Планирование по русскому языку 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

Ефремова Людмила Раульевна

В данном тематическом планировании учтены и отражены особенности учащихся данного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_russkomu_yazyku.docx129.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы

«Рекомендовано»        

Руководитель МО

_____        /______________        /

                  ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

                 

                   «Утверждено»

                   Директор МБОУСОШ №8

                    _____        /______________        /

                                      ФИО

                     Приказ №        ______ от

                     «___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

2 класс

Учитель: Ефремова Л.Р.

2013- 2014 учебный год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

№ п/п урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

(Планируемый результат)

Вид контроля

Элементы дополнитель-ного содержания

Дата

I ТРИМЕСТР

Предложение. – 6 часов

1.

Речь, предложение слово. Членение речи на предложения. Признаки предложения.

1

Комб.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме.

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Наблюдать, анализировать и устанавливать правила оформления предложений на письме.
Определять, о ком говорится в предложении и что о нём говорится.

Находить главные члены предложения.

Ставить вопросы к главным членам предложения.
Наблюдать за ролью грамматической основы предложения.
Наблюдать за связью слов в предложении.

Наблюдать за изменением смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения.
Находить слова, близкие и противоположные по значению.
Составлять предложения с синонимами, антонимами, из заданных слов, по вопросам.

При работе в паре говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга (взаимооценка).

Осознавать роль учения (в частности, книги) в жизни каждого человека, важность здорового образа жизни

Развитие речи: нахождение слов, близких и противоположных по значению; составление предложений с синонимами и антонимами; составление предложений из за данных слов; составление предложений из заданных слов по вопросам. 
Работа в паре: подбор синонимов и антонимов. 


Выполнение упражнений

Знакомство  с учебником

03.09 – 07.09

2.

Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

1

Получение новых знаний

Выполнение упражнений

3.

Проверочная работа на выявление умения определять границы предложения. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

1

Получение новых знаний

Проверочная работа

4.

Подлежащее  и сказуемое – основа предложения.

1

Комб.

Выполнение упражнений

5.

Связь слов в предложении. Второстепенные члены предложения (распространенные и нераспространенные предложения).

1

Получение новых знаний

Выполнение упражнений

Образные обороты речи

6.

Обобщение по теме «Предложение». 

Практическая работа № 1

«Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи».

1

Обобщ.

Синонимы и антонимы.

Слово, звуки и буквы – 2 часа

7.

Проверочная работа на выявление умения составлять предложение по вопросам.

Из чего состоят слова. Звуки и буквы – их различие. Буквы как значки звуков.

1

Комб.

Различать звуки и буквы.

Распознавать условные обозначения звуков речи.
Обозначать звуки на письме в виде транскрипции (с помощью учителя).

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Переводить слово звучащее в слово написанное.
Осуществлять контроль своих действий при обозначении звуков буквами при письме.

Соотносить количество звуков и букв в словах.
Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Называть буквы так, как они произносятся в алфавите.

Проверочная работа

Слово и его лексическое значение

10.09 – 14.09

8.

Алфавит. Алфавитное название букв. Обозначение звуков на письме в виде транскрипции.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Гласные и согласные звуки – 7 часов

9.

Р/р.  Обучающее сочинение по теме «Как я узнал, что осень пришла»

1

Урок

развития

речи

Произносить правильно гласные звуки.

Называть признаки гласных и согласных звуков.
Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.
Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.  
Произносить правильно согласные звуки.

Давать характеристику гласным и согласным звукам.
Различать звонкие и глухие согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Анализировать звуко-буквенный состав звучащего слова.
Устанавливать и формулировать: гласный звук образует слог.
Различать прописные и строчные буквы.
Работать со словарём учебника.

Объяснять смысл пословиц.

Составлять предложения с заданными словами.

Находить в стихотворном тексте образные сравнения.
Объяснять значение фразеологизмов (с помощью учителя и самостоятельно).

При работе в паре договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

Осознавать значимость учения, положительных качеств личности человека (трудолюбие, ответственность и др.)

Развитие речи: чтение и объяснение смысла пословиц; составление предложений с заданными словами; нахождение в стихотворном тексте образных сравнений; работа с устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами.

Работа в паре: проговаривание друг другу названий букв алфавита.

Сочинение

10.

Анализ сочинения. Отличие гласных звуков от согласных.

1

Комб.

Выполнение упражнений

11.

Обозначение буквами гласных и согласных звуков.

1

Комб.

Выполнение упражнений

17.09. – 21.09.

12.

Слогообразующая роль гласных звуков. Повторение орфограмм, изученных в 1 классе.

1

Комб.

Выполнение упражнений

13.

Вводный контрольный диктант  № 1 по линии администрации

1

Контр.

Конт-рольный диктант

14.

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

Обобщ.

Выполнение упражнений

15.

Буквы прописные и строчные. Работа со словарем. Практическая работа № 2

«Определение значения слова в толковом словарике учебника»

1

Комб.

Выполнение упражнений

Фразеологичес-кие сочетания

Ударные и безударные слоги - 8 часов

16.

Понятие слога. Слоговая структура слова.

1

Комб.

Различать слово и слог.

Сопоставлять слова, различные по своей слоговой структуре.
Определять количество слогов в слове.
Делить слова на слоги.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Выбирать из данных слов и самостоятельно подбирать слова с заданным количеством слогов.  
Определять роль словесного ударения в слове.
Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.
Определять ударение в слове.
Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных звуков

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного языка.

Работать с орфоэпическим словарём.

Работать с орфографическим словарём учебника.

Осознавать важность положительных качеств личности человека: дружелюбия, поддержки, готовности прийти на помощь, самоотверженности, трудолюбия и др.; осознавать роль учения (в частности, книг) в жизни каждого человека.

Развитие речи: чтение и объяснение смысла пословиц; подбор слова в рифму;
нахождение в тексте образных сравнений; объяснение значений фразеологизмов.




Выполнение упражнений

24.09. – 28.09

17.

Деление слов на слоги.

1

Комб.

Выполнение упражнений

18.

Ударные и безударные слоги.

1

Комб.

Выполнение упражнений

19.

Ударные и безударные слоги.

Правила постановки ударения в словах.

1

Комб.

Выполнение упражнений

20.

Смыслоразличительная роль ударения.

Выполнение упражнений

21.

Смыслоразличительная роль ударения.

Р/р.  Работа с пословицами и поговорками.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Прямое и переносное значение слова в пословицах и поговорках

01.10.– 05.10.

22.

Смыслоразличительная роль ударения. Количество слогов в слове. Практическая работа № 3 «Односложные и многосложные слова»

1

Комб.

Выполнение упражнений

23.

Произношение слов в соответствии с орфоэпическими нормами литературного языка. Орфоэпический словарь, орфографический словарь.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Перенос слов – 4 часа

24

 Р/р.  Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста.

1

Урок

развития

речи

Формулировать правило переноса слов.

Делить слова для переноса, включая слова с ь и й в середине слова.
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую лон, юла, мама).

Применять вывод о правилах переноса слов в практической деятельности.

Накапливать опыт переноса слов различной конструкции.
Контролировать свои действия при записи слов различными способами переноса.  
Находить и исправлять ошибочные варианты переноса в словах.

Составлять из данных слов предложения.
Наблюдать за особенностями загадок.

При работе в паре договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.
Осмысливать чувство гордости за свою малую родину, уважение к ней, осознавать свою нужность для Родины. 

Развитие речи: составление из данных слов предложения; наблюдение за жанром
литературного языка - загадкой, отгадывание загадок (по признакам предмета,
находящимся в ней).

Работа в паре: подбор трёх слов с буквой й для переноса. Один ученик называет  
свои слова и произносит способ переноса, другой проверяет, затем они меняются ролями. После этого ученики самостоятельно записывают свои слова в тетрадь.

Изло-жение

25.

Анализ изложения. Общее правило переноса слов.

Практическая работа № 4

«Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря».

1

Комб.

Выполнение упражнений

26.

Правила переноса слов с Ь.

1

Комб.

Выполнение упражнений

27.

Правила переноса слов с Й.

1

Комб.

Словарный диктант

Имена собственные – 9 часов

28.

Прописная буква в именах собственных. Понятие орфограммы.

1

Комб.

Находить в речи имена собственные.
Располагать имена собственные по алфавиту.
Объяснять, для чего нужен алфавит.

Приобретать опыт в расположении заданных слов в алфавитном порядке.
Приобретать опыт применения знания алфавита при пользовании словарями.
Накапливать опыт в правописании имён собственных с прописной буквы.
Иметь представление о понятии «орфограмма».
Объяснять смысл пословиц.

Составлять предложения с данными словами и по рисунку.
Находить в тексте его части.

Восстанавливать деформированный текст (прозаический, стихотворный).

Составлять текст о том, что интересного видел из окна автобуса, троллейбуса, поезда.  

Планировать последовательность речевого высказывания.
Определять форму речи: диалог или монолог.
Подбирать заголовок к тексту.

Подбирать к словам рифмы.

Находить образные сравнения и объяснять их смысл.

При работе в паре договариваться, кто будет читать текст, слушать, высказывать своё мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его. Высказывать своё мнение, доказывать его, слушать товарища, представлять классу свои общие находки, предложения (или совместное решение).
Понимать, осознавать роль труда в жизни человека, уважать человека трудящегося, личность человека, ценить его особенности, уникальность; проявлять интерес и уважение к различным профессиям человека, понимать значимость и важность любого труда; осознавать себя как личность, проявлять заботу о природе, уважение к великим писателям, чувство сопричастности к ним (это люди, которыми гордится моя страна), чувство гордости за свою страну с ее городами, реками, морями.

Развитие речи: работа с пословицами и поговорками; составление предложений с заданными словами; нахождение в тексте его частей; работа с деформированным текстом; работа с рифмой; нахождение образных сравнений; определение формы речи: диалог или монолог; озаглавливание текста; составление предложений по рисунку.

Работа в паре.  Расположение частей сказки по порядку. Один ученик читает текст, другой следит по учебнику. Затем предлагают свои варианты последовательности частей.. Договариваются об одном варианте и предлагают классу.

Озаглавливание текста. Дети читают самостоятельно (про себя) текст, подбирают заглавие. Высказывают своё мнение соседу, выслушивают его ответ.

Выполнение упражнений

08.10. – 12.10.

29.

Имена собственные. Имена, отчества и фамилии. Профессии людей.

1

Комб.

Выполнение упражнений

30.

Р/р.  Работа с деформированным текстом. Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей.

1

Урок

развития

речи

Составление текста

31.

Анализ работы по развитию речи. Имена собственные: имя, отчество, фамилия.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Образные сравнения в тексте

15.10. – 19.10.

32.

Прописная буква в именах собственных: клички животных.

1

Комб.

Выполнение упражнений

33.

Прописная буква в именах собственных: названиях улиц, сел, городов, деревень, рек и морей.

1

Комб.

Выполнение упражнений

34.

Имена собственные: географические названия.

1

Комб.

Выполнение упражнений

35.

Расположение имен собственных по алфавиту. Знак препинания «кавычки».

1

Комб.

Выполнение упражнений

Использование кавычек

36.

Имена собственные. Обобщение материала.

1

Обобщ.

Выполнение упражнений

Твердые и мягкие согласные звуки – 12 часов

37.

Обозначение мягкости согласных звуков ь, буквами и, е, ё, ю, я.

1

Комб.

Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости- твёрдости.  

Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Пользоваться транскрипцией для условного обозначения на письме твёрдости или мягкости согласного звука.
Устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, и, ю, я).

Контролировать способы обозначения мягкости согласных звуков при записи слов, корректировать по ходу записи или после неё.

Находить и исправлять ошибки на обозначение мягкости согласных звуков в данных словах.

Соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь).

Наблюдать за произношением согласных звуков перед звуком [й].

Формулировать вывод по результатам наблюдений.
Определять «работу» букв е, ё, и, ю, ь после согласных в слове.

Читать и объяснять смысл пословиц.
Находить в тексте образные сравнения.
Наблюдать за особенностями загадок.

При работе в паре договариваться, кто будет приводить примеры первым, обосновывать своё мнение, слушать, оценивать друг друга.
Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, оценивать его ответ, высказывать и обосновывать своё мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу.

Понимать важность проявления чувства доброты, важность
мирной жизни на Земле

Развитие речи: чтение и объяснение смысла пословиц; нахождение в тексте образных сравнений; работа с загадками.

Работа в паре. Подбор слов, в которых есть мягкие согласные звуки. Один ученик называет слова, доказывает своё мнение, затем учащиеся меняются ролями. -

Распределение слов в 2 группы. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 2 группы. Принимают
решение
, распределяют. Оценивают свою работу и работу товарища. Представляют выполненную работу классу.



Выполнение упражнений

22.10. – 26.10.

38.

Мягкий знак в конце слова.

1

Комб.

Выполнение упражнений

39.

Р/р.  Обучающее  сочинение по теме: «Мои друзья»

1

Урок

развития

речи

Сочи-нение

40.

Анализ сочинения. Правописание слов с ь на конце.

1

Комб.

Выполнение упражнений

41.

Мягкий знак в середине слова.

1

Комб.

Выполнение упражнений

29.10. – 02.11.

42.

Правописание слов с  ь в середине.

1

Комб.

Выполнение упражнений

43.

Мягкий согласный звук перед мягким согласным звуком.

1

Комб.

Выполнение упражнений

44.

Слова с буквами е, ё, ю, я. Буквы е, ё, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного

звука.

1

Комб.

Выполнение упражнений

45.

Буквы е, ё, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука.

1

Комб.

Выполнение упражнений

46.

Случаи, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Элементы транскрипции

12.11. – 16.11.

47.

Обозначение йотированными буквами два звука.

1

Комб.

Выполнение упражнений

48.

Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков и мягкости согласного.

1

Комб.

Словарный диктант

Разделительные ь и ъ – 7 часов

49.

Р/р.  Обучающее изложение по готовым вопросам.

1

Урок

развития

речи

Наблюдать, что (какие буквы) разделяют ь и ъ. 

Слушать и  наблюдать, есть ли звук [й'] в словах.
Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Осуществлять контроль своих действий при записи слов, в которых требуется вставить ь или ъ, вносить необходимую коррекцию в ходе записи или после неё.
Находить и исправлять ошибки в данных предложениях, тексте на изученную орфограмму.

Записывать звуками слова (с использованием транскрипции).
Анализировать и распределять слова по группам: слова с ь и с ъ знаками.

Объяснять значение слова в контексте.
Составлять пословицы, объяснять их смысл.
Объяснять значение фразеологизмов.

При работе в паре слушать мнение товарища, договариваться о совместном
решении и
представлять его классу. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, оценивать его ответ, высказывать и обосновывать своё мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу.

Проявлять положительные личностные качества человека

Развитие речи: работа с загадками; объяснение значений слов в контексте; со-
ставление и объяснение смысла пословиц; объяснение значений фразеологизмов.

Работа в паре. Совместное составление пословиц. Распределение слов в 3 группы. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 3 группы. Принимают  решение, распределяют. Оценивают свою работу и работу товарища. Представляют выполненную работу классу.

Изло-жение

50.

Анализ изложения.

Функции разделительных ь и ъ. Что разделяют ь и ъ

1

Получение новых знании

Выполнение упражнений

51.

Отличие ь от разделительного ъ. Образование слов с ъ при помощи приставок.

1

Комб.

Выполнение упражнений

19.11. – 23.11.

52.

Правописание слов с разделительными ь и ъ.

1

Комб.

Выполнение упражнений

53.

Правописание слов с разделительными ь и ъ.

1

Комб.

Выполнение упражнений

54.

Контрольный диктант № 2  по теме: «Имена собственные.

Твердые и мягкие согласные»

1

Контр

Конт-рольный диктант

55.

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

Обобщ.

Выполнение упражнений

Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн – 6 часов

56.

Шипящие согласные ж, ш. правописание сочетаний жи-ши. 

1

Комб.

Правильно произносить шипящие согласные звуки.
Выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки.
Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щy.

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу=-щу и их обозначение буквами.
Находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; 
подбирать примеры слов с такими сочетаниями.
Находить в словах сочетания чк, чн, щн; подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Формулировать вывод относительно правописания слов с этими сочетаниями.

Контролировать грамотное написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в практической деятельности, корректировать свои действия по ходу записи или после неё.
Находить и исправлять ошибки в данных предложениях, тексте на изученную орфограмму.

Наблюдать за написанием сочетаний чк, чн, щн. 
Накапливать опыт в правописании слов с сочетаниями чк, чн, щн.

Подбирать заглавие к стихотворному тексту.
Наблюдать и находить рифмы в стихотворном тексте.
Составлять предложения из заданных слов.

Составлять небольшой рассказ с заданными предложениями.
Озаглавливать рассказ.

Анализировать и подбирать фразеологизмы по данному значению.

При работе в паре договариваться, кто будет приводить примеры первым,
обосновывать своё мнение, слушать товарища, оценивать друг друга.

Осознавать важность положительных личностных качеств

Развитие речи: работа с загадками; озаглавливание стихотворного текста; нахождение рифмы в стихотворении; составление предложений из заданных слов, составление из этих предложений рассказа, озаглавливание рассказа; подбор фразеологизма по данному значению.

Работа в паре: объяснение друг другу орфограмм в словах с пропущенными буквами.

Выполнение упражнений

26.11. – 30.11.

57.

Правописание сочетаний жи-ши.

1

Комб.

Выполнение упражнений

58.

Шипящие согласные ч, щ. правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.

1

Комб.

Выполнение упражнений

59.

Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.

1

Комб.

Выполнение упражнений

60.

Шипящие согласные ч, щ. Правописание сочетаний чк, чн, нщ.

1

Комб.

Выполнение упражнений

II ТРИМЕСТР

61.

Правописание сочетаний чк, чн, нщ.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Фразеологичес-кие сочетания

Текст – 7 часов

62.

Текст. Признаки текста

1

Получение новых знаний

Наблюдать за признаками текста.
Различать текст и предложение.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Различать диалог и монолог.

Составлять текст из деформированных предложений.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак в конце предложения.

Находить части текста (абзацы).

Выбирать заголовок к тексту из предложенных.
Обосновывать правильность плана, данного к тексту.
Составлять план текста, высказывания.

Составлять небольшой текст по вопросам и опорным словам.

При работе в паре договариваться, кто будет говорить первым, контролиро-
вать
и оценивать работу свою и товарища, высказывать и доказывать своё мнение. Договариваться, кто говорит первым, высказывать своё мнение и обосновывать его, слушать, договариваться о совместном решении и представлять его классу.

Понимать роль личностных человеческих качеств в жизни.

Работа в паре. Самостоятельное обозначение границ предложения. Обмен тетрадями, проверка, согласование. Выбор заголовка из предложенных.

Выполнение упражнений

03.12. –

07.12.

63.

Деление текста на предложения. Смысловое единство предложений в тексте.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Диалог, монолог

64.

Части текста. Абзац. Красная строка. Выражение в тексте законченной мысли.

1

Комб.

Словарный диктант

Абзац. Красная строка

65.

Монолог. Диалог. Практическая работа № 5

 «Овладение диалогической формой речи  по теме: «Спортивные достижения» в преддверии Олимпиады-2014 года».

1

Комб.

Выполнение упражнений

66.

План текста.

1

Комб.

Выполнение упражнений

10.12. – 14.12.

67.

Упражнения в составлении плана текста.

1

Комб.

Выполнение упражнений

68.

Р/р.  Обучающее сочинение по серии картинок на тему «Почему огурцы бывают с пупырышками». (Упр. 194)

1

Урок

развития

речи

Сочи-нение

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения – 5 часов

69.

Анализ сочинений. Понятие о предложениях, разных по цели высказывания.

1

Получение новых знаний

Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ).

Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься эти предложения.
Наблюдать и устанавливать взаимосвязь содержания предложения, интонации, с которой оно произносится, и знаков препинания.

Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации, осуществлять контроль своих действий.

Наблюдать и устанавливать, как знаками препинания на письме передаётся различная интонация.
Объяснять расстановку знаков препинания.

Находить описание в тексте.
Анализировать и сравнивать описания.

Находить слова с переносным значением, объяснять их смысл в контексте.

Объяснять значение фразеологизмов.

При работе в паре договариваться, кто будет говорить первым, слушать,
оценивать ответ товарища.

Осознавать важность становления в человеке положительных качеств.

Развитие речи: нахождение описания в тексте; сравнение разных описаний; нахождение в тексте слов с переносным значением; объяснение значений фразеологизмов.

Работа в паре: чтение по очереди друг другу предложений с разной интонацией
(называют её).

Выполнение упражнений

Переносное значение слов

70.

Предложения, различающиеся по интонации.

1

Комб.

Выполнение упражнений

71.

Точка, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения. Практическая работа № 6

«Учимся писать записки»

1

Комб.

Выполнение упражнений

17.12 – 21.12.

72.

Контрольный диктант № 3  по линии администрации за I полугодие

1

Контр

Конт-рольный диктант

73.

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

Обобщ.

Выполнение упражнений

Имя существительное – 5 часов

74

Признаки имени существительного как части речи. Значение, употребление в речи.

1

Получение новых знаний

Различать предмет и слово, называющее предмет.
Наблюдать и называть признаки имён существительных.
Приобретать опыт в различении слов - названий предметов по лексическому значению и вопросу.  

Соотносить терминологию (имя существительное) с признаками части речи (понимание, без заучивания).  
Подбирать с опорой на рисунок слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Объяснять, почему имена собственные являются существительными.

Наблюдать за словами, обозначающими одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Определять имена существительные одушевленные и неодушевлённые.  

Находить в тексте имена существительные, обозначающие явления природы, события.

Подбирать антонимы к имени существительному.
Определять абзацы в тексте.

Составлять и записывать ответы на вопросы по теме.
При работе в паре распределять слова, требующие проверки, между собой;
договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, оценивать его ответ; высказывать и обосновывать своё мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу


Развитие речи: подбор антонимов к существительному; письменные ответы на вопросы; нахождение абзацев в тексте.

Работа в паре: распределение имён существительных в 3 группы. Дети читают слова, предлагают друг другу обоснования для распределения их в 3 группы. Принимают решение, распределяют. Взаимооценка. Представление выполненной работы классу 

Выполнение упражнений

75.

Отработка практических навыков в написании и определении имен существительных.

1

Комб.

Выполнение упражнений

76.

Имена собственные – существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Практическая работа  № 7

«Овладение основными умениями ведения разговора»

1

Получение новых знаний

Выполнение упражнений

24.12. – 28.12.

77.

Существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Получение новых знаний

Выполнение упражнений

78..

Имена существительные: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Число имен существительных – 5 часов

79.

Понятие о числе имени существительного (обозначает один или несколько предметов). Изменение имен существительных по числам. Практическая работа № 8

 «Как пишут телеграммы?»

1

Получение новых знаний

Наблюдать за употреблением в речи имён существительных: могут обозначать один или несколько предметов.
Называть признаки формы единственного и формы множественного числа имени существительного
Определять число имени. существительного.
Образовывать и записывать имена существительные в единственном числе и во множественном числе, контролировать свои действия при записи.
Подбирать имена существительные единственного и множественного числа.

Находить в тексте формы единственного и множественного числа имени существительного.  

Наблюдать за словами я, он, мы и другими как за словами, замещающими имена.

Составлять предложения с именами существительными в форме единственного и множественного числа.
Наблюдать за жанром речи - загадкой.

Наблюдать за жанром литературной речи - сказкой.
Объяснять значение фразеологизмов.

При работе в паре договариваться, кто говорит первым, слушать товарища.

Развитие речи: работа с загадками; составление предложений с именами существительными в форме единственного и множественного числа; наблюдение жанра литературной речи - сказки; объяснение значений фразеологизмов.

Работа в паре: подбор имён существительных в форме единственного числа.

Выполнение упражнений

Части речи; деление частей речи на самостоятель-ные и служебные

80.

Изменение имен существительных по числам.

1

Комб.

Выполнение упражнений

81.

Изменение имен существительных по числам. Подбор имен существительных в единственном и множественном числе.

1

Комб.

Выполнение упражнений

14.01. – 18.01.

82.

Р/р  Обучающее изложение по зрительно воспринимаемому тексту.

1

Урок

развития

речи

Изло-жение

83.

Анализ изложения. Местоимение как часть речи, употребляемая «вместо имен».

1

Комб.

Выполнение упражнений

Местоимения

Род имен существительных – 3 часа

84.

Проверочная работа на выявление умения группировать имена существительные по формам единственного и множественного числа. Понятие о роде имени существительного – мужском, женском, среднем.

1

Получение новых знаний

Наблюдать за употреблением в речи имён существительных: могут быть женского, мужского и среднего рода.
Называть признаки мужского, женского и среднего рода имени существительного.

Определять род имени существительного.

Образовывать и записывать имена существительные разного рода, контролировать свои действия при записи.  
Подбирать имена существительные женского, мужского и среднего рода.

Находить в тексте имена существительные женского, мужского и среднего рода.

Анализировать и распределять в группы имена существительные по признакам.
Составлять предложения с именами существительными в форме единственного и множественного числа.
Составлять предложения с именами существительными женского, мужского и среднего рода.

Читать и объяснять смысл пословиц.

Объяснять значение фразеологизмов.

Проявлять положительные личностные качества

Развитие речи: составление предложений с именами существительными в форме
единственного и множественного числа; работа с пословицами, фразеологизмами

Проверочная работа

85.

Определение рода имени существительного.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Устойчивые сочетания слов

86.

Определение рода имени существительного.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Глагол – 6 часов

87.

Признаки глагола как части речи. Значение, употребление в речи.

1

Получение новых знаний

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Подбирать с опорой на рисунок слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? что сделала? и др.  
Находить глаголы в тексте.

Подбирать к именам существительным глаголы.
Распределять слова в группы по признакам (имя существительное, глагол).  

Устанавливать связь глагола с существительным.
Составлять предложения с глаголами.

Наблюдать изменение глаголов в речи по числам.
Находить образные сравнения в загадках, стихотворениях.
Определять, выяснять значение устаревших слов.
Подбирать глаголы к фразеологизму по заданному значению.

При работе в паре договариваться, кто говорит первым, слушать товарища.

Осознавать значимость положительных качеств человека
для себя и других людей

Развитие речи: нахождение образных сравнений в загадках, стихотворениях; составление предложений с глаголами; выяснение значения устаревших слов; подбор глагола к фразеологизму по заданному значению.


Работа в паре: подбор глаголов к именам существительным

Выполнение упражнений

21.01. –

25.01.

88.

Распознавание глаголов по вопросам.

1

Комб.

Выполнение упражнений

89.

Распознавание глаголов в речи.

1

Комб.

Выполнение упражнений

90.

Отработка практических навыков в написании и определении глаголов.

1

Комб.

Выполнение упражнений

91.

Изменение глагола по числам.

1

Комб.

Выполнение упражнений

92.

Изменение глагола по числам.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Архаизмы

Звонкие и глухие согласные звуки – 3 часа

93.

Р/р  Обучающее сочинение на тему: «За что любят зимушку»

1

Урок

развития

речи

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.
Сравнивать произношение парных звонких и глухих согласных, устанавливать сходство и различия в произношении парных звонких и глухих согласных звуков.
 Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова.

Подбирать рифму, опираясь на сходство звучания концовок слов.  

Наблюдать за жанром речи - загадкой (содержит признаки предмета-отгадки)

Развитие речи: подбор рифмы; работа с загадками (отгадка по признакам)

Сочи-нение

28.01. – 01.02.

94.

Анализ сочинения. Парные звонкие и глухие согласные. Непарные звонкие и глухие согласные.

1

Комб.

Выполнение упражнений

95.

Распознавание звонких и глухих согласных.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Парные согласные звуки в конце слова – 7 часов

96.

Оглушение парных звонких согласных в конце слова. Расхождение в произношении и написании парных звонких согласных и совпадение в произношении и написании парных глухих согласных.

1

Получение новых знаний

Устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных в конце слова.  

Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными.

Сравнивать произношение и обозначение на письме глухих парных согласных перед гласными.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук в конце слова.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Подбирать слова с парными согласными звуками в конце слова.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова, подбора однокоренных слов.

Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в конце слова и в объяснении правописания этих слов.

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученную орфограмму.  
Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).
Наблюдать за жанром речи - загадкой (содержит признаки предмета-отгадки).

Составлять предложения с заданными словами.
Объяснять значение фразеологизмов.

При работе в паре договариваться, кто говорит первым? слушать товарища,
высказывать и обосновывать своё мнение, представлять своё или общее мнение классу. Распределять слова, требующие проверки, между собой; договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, оценивать его ответ; высказывать и обосновывать своё мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу.

Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи - загадкой; составле-
ни
е предложений с заданными словами; объяснение значений фразеологизмов.

Работа в паре. Подбор слов с парными согласными звуками в конце слова.

Подбор проверочных слов. Распределение слов в 2 столбика. Дети распределяют между собой слова для проверки, самостоятельно находят проверочное слово к своим словам, затем рассказывают товарищу.
Потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 2 группы. При-
нимают решение. Взаимооценка. Представление выполненной работы классу.

Выполнение упражнений

04.02. – 08.02.

97.

Обозначение парных согласных звуков на письме (правило). Проверочные и проверяемые слова.

Согласные звуки [б], [п].

1

Комб.

Словарный диктант

98.

Согласные звуки [б], [п], [д], [т]. 

1

Комб.

Выполнение упражнений

99.

Правописание слов с парными согласными на конце.

1

Комб.

Выполнение упражнений

100

Правописание слов с парными согласными на конце.

1

Комб.

Выполнение упражнений

101

Контрольный диктант № 4  по теме: «Парные согласные на конце слова».

1

Контр

Конт-рольный диктант

102

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

Обобщ.

Выполнение упражнений

Имя прилагательное – 12 часов

103

Признаки имен прилагательных, значение, употребление в речи.

1

Получение новых знаний

Различать признак и слово, называющее признак предмета.
Приобретать опыт в различении слов - признаков предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию (имя прилагательное) с признаками части речи (понимание, без заучивания).

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.
Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

Образовывать имена прилагательные от имён существительных и глаголов.

Распределять слова в группы по признакам (имя существительное, глагол, имя прилагательное).

Подбирать имена прилагательные - синонимы, имена прилагательные - антонимы.

Составлять предложения с именами прилагательными.
Дополнять предложения именами прилагательными.
Находить имена прилагательные в тексте.

Находить в тексте слова с переносным значением.
Находить в тексте образные обороты речи, объяснять их смысл.

Подбирать заголовок к стихотворному тексту. 
Различать в тексте диалог.

Наблюдать за жанром литературной речи - стихотворением.
Находить сравнения в стихотворном тексте.

При работе в паре договариваться, кто говорит первым; слушать товарища,
оценивать его ответ; высказывать и обосновывать своё мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу.

Проявлять понимание на уровне своего восприятия слова счастье

Развитие речи: наблюдение за ролью прилагательных в речи; наблюдение за
жанром литературной речи - загадкой; составление предложений с именами при-
лагательными; дополнение предложений именами прилагательными в контексте;
нахождение имён прилагательных в тексте; подбор имён прилагательных к имени
существительному и наоборот; нахождение в тексте слов с переносным значени-
ем, образных оборотов; нахождение и подбор прилагательных-антонимов и при- лагательных-синонимов; озаглавливание стихотворения; нахождение в тексте диалога, определение количества его частей; наблюдение за жанром литературной речи - стихотворением; нахождение сравнений.

Работа в паре: распределение слов в 3 группы, подбор примеров. Учащиеся са-
мостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 3 группы. Принимают решение, распределяют. Оценивают свою работу и работу товарища. Представляют выполненную работу классу.


Выполнение упражнений

11.02. – 15.02.

104

Отработка практических навыков в написании и определении имен прилагательных.

1

Комб.

Выполнение упражнений

105

Связь имени прилагательного с именем существительным. Словосочетания. Род и число имени прилагательного.

1

Получение новых знаний

Выполнение упражнений

Словосочетание

106

Р/р.  Обучающее изложение по коллективно составленному плану

1

Урок

развития

речи

Изло-жение

18.02. –

22.02.

107

Анализ изложения. Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

Комб.

Выполнение упражнений

108

Согласование имен прилагательных с именами существительными.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Переносное значение имён прилагательных

109

Имена прилагательные – антонимы.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Антонимы

110

Имена прилагательные – синонимы.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Синонимы

111

Образование имен прилагательных от имен существительных.  Согласные звуки [г], [к]. 

1

Комб.

Выполнение упражнений

25.02. – 28.02.

112

Образование имен прилагательных от имен существительных.  Согласные звуки [ж], [ш] [з] [с]. 

1

Комб.

Словарный

диктант

Диалог

113

Образование имен прилагательных от имен существительных  и глаголов. Согласные [в], [ф]. 

1

Комб.

Выполнение упражнений

III ТРИМЕСТР

114

Связь имени прилагательного с именем существительным. Упражнение в правописании парных согласных на конце слов.

1

Обобщ.

Выполнение упражнений

Приём сравнения в поэтическом тексте

 

01.03.

Изменение имен прилагательных по родам – 4 часа

115

Определение рода имени прилагательного по имени существительному.

1

Получение новых знаний

Наблюдать за ролью прилагательных в речи.
Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

Определять род имени прилагательного по роду имени существительного.  

Выделять родовые окончания имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от имён существительных.

Составлять словосочетания имени прилагательного с именем существительным.

Подбирать имена прилагательные к именам существительным.  

Составлять предложения с именами прилагательными разного рода.
Подбирать имена прилагательные разного рода с использованием рисунка.

При работе в паре договариваться, кто говорит первым, слушать товарища,
оценивать его ответ, высказывать и обосновывать своё мнение, выбирать общее решение.

Развитие речи: наблюдение за ролью прилагательных в речи; работа со слово-
сочетаниями; подбор имён прилагательных к данным именам существительным;

составление предложений с прилагательными разного рода; подбор прилагательных разного рода с использованием рисунка. .

Работа в паре. Распределение слов в 2 столбика. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом рассказывают друг другу, какие слова отнесли бы они к среднему роду, какие - к женскому. Принимают решение, распределяют, записывают, сверяясь с учебником. Оценивают свою работу и работу товарища.

Подбор прилагательных заданного рода.

Выполнение упражнений

04.03. – 08.03.

116

Родовые окончания имен прилагательных.

1

Комб.

Выполнение упражнений

117

Образование имен прилагательных разного рода от имени существительного.

1

Комб.

Выполнение упражнений

118

Словосочетания имени прилагательного с именем существительным. Практическая работа № 9

«Классификация слов, написание которых можно объяснить изученными правилами".

1

Комб.

Выполнение упражнений

Изменение имен прилагательных по числам – 4 часа

119

Изменение имени прилагательного по числам.

1

Получение новых знаний

Наблюдать за ролью прилагательных в речи.
Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

Определять число имени прилагательного по числу имени существительного.

Определять род имени прилагательного в единственном числе по роду имени существительного.

Выделять окончания имени прилагательного во множественном числе.

Составлять словосочетания имени прилагательного с именем существительным по заданным грамматическим признакам.
Находить образные сравнения.

Наблюдать за жанром литературного языка - загадкой

Развитие речи: наблюдение за ролью прилагательных в речи; работа со слово-
сочетаниями; нах
ождение образных сравнений; работа с загадками.


Выполнение упражнений

11.03. –

15.03.

120

Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.

1

Комб.

Выполнение упражнений

121

Определение числа имени прилагательного. Определение рода имени прилагательного.

1

Комб.

Выполнение упражнений

122

Р/р   Обучающее сочинение по серии картинок

1

Урок

развития

речи

Сочи-нение

Корень слова. Однокоренные слова – 5 часов

123

Анализ сочинения. Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень – общая часть родственных слов.

1

Получение новых знаний

Наблюдать за признаками однокоренных слов.
Называть признаки однокоренных слов.

Доказывать, что данная группа слов содержит однокоренные слова.

Анализировать группы слов, называть лишнее слово, не являющееся однокоренным.

Наблюдать за ударением в группе однокоренных слов.
Наблюдать за чередованием согласных звуков в корне слова.
Наблюдать принадлежность однокоренных слов к разным частям речи.

Соотносить однокоренные слова с определёнными частями речи.

Подбирать однокоренные слова к именам существительным.
Подбирать однокоренные слова к именам прилагательным.
Подбирать однокоренные слова к глаголам.
Анализировать слово на предмет выделения в нём общей части - корня.
Накапливать опыт в выделении корня в словах.
Наблюдать за однокоренными словами в тексте.
Распределять слова в группы по определённым признакам (однокоренные, не однокоренные - синонимы).
Объяснять значение фразеологизмов.

При работе в парах договариваться, кто говорит первым; слушать товарища,
оценивать его ответ; высказывать и обосновывать своё мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу.

Понимать и проявлять любовь к матери, близким людям; осознавать, что негативные настроения и чувства неблагоприятны для развития человека.

Развитие речи: подбор однокоренных прилагательных к существительным и на-
оборот; подбор однокоренных глаголов к существительным и наоборот; наблюдение
за однокоренными словами в тексте; объяснение значений фразеологизмов.  

Работа в паре: распределение слов в 2- 3 группы. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в  2 – 3 группы. Принимают решение, распределяют. Оценивают свою работу и работу товарища. Представляют выполненную работу классу.

Выполнение упражнений

124

Чередование согласных звуков в корне слова. Нахождение корня в слове.

1

Получение новых знаний

Выполнение упражнений

18.03. – 22.03.

125

Упражнение в распознавании однокоренных слов. Практическая работа № 10

«Формирование орфографической зоркости, Использование орфографического словаря»

1

Комб.

Словарный диктант

126

Подбор однокоренных слов к именам существительным, именам прилагательным, глаголам. Нахождение корня в слове.

1

Комб.

Выполнение упражнений

127

Нахождение корня в слове.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Предлоги – 3 часа

128

Предлог как часть речи. Роль в речи, употребление.

1

Получение новых знаний

Наблюдать за работой предлогов в речи.
Формулировать вывод о роли предлогов в речи.
Выделять предлоги в предложении.

Отличать предлог от приставки.

Вставлять в предложения предлоги по смыслу.
Составлять предложения с предлогами (по рисунку и самостоятельно) .

Накапливать опыт в раздельном написании предлогов со словами.

Находить и исправлять ошибки в данных предложениях, тексте на раздельное написание предлогов со словами.
Контролировать свои действия при письме при записи предлогов со словами, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).

Определять части речи в предложении.
Составлять концовку рассказа.

Читать пословицы и объяснять их смысл.

При работе в малой группе договариваться об очерёдности выступлений; слушать
членов группы; высказывать и аргументировать свою точку зрения; строить понятные для партнеров высказывания, учитывать позицию других; осуществлять взаимопроверку; обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение, представлять это решение классу.

Понимать важность труда в жизни каждого человека, его

пользу для всех людей

Развитие речи: составление предложений с предлогами; наблюдение за жанром литературной речи - рассказом; составление окончания рассказа; объяснение смысла пословиц.
Работа в малой группе (3 – 4 человека): отличие предлога от приставки 

Выполнение упражнений

129

Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Комб.

Выполнение упражнений

01.04. –

05.04.

130

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Устойчивые сочетания слов

Изменение имен существительных по вопросам – 5 часов

131

Связь имени существительного с другими словами в предложении.

1

Получение новых знаний

Наблюдать за смысловой связью имени существительного с другими словами в предложении.

Формулировать вывод об изменении имени существительного.

Наблюдать, на какие вопросы отвечает имя существительное.

Ставить вопросы к имени существительному от слова, к которому оно относится.
Изменять имя существительное по вопросам кого? (чего?), кому? (чему?), кого? (что?), кем? (чем?), о ком? (о чём?).
Наблюдать за окончаниями имён существительных при их изменении по вопросам.

Выделять окончания имён существительных при их изменении.

Составлять предложения с именами существительными, чтобы они отвечали на заданные вопросы.

Составлять словосочетания различной конструкции.
Озаглавливать текст.

Читать пословицы и объяснять их смысл.
Выяснять происхождение слова.

Пользоваться толковым словарём (с помощью учителя, с товарищем, самостоятельно).

Объяснять значение авторских сравнений.

Осознавать важность воспитания в себе положительных личностных качеств и черт характера.

Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи - сказкой; озаглавли-вание текста; составление предложений с данным словом, чтобы оно отвечало на
разные вопросы; чтение и объяснение смысла пословиц; выяснение этимологии
слова (без введения понятия); составление предложений с данными именами существительными; объяснение значения авторских сравнений.  

Выполнение упражнений

132

Вопросы, на которые может отвечать имя существительное: кто? кого? кому?  кем? о ком? что? чего? чему?  чем?  о чём?

1

Получение новых знаний

Словарный диктант

133

Окончания имен существительных. Толковый словарь. Проверочная работа на выявление умения составить словосочетание.

1

Комб.

Прове-

рочная работа

Образное сравнение

134

Контрольный диктант № 5 по темам: «Однокоренные слова», «Предлоги»

1

Контр.

Конт-рольный диктант

135

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

Обобщ.

Выполнение упражнений

Настоящее и прошедшее время глагола – 8 часов

136

Изменение глагола по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.

1

Получение новых знаний

Наблюдать за глаголами в речи.

Формулировать вывод на основе наблюдений об изменении глаголов по временам.
Ставить вопросы к глаголам.

Называть признаки настоящего и прошедшего времени глаголов.

Определять время глаголов.
Определять число глаголов.

Подбирать к глаголам однокоренные глаголы разного времени однокоренные имена существительные.

Подбирать к именам прилагательным однокоренные имена существительные и глаголы.        ..

Наблюдать за согласованием имён прилагательных и имен существительных.        

Изменять данные глаголы с установкой изменения времени глагола.                -
Наблюдать за жанром литературной речи – стихотворением.

Находить и объяснять значение авторских сравнений.
Находить и объяснять значение устаревших слов.
Составлять предложения с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени.

При работе в паре  договариваться, кто говорит первым, слушать товарища и оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнения.

Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи - стихотворением,

нахождение и объяснение значения авторских сравнений, старинных (устаревших)
слов: составление предложении с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем

времени.

Работа в паре. Подбор примеров по обозначенным признакам.

Подбор однокоренных слов к данным словам. Один ученик читает слово, другой
подбирает к нему однокоренное слово, доказывает, первый оценивает правильность объяснения. Меняются ролями.

Выполнение упражнений

08.04. – 12.04.

137

Определение времени глагола. 

Практическая работа № 11

«Учимся писать письма»

1

Комб.

Выполнение упражнений

138

Определение времени глагола. Подбор к глаголам однокоренных глаголов разного времени.

1

Комб.

Выполнение упражнений

139

Р/р.  Обучающее изложение по тексту, воспринимаемому на слух, по коллективно составленному плану

1

Урок

развития

речи

Изло-

жение

15.04. – 19.04.

140

Анализ изложения. Упражнение в образовании и определении времени глагола.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Архаизмы. Образные сравнения

141

Определение времени глагола. Подбор к глаголам однокоренных существительных. Практическая работа  № 12 «Фонетический анализ слова  по предложенному алгоритму»

1

Комб.

Выполнение упражнений

142

Определение времени глагола. Подбор к прилагательным однокоренных существительных и глаголов.

1

Комб.

Выполнение упражнений

143

Упражнение в образовании и определении времени глагола. Проверочная работа на выявление умения находить части речи.

1

Комб.

Прове-

рочная работа

Образные сравнения

Безударные гласные в корне слова – 12 часов

144

Необходимость проверки безударного гласного звука в корне слова. Совпадение и расхождение произношения и обозначения на письме безударных гласных звуков.

1

Получение новых знаний

Наблюдать за безударными гласными в корне слова.
Устанавливать необходимость проверки безударного гласного звука в корне слова.

Анализировать произношение и написание слов с безударными гласными.

Наблюдать совпадение и расхождение произношения и обозначения на письме безударных гласных звуков.
Формулировать на основе наблюдения вывод.

Формулировать правило обозначения безударных гласных звуков в корне слова.

Осознавать принцип действия про верки - постановка безударного звука в ударную позицию.

Различать проверяемое и проверочное слова.

Подбирать проверочные слова к проверяемым.
Применять правило обозначения безударных гласных звуков в корне слова.

Отличать проверку безударного гласного звука путём изменения слова (формы слова) и путём подбора однокоренных слов.

Изменять число имён существительных для подбора проверочного слова.  

Изменять время глаголов для подбора проверочного слова.
Наблюдать невозможность проверки безударных гласных звуков в некоторых словах.

Пользоваться орфографическим словарём.

Приобретать навык правописания безударных гласных в корне слова.

Находить и исправлять ошибки в данных словах предложениях, тексте на изученную орфограмму.

Осуществлять контроль своих действий при письме при обозначении безударных гласных звуков в корне слова вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).
Выделять в тексте его части, озаглавливать их.

Читать пословицы, поговорки и объяснять их смысл.
Наблюдать за жанрами литературной речи – загадкой, стихотворением.

Читать выразительно стихотворения.

Подбирать синонимы к слову из предложенных.

При работе в паре договариваться, кто говорит первым; слушать товарища и
оценивать его ответ; высказывать и обосновывать своё мнение.

При работе в малой группе договариваться об очерёдности высказываний; слушать
членов группы; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для членов группы высказывания, учитывать позицию других; обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее
решение, представлять это решение классу.

Осознавать понятие «дружба», понимать важность умения дружить

Развитие речи:  выделение в тексте его частей, их озаглавливание; работа с по-
словицами, поговорками, загадками стихотворениями как жанрами речи; вырази--
тельное чтение стихотворений; подбор синонимов к слову из предложенных.

Работа в паре: упражнение на вставку пропущенных букв. Дети самостоятельно
читают слова (текст), вставляют пропущенные буквы и готовятся объяснить товарищу. Оценивают ответ друг друга.

Работа в малой группе (3 – 4 человека): распределение слов в 2 группы по признакам, которые необходимо определить.

Выполнение упражнений

22.04. – 26.04.

145

Определение ударного и безударного гласного звука в словах.

1

Комб.

Выполнение упражнений

146

Правило проверки безударных гласных звуков в корне слова (проверка ударением).

1

Получение новых знаний

Словарный диктант

147

Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными.

1

Комб.

Выполнение упражнений

148

Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. Проверочные и проверяемые слова.

1

Комб.

Выполнение упражнений

149

Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными.

1

Комб.

Выполнение упражнений

29.04. – 03.05.

150

Непроверяемые безударные гласные звуки в словах.

1

Комб.

Выполнение упражнений

151

Непроверяемые безударные гласные звуки в словах. Орфографический словарик.

1

Комб.

Выполнение упражнений

152

Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными.

1

Комб.

Выполнение упражнений

153

Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными.

1

Комб.

Выполнение упражнений

06.05. – 10.05.

154

Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными.

1

Комб.

Выполнение упражнений

155

Р/р. Обучающее сочинение по теме: «Весна-Красна»

1

Урок

развития

речи

Сочине-ние

Будущее время глагола – 7 часов

156

Анализ сочинения. Вопросы глаголов будущего (сложного) времени. Определение времени глагола.

1

Получение новых знаний

Наблюдать за глаголами в речи.
Ставить вопросы к глаголам.
Определять время глаголов.

Образовывать глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.

Составлять словосочетания с глаголами в будущем, .прошедшем и настоящем времени.

Подбирать проверочные слова для проверки безударных гласных звуков путём изменения времени глагола.
Подбирать к имени существительному однокоренные глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени.

Сравнивать слова и распределять их в группы по определённым признакам.  

Составлять предложения с глаголами в будущем времени.
Составлять предложение с данным словосочетанием и глаголом в указанном времени.

Находить синонимы в тексте.

Находить и объяснять значение авторских образных сравнений.
При работе в паре договариваться, кто говорит первым; слушать товарища и
оценивать его ответ; высказывать и обосновывать своё мнение.

 договариваться об очерёдности высказываний; слушать членов группы; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить понятные для членов группы высказывания, учитывать позицию других; обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение, представлять это решение классу.

Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи - стихотворением;
составление предложений с глаголами в будущем времени; составление предложений с данным словосочетанием и глаголом в каком-либо времени; нахождение синонимов; объяснение значения авторских образных сравнений.

Работа в паре: подбор глаголов в форме заданного времени.

Работа в малой группе (3 – 4 человека): распределение слов в 2 группы по признакам, которые необходимо определить

Выполнение упражнений

157

Образование глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени. Повторение изученного во 2 классе. Орфограммы.

1

Комб.

Выполнение упражнений

13.05. – 17.05.

158

Контрольный диктант № 6 по линии администрации за II полугодие.

1

Контр.

Конт-рольный диктант

159

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

Обобщ.

Выполнение упражнений

160

Составление словосочетаний с глаголами в будущем, прошедшем и настоящем времени.

1

Комб.

Выполнение упражнений

161

Подбор проверочных слов для проверки безударных гласных звуков путем изменения времени глагола.

1

Комб.

Выполнение упражнений

162

Подбор к имени существительному однокоренных глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени.

1

Комб.

Выполнение упражнений

Речь – 8 часов

163

Речь устная и письменная. Стили речи. Разговорная, деловая, научная, художественная речь.

1

Комб.

Узнавать говорение и слушание как виды устного общения.
Распознавать речь устную и письменную.

Накапливать практический опыт в уместном употреблении языковых и неязыковых средств устного общения: интонации, громкости, темпа, тона, жестов, мимики.

Сравнивать и выявлять особенности различных стилей речи.
Накапливать практический опыт в различении стилей речи.
Наблюдать за описанием одного и того же предмета при употреблении разных стилей речи.

Различать диалог, монолог.
Наблюдать за признаками текста.
Называть признаки текста.
Выделять части текста.

Анализировать данный план текста, корректировать его при необходимости, составлять план по имеющемуся началу.

Восстанавливать деформированные предложения и небольшой текст.

Составлять предложения на заданную тему по рисунку, плану, опорным словам.

Подбирать заголовок к тексту из предложенных.
Озаглавливать текст самостоятельно.

Наблюдать за эпитетами, образными сравнениями, образными оборотами речи, находить их в речи.

Соблюдать требования культуры речи, этических норм, этикетных форм в зависимости от ситуации общения и её участников.
Наблюдать за особенностями повествовательного текста.
Наблюдать за особенностями текста-описания.
Наблюдать за жанрами литературной речи: рассказом, сказкой, загадкой, стихотворением, скороговоркой, пословицей, поговоркой и т.д.
Составлять объявление.

Анализировать авторские чувства в стихотворном тексте.
Наблюдать за употреблением однозначных и многозначных слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.

Находить слова, употреблённые в прямом и переносном значении.

Определять значение слова по толковому словарю.

При работе в паре договариваться, кто говорит первым; слушать товарища;  высказывать и обосновывать своё мнение, представлять его классу.

Понимать и проявлять положительные личностные качества: трудолюбие, готовность к учению; любовь к животным и заботу о них; доброе и ласковое обращение к близким.

Работа в паре: расположение плана рассказа в нужной последовательности. Дети читают самостоятельно текст. Читают план к нему. Затем вместе восстанавливают последовательность деформированного плана, представляют свое решению классу.

Выполнение упражнений

20.05. –

24.05.

164

Научно-деловое описание как сообщение точных сведений. Художественная речь как способ передачи чувств, настроения человека.

1

Комб.

Выполнение упражнений

165

Проверочная работа на выявление умения находить границы предложения. Диалог и монолог. Текст. План текста.

1

Комб.

Прове-

рочная работа

166

Эпитеты, образные сравнения – «помощники» художественной речи. Образные обороты речи.

1

Комб.

Выполнение упражнений

167

Правила этикета (обращение, отклик, приветствие, прощание, просьба и пр.)

1

Комб.

Выполнение упражнений

27.05 – 30.05.

168

Типы текстов. Повествование как тип речи, его признаки. Описание как тип речи, его признаки.

1

Комб.

Выполнение упражнений

169

Жанры литературной речи: рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, пословица, поговорка и т.д.

1

Урок-игра

170

Повторение изученного во 2 классе. «Удивительный мир языка».

1

Урок-игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...