Урок по русскому языку по теме: "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Танатова Гульмира Салауатовна

Цели:

Упорядочить знания детей о составе слова;

Наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.

 

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания по теме « Состав слова»;

Сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

Формировать навык грамотного написания слов;

Развивать память, внимание, мышление, речь;

Воспитывать интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

 2 класс

Тема урока: «Состав слова».

Цели:

Упорядочить знания детей о составе слова;

Наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания по теме « Состав слова»;

Сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

Формировать навык грамотного написания слов;

Развивать память, внимание, мышление, речь;

Воспитывать интерес к предмету.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:

Психологический настрой: Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы помогаем друг другу. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Улыбнитесь друг другу.

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

– Сегодня на уроке мы отправимся  по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, ещё раз познакомимся с частями слова.

На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

Если вы уберете не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока. ( Состав)

Какое значение может иметь слово «состав»?

Словарь Ожегова Состав – это (читает Вика из словаря.)

Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

( состав слова)

Путешествовать и закреплять знания  будем на поезде «Состав

слова»  (Слайд 2) по  станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики.

Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

II. Упражнения по чистописанию (Слайд 3).

Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.

III. Повторение об однокоренных словах и корне слова (Слайд 4).– Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, про какой сад идёт речь?
(Из однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

(Слайд 5).


– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

 Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок

– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник) 
– Как их можно назвать одним словом?
(Однокоренные) 
- Выделите корень в этих словах.

– Что называется корнем слова?

 (Слайд 6)

(На доске появляется определение корня слова).

– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.

(Слайд 7).

- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень» со словом «ход»

 (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

– Продолжаем наше путешествие дальше.

VI. Знакомство с окончанием (Слайд 8).

– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.

- Но что это?  Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)

                                              ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
–Вставьте  окончания слов зелёным цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.

 (По щелчку появляются окончания слов)

– Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания? Спишите этот текст в тетрадь.

(Слайд 9)  (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик с окончанием «и»
(Слайд 11).

-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)

 (Слайд 12). (Звучит звукозапись голосов живой природы).

V. Физкультминутка

– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.

(Слайд 13).

VI. Знакомство с приставками и суффиксами (Слайд 14).

– Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня?
 (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала?
(Ходи)
– Кот добавил приставку
у - и суффиксы –ил- ,  получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)

- А зачем нужны приставки и суффиксы?

VII. Самостоятельная работа в группах (Слайд 15).

(См. «Задания для работы в группах)

VIII. Проверка самостоятельной работы.

(Слайд 16 ).
– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 16,17)
– Посмотрим, какую роль играет суффикс
.  (Слайд 18, 19 ) 

(Слайд 20)

- Для чего служит суффикс?

– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением. 

(Слайд 21)

– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 22)

IX. Закрепление

– Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова.
(Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются).(Слайд 23)
– Что же называется приставкой?
(Дети формулируют правило по опорным схемам).

– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

(Слайд 24)На доске появляются рифмовки: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».

Тест по группам (самостоятельно). Проверка. Какое слово у вас получилось?( знатоки)

Знатоки - кто это?

А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока?

X. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Разработка урока по русскому языку по теме "Состав слова"

Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс

На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. ...

Открытый урок по русскому языку на тему "Состав слова"

Урок  показывает уровень знаний умений и навыков , которыми учащиеся владеют на данный период....

Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова и словообразование"

Целью данного урока является повторение алгоритма разбора слова по составу.Формируемые УУД:предметные: закрепить и отработать алгоритм разбора слова по составуметапредметные: формирование ум...