Урок в 4 классе. Тема: "Род имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Фёдорова Ольга Анатольевна

Данный урок предназначен для учащихся 4-5 классов, с элементами УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx19.94 КБ
Файл rod_imen_sushchestvitelnykh.pptx387.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Род имен существительных»

Цель: обобщение сведений, изученных в начальной школе, и введение нового понятия – существительное общего рода.

Задачи:

1.Повторить известный учащимся из курса начальной школы материал о роде имен существительных; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода имен существительных; научиться правильно, определять род имен существительных; познакомить с существительными общего рода.

2.Способствовать развитию у учащихся речи, логики мышления, творческих способностей, памяти, внимания.

3.Воспитывать интерес к предмету, умение работать в паре, коллективно, оценивать себя и своих товарищей.

Ход урока

  1. Оргмомент (настрой на работу)

Ребята, сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос: Какую мысль хотел выразить автор в этих строках?

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

Наверное, когда у вас все получается, когда все понимаете и запоминаете, то и знания можете применить на практике. Давайте постараемся, чтобы наш урок был светлым и радостным.

  1. Актуализация знаний.

А. Работа с картиной

Рассмотрите картину, какие предметы на ней изображены?

- К какой части речи мы их отнесем?

Я распределила эти предметы на 3 группы. - Как вы думаете, по какому признаку они распределены?

- Как вы определили род имен существительных?

3.  Формулирование темы и целей урока

- Сформулируйте тему урока

- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Повторить известный материал о роде сущ.; выявить основные способы определения рода сущ.; научиться правильно определять род сущ.)

4.  Введение в новою тему

А. Работа по вопросам

Мы должны вспомнить все то, что знаем о роде.

- Сколько родов существует для имени существительного?

- Как определить род им. Сущ.?

- Какие окончания имеют сущ-е  м.р, ж.р, с.р.?

Б. Работа с таблицей («знаю», «умею»)

- всегда ли работает эта схема? (Нет. В этом мы убедимся позже)

В. Чтение стих.

- А сейчас послушаем стихотворение о роде и возьмем его за основу.

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат,

Стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу, - моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род – оно мое:

Мое окно, село мое.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу:

«Он – мой».

Средний род: «Оно – мое».

Это правило твое.

Г. Распределительный диктант (по вариантам: 1- м.р, 2 – ж.р, 3 – с.р. ) Отработать знания на практике.

Мастер, день, государство, любовь, земля, село, конь, поле, поход, река, башня, ветер, огонь, стул.

- Какое же задание? (определить род, выделить окончания)

Взаимопроверка (обменялись тетрадями, поставили оценки)

- Есть ли ошибки?

- Легко ли определить род сущ.? (памятка)

5.  Физминутка

- Я говорю слова, а ваша задача определить их род

М.р. – руки на пояс, вращение туловищем

Ж.р. – поднимите руки вверх, похлопайте в ладоши

С.р. – присядьте.

6. Открытие новых знаний

А. Постановка проблемной ситуации (устно)

На экране: забияка, рева, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, егоза, задира, засоня.

- Какое задание нужно выполнить?

- Все ли ясно? (Эти слова называются словами общего рода. Могут стоять и в м.р. и в ж.р.)

- А как же определить, когда данные слова должные стоять в м.р. и ж.р. Для этого проведем исследовательскую работу.

Б. Исследовательская работа (работа с предложениями, в паре)

- Сейчас мы запишем предложения со словами общего рода (задира, непоседа, засоня) и на основе этого проведем исследование.

- Выделите окончания, определите род

- Отчего же зависит род данных слов? Сами по себе это сущ. общего рода, в контексте они приобретают род.(От контекста. Если речь идет о мужском поле – м.р., о женском – ж.р.)

 - Вы часто используете в разговорной речи такие слова?

Г. Сценка

- Учащиеся подготовили выступление, чтобы вы лучше запомнили правило сущ. общего рода.

- Какое сущ. общего рода встретилось в сценке?

Сделаем вывод

Д. Создание проблемной ситуации

И это еще не все!

- Посмотрите на таблицу

Мозоль

вуаль

туфля

Тюль

лебедь

шампунь

Какао

повидло

- Определите род данных слов

Самопроверка по эталону

- Определить род некоторых им. Существительных действительно сложно. Есть слова, которые нужно запомнить.

7. Первичное закрепление

А. Составьте словосочетания «прил.+ сущ.» со следующими сущ.: лебедь (1 вариант), тюль (2 вариант), шампунь (3 вариант).

Б. Дифференцированное задание

Слабые уч. – карточки

Сильные – игра «Третий лишний»

Задание: отыскать лишнее слово, составить цепочку слов на изученное правило с оставшимися сущ.

1.Молодежь, картофель, путь

2.Неряха, задира, ветчина.

8. Дифференцированное домашнее задание

1группа: – упр. 726

2 группа: - составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.

3 группа: - подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.

9. Самооценивание

10. Рефлексия

- Понравился ли урок?

- Что нового на уроке узнали?

- Кто встретил трудности?

10. Дифференцированное домашнее задание

1группа: – упр. 726

2 группа: - составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.

3 группа: - подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный, мучительный сон.

Слайд 3

Цветок луг лес Земля гора Небо облако

Слайд 4

Тема: « Род имён существительных»

Слайд 5

Цели урока: Повторить известный материал о роде существительных. 2. Выявить основные способы определения рода существительных. 3. Научиться правильно определять род существительных.

Слайд 6

«Знаю» Женский род Мужской род Средний род «Умею» Определять род существительных, подставляю слова – помощники: моя, мой, моё. Актуализация знаний.

Слайд 7

Мастер, день, государство, любовь, земля, село, конь, поле, поход, река, башня, ветер, огонь, стул. 1 вариант: ж.р. 2 вариант: м.р. 3 вариант: с.р. Распределительный диктант

Слайд 8

Определите род данных имён существительных. Он или она? Мой или моя?

Слайд 9

Мозоль Вуаль туфля Тюль Лебедь шампунь Какао повидло

Слайд 10

Женский род Мозоль вуаль туфля Мужской род Тюль лебедь шампунь Средний род Какао повидло

Слайд 11

1 вариант: лебедь 2 вариант: тюль 3 вариант : шампунь «Прилагательное + существительное»

Слайд 12

1 группа: - упр. 726 2 группа: - составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию. 3 группа: - подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Род имен существительных."

Конспект урока составлен по УМК  Т.Г.Рамзаева, Г.С.Щеголева...

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Склонение имен существительных».

обобщение знаний об основных типах склонения имен существительных...

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

Разработки уроков по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Склонение имен существительных"

Поурочные разработки русский язык УМК " Школа России" 4 класса. тема " Склонение имён существительных"...

открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.

открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».

Урок составлен   с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....