На какие группы можно разделить согласные звуки?

1. Парные звонкие и глухие б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш.

- Какие особые звуки есть в этой группе? ( ж-ш – всегда твердые звуки)

2. Звонкие непарные: Н М Л Р Й

- Среди этих звуков какой особый звук есть? (Й – всегда мягкий)

3. Глухие непарные : Х Ч Щ Ц

- что за особенные буквы есть в этой группе? ( Ч, Щ – всегда мягкие звуки, Ц – всегда твердый)

 -  Может кто-то вспомнит, как можно назвать одним словом согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ? (шипящие)

 

- Упражнение: На доске картинки

КАПЛЯ – ЦАПЛЯ

ГРОМ – ГНОМ

СОК - СОН

? - Что в них общего?

? -  Чем различаются эти слова?

? - Какие звуки обозначают буквы, с помощью которых вы образовали новые слова? Какой вывод можете сделать? (замена одной буквы согласного звука меняет значение слова)

- Давайте выпишем буквы, которыми эти слова различаются.

 К Ц Р М К Н

- Попробуйте составить из них любое слово. Получилось? Почему?

- Значит, согласный звук может образовать слог? (без гласного звука - нет)

  1. Физминутка.
  2. Закрепление.
  1. Работа по учебнику на с . 33

Упражнение 3

Назови слова, которые начинаются с согласного звука

МАЯК, КЛАСС, ЙОГУРТ

- Сделаем для них звукобуквенный анализ.

МАЯК – 4б., 5зв., 2 гл 2 с.,

КЛАСС -5б., 4зв., 1г.4с.,

ЙОГУРТ – 6б, 6зв., 2г.4 с.,

  1. Групповая работа.
  1. Итог урока

- О чем говорили на уроке?

- Чем отличаются согласные звуки от гласных звуков?

 - Согласных букв или звуков больше?

- назовите парные согласные.

-Оцените свою работу.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

Распределите слова в две группы по первой букве:

Абрикос, лимон, апельсин, мандарин, киви, инжир.

Вставьте буквы, чтобы получились новые слова:

…ом,         …ом,           …ом,            …ом,

Подчеркни согласные буквы:

Целый месяц под дождем

Мокнет крыша, мокнет дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, нщ».2 класс.

Урок подготовлен и проведен учителем начальных классов   МБОУ Гимназии №2 Карпец Ириной Владимировной. Урок проведён по плану в соответствии с тематическим планированием. Содержание урока со...

Конспект урока по русскому языку "Повторение пройденных звуков и букв"

- развить мотивацию к учению, умению писать пройденные буквы, составлять слоги из букв магнитной азбуки;- коррекция внимания, развитие мелкой моторики и мышления,- способствовать воспитанию аккуратнос...

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"...

Конспект урока по русскому языку « Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»

Тема урока: « Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»Тип урока:  открытие нового знания (ОНЗ)Основные цели:Предметные-1)формировать умение находить в словах буквы безударн...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Разработка урока по русскому языку - шипящие согласные звуки. 1кл.

Данный урок направлен на изучение нового материала. Познакомить учащихся о твердости - мягкости согласных звуов и буквосочитаниях: жи - ши, ча - ща, чу - щу, и их ролью в русском языке....