Звуки [в] [в']. Буквы В, в
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Оганесян Рая Васильевна

Разработка урока по русскому языку для 1 класса. Данный урок стал победителем в муниципальном конкурсе молодых учителей "Учительские всёсны - 2012". Урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs._urok.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1

УМК: «Начальная школа ХХI века»

Тема: «Звуки [в] [в']. Буквы В, в»

Цели и задачи:

  •  дидактические  - выделить из речи согласные звуки [в], [ в’] и обозначить их буквами В, в; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения;
  • развивающие – продолжить развитие фонетического слуха, мелкой моторной способности, внимания, мышления, способствовать развитию литературно-грамотной и связной речи, формировать  наблюдательность.
  • воспитательные – установление психологического  и эмоционального контакта  с учащимися, прививать интерес и любовь к чтению, продолжить работу по формированию ученического  коллектива, формировать умение работать в парах.

Оборудование: Журова Л.Е. Евдокимова А.О. «Букварь» (1 часть) Москва: 2012г, Вентана-Граф, карточки (слоговые, со словами, для работы в парах), сказочный герой, лента букв.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие

Методы: проблемное изложение, исследовательский, эвристический.  

Ход урока  

  1. Организация начала урока.

Приветствие. «Минутка вхождения в урок»  (учитель предлагает всем обняться  - тем самым наладить физический и психологический контакт с учащимися) 

  1. Подготовка к активной познавательной деятельности  

- Отгадайте загадку:

С пятачком он ходит в гости,

Любит мед, варенье просит…

Это кто, скажите вслух!

Медвежонок ……(Винни - Пух)

-  Сегодня к нам на урок пришел сказочный мишка Винни – Пух. У него загадочный конверт, может в нем есть что-то и для нас? Конечно, здесь «коврик» слов.

- Посмотрите внимательно на "коврик" слов. Найдите слова, обсудите их в парах.

- Сколько слов нашли? Назовите. (Сова, ветер, клюква, вода, север, волк) Что общего во всех словах?  

- Как вы думаете,  чему посвящен сегодняшний урок? ("Звуки [в], [в'], буквы В в.")

- Что хотите узнать на уроке, чему научиться?

  1. Открытие нового знания.

- Рассмотрите схемы на стр. 116, как можно назвать картинки, что бы количество звуков совпадало с количеством клеточек?  (ветка)

- Разделите слово «ветка»  на слоги, ответ обоснуйте.

- Выделите первый слог, звук. Охарактеризуйте его  (вет, [в'] согласный, мягкий, звонкий); (главное требование к ответам учащихся – убедительность, т.е. ребенок должен доказать свою точку зрения).

Аналогично разбираются все остальные звуки. Учащиеся отмечают  характеристику звуков на схеме слова.

- Почему во 2 слове выделена буква «о»? (слышим звук [а], но пишем букву «о», проверочное слово – волны).  

- Предлагаю вам еще раз посмотреть схемы. Назовите первые звуки в словах. Посовещайтесь друг с другом и сформулируйте вывод.

Зарядка для глаз.

- Ребята смотрите прямо перед собой на дальний предмет в течении 2-3 сек, затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз.

Фонетическая зарядка

- Как жужжит пчела? (ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

- Как звенит комар? (з-з-з)

- Как рычит тигр? (р-р-р)

 - Ребята, сейчас потренируемся вместе с Винни в чтении слогов и слов. (Виды: хоровое, «чтение по рядам»)

В

а

о

у

э

ы

В

я

ё

ю

е

и

Чтение слов (карточки). Виды: по цепочки, ритмичное чтении

- Винни - Пух предлагает поиграть в игру «Ветка – волна». Девочки будут участницами команды «Ветка». Вам необходимо хлопнуть  услышав мягкий звук [в']. А мальчики будут участниками команды  «Волна»- услышав твердый звук [в] они хлопнут. (Слова: велосипед, звонок, вишня, ветер, воздух, ворота, веревка, город, ворона и т.д.)

Физкультминутка с заданием

- Ребята, как только девочки услышат звук[в]присядут, а мальчики  хлопают как только слышат [в'].  

Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик.

- Ребята, если мы решили записать слово «ветка», какая буква будет стоять в начале слова?

- А если мы решили записать слово «волна», какая буква будет стоять в начале слова?

- Звуки одинаковые? А буквы? Обсудите в парах. Сделайте вывод.

Печатание слов «ветка» и «волна»

-Рассмотрите букву «в». На что похожа буква? Найдите место на ленте букв.

Работа с учебником

- Ребята, потренируемся в чтении слов. Первый столбик хором прочитают девочки, а второй – мальчики, а затем поменяемся.

Зарядка для глаз.

-  Закройте веки и помассируйте их кончиками указательных пальцев.

Чтение текста  читающими учащимися. Другая половина аудитории подчеркивает, изученную букву цветными карандашами (зеленым и синим, в зависимости от позиции) с последующим заданием.

- Посчитайте сколько раз в тексте встречается буква «в»,

Предложенное задание можно усложнить: сколько раз встречается звуки [в],  [в'].  

Беседа по вопросам.

- С чего начинается произведение?

- Как отреагировала внучка на исправлении дедушки?

 - Какие «чудеса» произошли со словами?

- Еще раз прочитайте заголовок произведения. Почему А. Шибает так его назвал?

Работа в парах.  

  - Ребята, попробуйте подобрать такие же «чудесные слова»

Учащиеся называют  подобранные слова.

-  Ребята, как удивителен русский язык! Помимо того что достаточно поменять одну букву в слове  чтобы  получить другое, можно буквы одного слова поменять места и получить совсем другое слово. Давай те и мы попробуем.

Волос

Навес

5

3

2

1

4

3

4

5

1

2

- С чего начнем? Какие слова получились? Давайте напечатаем их

Волос

Навес

5

3

2

1

4

с

л

о

в

о

3

4

5

1

2

в

е

с

н

а

Работа с передвижной азбукой.

- Ребята помогите Винни - Пуху составить и прочитать слова. (кол, вол, волк, толк, Толя, Коля, Оля, Поля, поле и т.д.)

- Ребята, Винни - Пуху пора. Давайте попрощаемся и поблагодарим его.

  4. Итог урока.

- Итак,  вернемся к теме и целям урока

-Что узнали?

-Какие задачи ставили перед собой, и удалось ли их выполнить?

-Чему хотели бы еще научиться?

-Что на уроке показалось трудным для вас?

-Что удалось легко?

 5. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.  

  • Красный - "Всё получилось. Я - молодец!",
  • Зелёный - "Я старался, но пока не всё получилось".

- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Спасибо вам! Желаю успехов!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....