Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

НАУМОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

 Учить работать с живописным произведением; обнаруживать прием сравнения в живописном произведении и понимать его смысл; 

выделять в тексте основную мысль как главную, ради которой написан весь текст; разделять понятия, как тема текста и основная мысль (главного переживания) текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_umk.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Работа с картиной  Татьяны Мавриной «Костер во дворе».

Цели урока.

 Учить работать с живописным произведением; обнаруживать прием сравнения в живописном произведении и понимать его смысл;  выделять в тексте основную мысль как главную, ради которой написан весь текст; разделять понятия, как тема текста и основная мысль (главного переживания) текста.

Планируемые результаты:

Предметные: умение работать с живописным произведением, разделение понятий «тема текста» и «основная мысль текста».

Метапредметные: познавательные УУД (Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников), коммуникативные УУД( умение работать в группе, высказывать свою позицию).

Оборудование.

 Учебник русского языка 2 часть, тетрадь по русскому языку на печатной основе, учебник литературное чтение 1 часть, тетрадь по литературному чтению, лупа, тетрадь по окружающему миру, картины Татьяны Мавриной «Васильки на окне», «Костер во дворе», дидактические карточки с заданиями для групп, памятка «Правила работы в группе».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке мы побываем в Музейном Доме. Какова тема урока?

Ученики. Работа по картине.

Учитель. Каковы задачи?

Ученики. Будем учиться внимательно, рассматривать картину, описывать картину, анализировать, выделять главное.

Учитель. Расшифруйте название картины: «ОЁКСРТ ОВ ЕОРВД».

Ученики. «Костёр во дворе».

2.Актуализация знаний.

Учитель. По названию мы можем с вами определить, что будет изображено на картине? 

Ученики. На картине будет изображён костер.

Учитель. Что это будет за картина: натюрморт, пейзаж,…………..  Что будет главное на этой картине?

Ученики. Это пейзаж.  Главным будет костер.

3.Работа по картине.

Учитель. Откройте учебники литературное чтение  на странице с картиной Татьяны  Мавриной «Костер во дворе». Рассмотрите внимательно репродукцию. Наши предположения совпали с изображением на картине?

Ученики. Да.

Учитель.  Сегодня работая в группах, мы не только будем рассматривать картину, но и учиться находить приемы сравнения в живописном

произведении и понимать его смысл. Каждая группа будет выполнять свое задание, оно лежит у вас на столах.

1группа.

  • Окно на картине Татьяны Мавриной находится низко или высоко над землей? Сравнить с картиной «Васильки на окне»

Ученики. В отличие от картины «Васильки на окне» окно, на котором стоит горшочек с луком, находится на нижнем этаже. Здесь видно здание полностью, дерево изображено полностью.

 2 группа.

  • Какое же время года изобразила художница? Рассмотрите надпись в верхнем углу картины, используй лупу и подоконник. А какое время суток? Что помогло вам догадаться?

Ученики. Весна – март.  На подоконнике лежат веточки тополя с

распустившимися почками и сережками и веточки вербы с пушистыми шариками. Это подтверждает надпись в верхней части картины.  Художница изображает вечер или ночь, о чем говорит цвет неба, звезды, горящие окна домов.

3 группа.

  • Какое созвездие изображено на картине? Воспользуйтесь тетрадью по окружающему миру стр.10. Что помогло вам догадаться?

Ученики. Созвездие - Ориона. Три звезды Пояса Ориона – самые красивые звезды этого созвездия. Эти звезды более горячие, чем Солнце.

4 группа.

  • Возьмите лупу и рассмотрите надпись в самом верху картины. Что там написано?

Ученики. Сириус близ Ориона сияющий вечно – март.

Учитель. Закончили работу в группах. Доложите о проделанной работе.

Ученики. Рассказывают свои наблюдения.

Учитель. Как вы думаете, почему Татьяна Маврина написала на картине эти строки?

Ученики. Высказывают свои предположения.

Учитель. В марте в ночном небе очень хорошо видно созвездие Ориона, которое находится недалеко от созвездия Сириус. Это созвездие было отчетливо видно из окна художницы, поэтому она его нарисовала.

4.Беседа по картине.

Учитель. Посмотрите внимательно на перья лука, на что они похожи?

  Ученики. Перья лука напоминают костер, а также ветви дерева за окном.

Учитель. Разыщи все предметы желтого цвета в картине. Закройте их белыми листочками (ладошки) бумаги. Что потеряла картина ночи без этих ярких пятнышек, огонечков? Убери листочки (ладошки). Видно ли теперь, что на улице весна?

Смысл этого эксперимента в том, чтобы дети обнаружили, что наличие ярких желтых пятнышек (сами луковицы, костер, окна и витрины домов, веточки тополя с распустившимися сережками) создает праздничное настроение, картина наполняется весенним теплом и светом, несмотря на то, что изображена ночь.

Учитель. Использует ли художница прием сравнения? Какие предметы сравниваются по очертаниям? (работает 1 и 2 группа).

Ученики. По очертаниям похожи дерево, костер, зеленый лук и отдельно желтые луковицы, три распустившиеся тополиные почки с сережками.

Учитель. Какие предметы сравниваются по цвету? (работает 3 и 4 группа).

Ученики. По цвету сравниваются луковицы, костер, горящие окна и витрины и тополиные сережки.

Учитель. Как вы думаете, что больше всего поразило художницу, когда она выглянула поздно вечером в окно?

Ученики. Это и яркий костер во дворе, и синее звездное весеннее небо, и то, как перья лука напоминают язычки костра, и что-то еще….(дети высказывают свои мнения).

Учитель. Продолжим работу в группах.

1 группа. Откроет учебники 2 часть русского языка  на стр.34 упр.24 и найдет в тексте, что с чем сравнивается.

2 группа. Откроет ТПО стр.70 найдут сравнения, которые подбирает автор, чтобы рассказать, как красивы деревья зимой.

3 группа.  В произведении Сергея Козлова «Необыкновенная весна» наитии сравнение. Воспользуйтесь тетрадью по литературному чтению страница 24 – 25.

4 группа. Придумает свои сравнения связанные с природой и предметами.

5.Итог урока.

Учитель. С картиной, какой художницы мы познакомились?

Ученики. Татьяны Мавриной «Костер во дворе».

 Учитель. Какие сравнения мы увидели на картине по цвету, по очертанию?

Ученики. По очертаниям похожи дерево, костер, зеленый лук и отдельно желтые луковицы, три распустившиеся тополиные почки с сережками. По цвету сравниваются луковицы, костер, горящие окна и витрины и тополиные сережки.

Учитель. Рефлексия.Что было сложно? Что запомнилось? 

ПАМЯТКА №1

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  1. Обсудить полученное задание, определить цель работы.
  2. Распределить задание между членами группы.
  3. Самостоятельно выполнить свое задание.
  4. Обсудить полученные результаты.
  5. Отчитайтесь о выполненном задании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект урока русского языка.  1 класс.  УМК «Перспективная начальная школа»  Тема урока: Дети осваивают алфавит.(Урок проводится в читальном зале детской районной библиотеки)Цел...

Урок русского языка, 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа», Правописание о, е, ё после шипящих

повторить правописание о, е, ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных, прилагательных и глаголов;. познакомить с правописанием о, е, ё после...

Урок русского языка. 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема «Орфограммы в приставках»

Урок обобщения и систематизации знаний по теме Орфограммы в приставках" сформирует целостное представление об известных  четвероклассникам орфограммах в приставках, практически зав...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи

Дидактическая цель: Введение термина глагол для слов названий действий  Задачи урока:1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме. 2.  Развивать умение употреб...

Урок русского языка 3 класс УМК перспективная начальная школа . Родительный падеж

Цель: Познакомить детей с родительным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении. Прилагается презентация к уроку...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа. Развитие речи Устное изложение

Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:Планируемые результаты :Предметные:- продолжить работу над пониманием основной мысли, выра...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа Учимся писать сочинение

Задачи:   Создать условия для того, чтобы  школьники самостоятельно составили  письменное сочинение-повествование на основании своих наблюдений за поведением какого- ни- будь живот...