Презентация и сценарий "Числительное.4 класс"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Балашкина Татьяна Борисовна

Презентация  урока русского языка в 4 классе "Имя Числительное."Разработка урока выполнена для УМК "Начальная школа XXI века".Через весь урок красной линией проходит тема народного праздника россиян Масленица.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное Имя прилагательное глагол местоимение наречие ? блин красив прыгать нас издалека шестой солнце весёлый катаюсь они вчера восемьсот весна хорош объедаемся я впереди двенадцать радость задорный встретим мы весело двадцать шестая праздник яркое сжигаем свой хорошо сто тридцать семь неделя вкусные тобою девять 1

Слайд 2

Тайны языка Имя числительное- часть речи, которая называет количество предметов или порядок предметов при счете. два яблока три зайца третий гном 2

Слайд 3

Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Сколько учеников в нашем классе? На каком этаже находится наш класс? Мне десять лет. Я учусь в четвёртом классе. В нашем классе двадцать шесть учеников. Наш класс на третьем этаже. Сколько? В каком? В котором? На каком? Сколько? На котором? 3

Слайд 4

У нас физминутка ! 4

Слайд 5

Тайны языка 5

Слайд 6

Количественные Порядковые Сколько? Какой? Двенадцать лет пятый номер Пять штук первый вопрос Сто тонн пятисотый маршрут Имена числительные По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые. 6

Слайд 7

7

Слайд 8

Четверг — «разгуляй » Понедельник — «встреча » Вторник — « заигрыш » Среда — «лакомка » Пятница — «тещины вечера » Суббота — « золовкины посиделки » Воскресенье — «прощеный день » 8

Слайд 9

… раз примерь, … раз отрежь. Наговоришь с … короба. За … зайцами погонишься – ни … не поймаешь. Идти на все … стороны. Знать, как свои … пальцев. … ум хорошо, а … - лучше. 9

Слайд 10

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку. 40 а, е2, о5, с3ж. ? ? ? 10

Слайд 11

Что нового вы узнали на уроке? На какие вопросы пока не удалось ответить? Как вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать? М не удалось… Мне н адо ещё поработать… Рефлексия Оцените свою работу на уроке цифрой первого десятка 11

Слайд 12

Пишем синквейн 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные . (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное . (Кто? Что?) стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. 12

Слайд 13

Домашнее задание Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные. Опишите случай, когда можно употребить одну из пословиц. Воспользуйтесь учебниками и словарями, найдите и запишите фразеологизмы, в которых употребляются числительные. Объясните их значение. Вспомните загадки, в которых есть числительные. Составьте небольшой кроссворд. 13

Слайд 14

14

Слайд 15

СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СКОРЫХ ВСТРЕЧ! 15



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

 в 4 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

по теме: «Имя числительное.»

Выполнила:

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №95 с УИОП»

Балашкина Т.Б.

Саратов-2014

ТЕМА УРОКА:

Имя числительное.

ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение

ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Создать условия для открытия нового знания учащимися;
  2. Обучать детей  узнавать  имя числительное в ряду слов;
  3. Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
  4. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
  5. Развивать умение высказывать собственное  мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
  6. Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
  7. Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

количество столов по числу групп (5) и количество стульев по числу участников за каждым столом (4-6)

На каждом столе 1 учебник, ручка и карандаш для каждого ученика, планшеты для оценивая своей работы

Проектор

Ноутбук

Экран

презентация

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА: обучающихся заранее разделили на группы по 4-6 человек, детям было предложено выбрать капитана.


Ход урока

1.Организационный момент. 1 минута

--Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. На ваших партах есть учебник и ручки по числу учеников.

--У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.

--Садитесь, пожалуйста.

--Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

--МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

--Посмотрите на доску.

(Запись слов :1.баловаться, кашлянуть, поняла

                       2.звонит,хотите,одолжить

                       3.хотят,звонят,начался)

---Если вы правильно поставите ударение, то узнаете, какие три буквы мы будем писать в чистописании. (А, И, Я)

 

 – А какой праздник проходит в эти дни? (Масленица) 

--А когда начался этот праздник? (с понедельника. С 11 марта)

--Проведём орфографическую пятиминутку.

--Запишем все даты сегодняшнего праздника под диктовку.

одинадцатое,двенадцатое шестнадцатое, семнадцатое.(у доски работает Новицкая Вика)

 --Спасибо! Мы обязательно вернёмся к этому весёлому празднику.

2. Актуализация знаний 10 минут

Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах.

--Итак. У вас на столе лежат слова.

Ваша задача –разложить эти слова в таблицу в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово.

Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача –не скорость, а качество выполнения.

Прочитайте надписи на строках таблицы. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – положите  их в пустой столбик  без надписи.

--Проверим, что у нас получилось.

Имя существительное

Имя прилагательное

глагол

местоимение

наречие

Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы записали в столбик  «Имя существительное»

Читают слова: блин, солнце, весна, радость, праздник, неделя

--Докажите, что эти слова являются существительными.

--Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?

Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени существительному, как части речи. Кто ответит?

Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»

Группа № 2  – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы записали  в таблицу «Имя прилагательное»

Читают слова: красив, весёлый,  хорош, задорный, яркое, вкусные

Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?

Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит?

Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.

Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы записали в таблицу «Глагол».

Читают слова: прыгать, катаюсь, объедаемся, встретим, сжигаем

--Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?

Кто из вас даст характеристику глаголу?

Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)

Группа № 4 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами  вы положили в таблицу «»Местоимения»

Читают слова: нас, они, я, мы, свой, тобою.

--Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?

Дайте, пожалуйста, характеристику местоимению.

Ответы детей: Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.

Группа № 5– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в таблицу «Наречие»

Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?

Читают слова издалека, вчера, впереди, весело, хорошо.

--Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику наречию, как части речи. Кто ответит?

Ответы детей: Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Когда? В какой мере? Как? Почему? Зачем? Наречие обозначает признак предмета, признак другого признака или признак действия.

В случае ошибки, другие ученики пытаются определить часть речи и доказать свою точку зрения.

3. Постановка проблемы. 3 минуты

--Какие же слова у нас остались?

Читают слова: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, девять.

--Итак. Вот она – проблема № 1. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?

Ответы детей: определить часть речи.

Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи..

--Давайте подумаем, что называют эти слова?

Ответы детей: порядок при счете или количество предметов.

--Как мы можем назвать такую часть речи?

Ответы детей: числовик, численник, числительное.

--Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное.

--Сформулируйте тему нашего урока. (Часть речи—имя числительное.)

--А какую цель мы поставим перед собой? (открыть новое знание: Имя Числительное)

--Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник. Определение из учебника мы видим сейчас на слайде.

Слайд 1 Читаем определение

--Итак. Мы поставили перед собой задачу -  определить часть речи и мы её определили.

-- Я предлагаю вам заносить  полученные сведения в карточку-исследование.

 (заполняются две первые строки)

Фамилия_________________

Карточка исследования   части речи

             

   НАЗВАНИЕ:_____________________________________________

   ЗНАЧЕНИЕ: _____________________________________________

   ВОПРОСЫ:______________________________________________

   разряды:______________________________________________

   СВЯЗЬ с другими частями речи:   ___________________________________________________

   ИЗМЕНЕНИЯ:________________________________________________

   РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:______________________________________

       

       ОЦЕНКА РАБОТЫ:

Физкультминутка. 2 мин (Проводит _____________)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту  тихо сесть.

---Проблема № 2 Поработайте с этими словами, посовещайтесь и определите, нельзя ли их сгруппировать по какому-либо признаку. А потом расскажите, какие группы вы выделили.

4. Выдвижение гипотезы 4 минуты (групповая работа):

1. Выделение числительных, состоящих из одного слова, из двух слов, из трех слов.

2. Выделение числительных по группам на основании последней буквы в слове:  числительные, которые заканчиваются на гласную букву, числительные, которые оканчиваются на согласную букву, числительные, которые оканчиваются на Ь.

3. Выделение двух групп числительных на основании первой буквы слова –гласная или согласная.

4. Количественные числительные и порядковые числительные.

Анализ выделенных групп

--Какие группы у вас получились? Что вы взяли за основание классификации? Очень интересная версия. Еще какие варианты были? Что еще можно было взять за основание?

5. Проверка гипотезы 1 мин

--На слайдах мы видим определения, которое предлагают нам авторы учебника.

Слайд 2 и 3 Читаем определение

Итак, числительные делятся на лексико-грамматические разряды: порядковые и количественные числительные. Укажите это в карточках-исследованиях.

-- Потренируемся их узнавать.

--К доске пойдут два ученика, они сделают упр.1 на с.77 за закрытой доской (Ларькин и Вихорев). Ребята выполняют задание по вариантам, учащиеся в тетрадях самостоятельно. Потом взаимопроверка и слайд на доске.(самооценка в планшетах)

6. Применение нового знания 2 мин (фронтальный опрос)

Слайд 4 В каких из этих словосочетаний есть порядковые числительные? А в каких количественные?

--Раз уж мы заговорили о масленице, предлагаю вспомнить, а как назывался четвёртый день? (Четверг – четвёртый день Масленицы – слыл разгульным и назывался «ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ» или «Разгуляй четверг». (СЛАЙД ---)

(На этот день приходилась середина веселья и гульбы. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, водили хороводы.)

-- Я предлагаю вам поиграть в народную игру «ГУСЬКИ» – играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится дедка. В руках у него бумажка и платок. Дедка машет платком, дети начинают петь:

Сошлись гуси-гусаки
Вокруг дедки у реки,
Стали гоготать,
Дедке кричать:
«Дедка, дедка, пощади
Нас, гусяток, не щипли,
Дай нам платочек,
Денег мешочек»

Дедка даёт одному из играющих бумажку и говорит:

На, платочек подержи,
Мне головку завяжи,
Раз 15 поверни.

Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку. (раскручивание деда и передачу бумажки прекращают одновременно). Дети кричат дедке:

Дедка слепой,
Бумажка пропала!
Кому попала?

Дедка старается угадать, кому попала бумажка (если узнает, дедкой становится тот, у кого бумажка)

---Какое числительное мы называли в игре? И какого оно разряда? (15, количественное)

Вывод

--Итак. Что мы узнали о порядковых и количественных числительных? Как мы это узнали?

Ответы детей:

Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько?

Это количественные числительные

Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Это порядковые числительные.

Мы сделали вывод самостоятельно, затем проверили себя.

7. Закрепление полученных знаний

-- Давайте вспомним начало нашего урока, какие числительные были нами написаны? (порядковые)

Работа в парах. ( на столах лежат карточки для тандема)

Фамилия ______________ и_______________

Прочитайте стихотворение, выпишите имена числительные, задайте  к ним вопрос:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела!

На, платочек подержи.

Мне головку завяжи,

Раз 15 поверни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

--В это же время задание на карточках получат некоторые из вас. Подойдите ко мне Новицкая В, Белозёрова Ю,

Фамилия________________________________

Открой учебник на с.78, прочитай задание в упражнении 4, письменно ответь на вопросы. Над числительном поставь букву К—количественное или

 П—порядковое.

1._________________________________________________________________  2._________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________ 4._________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________________________________________________________________

-- Сдайте карточки для проверки.

--Поставьте оценку своей работе в планшетах.

 

5. Применение полученных знаний

- Ребята, где мы встречаемся с числительными? А ещё числительные можно встретить в поговорках и фразеологизмах. Вставьте пропущенные числительные в поговорки и в устойчивые сочетания слов.

  1. ………раз примерь, ……….. раз отрежь.
  2. За ……….. зайцами погонишься – и  …………  не поймаешь.
  3. ………… ум хорошо, а  ………. – лучше.
  4. …………… пятниц на неделе.
  5. Знать, как свои ………. пальцев.
  6. Наговорить с ……….. короба.
  7. Идти на все …………… стороны.

- С числительными можно даже ребусы составить. А ну-ка, попробуйте

отгадать слова.

ви 3 на,   100 л,    те 100,   100 лб,  рас 100 яние,

7 я,   40 а,    р 1 а,    5’ ка.

6. Подведение итогов

-Итак, давайте сделаем обобщение. Что нового вы узнали на уроке? На какие вопросы пока не удалось ответить? Мне хочется послушать капитана 2 команды, какую оценку надо поставить вашей группе, кто принимал активное участие в обсуждении, помогал решать вопросы в нашем исследовании.

--Поставьте все себе оценку по десятибалльной  системе за сегодняшний урок в своих планшетах.

--На последующих уроках мы продолжим изучать имя числительное и многое нам станет известным про эту часть речи.

Любая экспертиза заканчивается вынесением заключения.

Попробуйте составить заключение о числительных в форме синквейна.

Возможный вариант:

Числительные

Порядковые и количественные.

Считают, называют, указывают.

Мне понравилось находить числительные.

Интересная часть речи.

        

7. Домашнее задание

1 группа – найдите и запишите две загадки с числительными.

2 группа – найдите поговорки или устойчивые сочетания слов, в которых встречаются числительные.

3 группа – вспомните названия художественных произведений, где упоминаются числительные.        

        

8. Рефлексия

-В Масленицу всегда звали тепло, птиц, пекли жаворонков и детишки бегали по дворам, пели закличные песни, звали Весну. Вот и я вам предлагаю тоже позвать весну, возьмите птичку того цвета, который может охарактеризовать ваше настроение от урока. Если вам всё понравилось, было всё понятно, и вам хочется рассказать об этом, возьмите красный цвет. Если что-то было не понятно, и вы хотите расспросить об этом, возьмите белую птичку. А если урок вам показался скучным и неинтересным, тогда возьмите чёрного жаворонка.

--Желаю вам получать каждый день новые знания, думать, размышлять, удивляться и искать новые пути решения.

-Спасибо за урок! До скорых встреч!!!



Предварительный просмотр:

Фамилия_________________

Карточка исследования   части речи

             

   НАЗВАНИЕ:_______________________________________________________________

   ЗНАЧЕНИЕ: _______________________________________________________________

   ВОПРОСЫ:_________________________________________________________________

   разряды:_________________________________________________________________

   СВЯЗЬ с другими частями речи____________________________________________

   ИЗМЕНЕНИЯ:______________________________________________________________

   РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:____________________________________________________

       

       ОЦЕНКА РАБОТЫ:________________________________________________________

Фамилия_________________

Карточка исследования   части речи

             

   НАЗВАНИЕ:_______________________________________________________________

   ЗНАЧЕНИЕ: _______________________________________________________________

   ВОПРОСЫ:_________________________________________________________________

   разряды:_________________________________________________________________

   СВЯЗЬ с другими частями речи____________________________________________

   ИЗМЕНЕНИЯ:______________________________________________________________

   РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:____________________________________________________

       

       ОЦЕНКА РАБОТЫ:________________________________________________________

Фамилия_________________

Карточка исследования   части речи

             

   НАЗВАНИЕ:_______________________________________________________________

   ЗНАЧЕНИЕ: _______________________________________________________________

   ВОПРОСЫ:_________________________________________________________________

   разряды:_________________________________________________________________

   СВЯЗЬ с другими частями речи____________________________________________

   ИЗМЕНЕНИЯ:______________________________________________________________

   РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:____________________________________________________

       

       ОЦЕНКА РАБОТЫ:________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...