Тема: «Именительный падеж имён существительных»
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Шартон Ирина Александровна

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России».

Тема:  «Именительный падеж имён существительных»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) познакомить с особенностями именительного падежа.

2) развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.

Результаты:

                   Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу;

                   Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

                   Познавательные: умение анализировать, делать простые выводы;

                   Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать своё мнение и позицию

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, рабочая тетрадь, магнитная доска с экраном, «волшебный сундучок» со снежинками, пазлы для работы в паре, презентация, карточки  с предложениями.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Мне очень нужна ваша помощь при выполнении одного задания. Поможете?

Ответы

ЛУУД

2. Актуализация

знаний

- Но сначала я хочу вас испытать, проверить ваши знания. А вы будете себя проверять и оценивать при помощи оценочного листа и цветных карандашей. Критерии на доске.

- Зиму любите? За что?

- У меня есть вот такой замечательный волшебный сундучок, в него нападали снежинки, некоторые из них с сюрпризом. Раздай, пожалуйста, Оля всем ребятам по одной снежинке.

- У кого из вас они с сюрпризом? Приготовьтесь дать ответ.

1.Что такое подлежащее?

   Вставить пропущенные (недостающие слова)

2 . Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

3. Имена существительные изменяются по ________________и  по ___________________

4.Как иначе называется изменение по падежам?

5 Назовите падежи и их вопросы

Оценивание: Красный – ответ полный и уверенный

Зелёный –  ответ требовал небольших дополнений

Синий -  ответ требовал исправлений.

- Закрасьте фишку  в первой колонке  тем цветом, который соответствует вашей работе на этом этапе.

Дети берут из сундучка по одной снежинке.

Те, кому достались, вопросы, готовятся к ответу

   ЛУУД

РУУД

ЛУУД

3.Самоопределение к деятельности

- Испытание показало, что у вас  можно просить помощь.

 Сейчас на слайде появятся три  предложения, прочитайте их:

Снег медленно падает на землю.

Мама любила первый снег.

Девочка упала в снег.

- Определите, в каком предложении существительное снег стоит в именительном падеже.

- Как вы определяли?

- Какой вопрос задали?

(прикрепляю на доску:

1. КТО?ЧТО?)

- Есть ли ещё падеж с таким вопросом?

- Как же поступить?

- Кто может выйти из затруднения?

- Тогда давайте вместе находить выход из проблемной ситуации.

-. Какую задачу поставим на урок?

- Сформулируйте тему урока.

- Значит объект для исследования: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Пытаются определить

По вопросу

Что?

Да, винительный

Можно

Узнать особенности им.падежа

КУУД

ПУУД

РУУД

4. «Открытие» нового знания

Физминутка

- Откройте тетради и запишите число.

- Иногда лучше действовать от простого.

Запишите по диктовку несколько предложений:

(один у доски)

Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Белая вьюга кружила над деревней.

- Нет ли на доске ошибок? Сличите свою запись с эталоном, исправьте ошибки и оцените себя.

- Подчеркните главные члены.

- Найдите существительное в именительном падеже. Что для этого сделаем? Какие вопросы?

(обращаюсь к карточке:

1. КТО?ЧТО?)

- Что общего в этих предложениях?

- Какой вывод можно сделать?

 Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

(прикрепляю на доску:

2. Подлежащее.)

- Вернёмся к предложениям о снеге.

- Что надо определить? Определите, в каком предложении снег является подлежащим.

- Что это означает?

- Если в первом предложении СНЕГ стоит в именительном падеже, то в других в каком?

- Посмотрите на них ещё раз

Снег медленно падает на землю.

Мама любила первый снег.

Девочка упала в снег.

- Ребята, вы помогли мне заметить ещё одну особенность именительного падежа! Кто ещё её заметил?

Существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами.

( прикрепляю на доску:

Нет предлога

- Давайте откроем учебники на стр.42  и прочитаем Сведения о языке.

- Что вы можете сказать?

- Оцените своё участие в работе над открытием нового и составлении алгоритма.

-Как живёшь?

-Вот так!

Как идёшь?

-Вот так!

-А бежишь?

-Вот так!

-Ночью спишь?

-Вот так!

-Как берёшь?

-Вот так!

-А даёшь?

-Вот так!

-Как шалишь?

-Вот так!

-А грозишь?

-Вот так!

Заходит ученик (Именительный падеж)

- Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы-кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!

Один у доски, остальные в тетрадях

По вопросам КТО? ЧТО?

Все существительные в именительном падеже – подлежащие

Делают вывод

В первом

Оно стоит в именительном падеже

В третьем предложении слово с предлогом

Делают вывод

Читают вывод, сравнивают со своим

Отвечают учителю «Вот так!», показывая движениями все действия

РУУД

КУУД

ПУУД

КУУД

ПУУД

РУУД

5. Первичное закрепление и осмысление

- Ребята, пока мы отдыхали, мой ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК опять наполнился!  Здесь письмо.

- Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы-кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!

- А ещё тут  задание от Именительного падежа, в котором он  проверит не только  усвоение материала, но и умение договариваться, работая в паре. Вы любите собирать пазлы?

- Какое предстоит выполнить задание?

- Верно, восстановить предложения.

(работают в паре)

- Сверьтесь с эталоном. Оцените

- Молодцы! Спишите текст. Подчеркните главные члены  и укажите  падеж выделенных имён существительных.

- Что вы можете сказать о выделенных существительных?

- Какие открытия  вы можете сейчас применить в доказательство?

- Проверьте работу по слайду. Оцените себя.

Работают в паре

Определяют задание

Собирают пазл

Читают полученные предложения

Выполняют дополнительную работу

Они стоят в именительном падеже

КУУД

ПУУД

ЛУУД

РУУД

4 Итог урока и рефлексия

- Посмотрите на свои оценочные листы. Поднимите те, в которых красных фишек больше. Отличная работа!

- Что вам понравилось на уроке?

- Какой этап запомнился больше всего?

-  На память о нашем уроке я дарю вам снежинки

КУУД3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Именительный падеж имён существительных» Подготовила: учитель начальных классов МОУ Варшавская СОШ Шартон Ирина Александровна

Слайд 3

Оцени себя: Красный – ответ полный и уверенный Зелёный – ответ правильный, с небольшими дополнениями Синий - ответ неверный, много исправлений.

Слайд 4

Снег медленно падает на землю . Мама любила первый снег. Девочка упала в снег.

Слайд 5

Снег медленно падает на землю . Мама любила первый снег . Девочка упала в снег.

Слайд 6

Проверь, исправь ошибки. Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Белая вьюга кружила над деревней.

Слайд 7

Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Белая вьюга кружила над деревней. Им.п .

Слайд 8

Снег медленно падает на землю . Мама любила первый снег . Девочка упала в снег.

Слайд 9

Снег медленно падает на землю . Мама любила первый снег . Девочка упала в снег.

Слайд 10

Снег медленно падает на землю . Мама любила первый снег . Девочка упала в снег.

Слайд 11

Упражнение: 75 Привели, на, следы , охотника, полянку. По, рябчик , разгуливал, ней. Из-под, торчали, снега, брусники, кустики . Склёвывал, петушок , лесной, последние, ягодки.

Слайд 12

Упражнение: 75 Привели следы охотника на полянку. По ней разгуливал рябчик . Из-под снега торчали кустики брусники. Склёвывал лесной петушок последние ягодки.



Предварительный просмотр:

  Оценочный лист                              Оценочный лист

Испытание

Испытание

Запись под диктовку

Запись под диктовку

Составление алгоритма

Составление алгоритма

Работа в паре

Работа в паре

Работа с предложением

Работа с предложением

Настроение

Настроение

                                       

                                                                   Оценочный лист                              Оценочный лист

Испытание

Испытание

Запись под диктовку

Запись под диктовку

Составление алгоритма

Составление алгоритма

Работа в паре

Работа в паре

Работа с предложением

Работа с предложением

Настроение

Настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Именительный падеж имён существительных"

Данная презентация знакомит учащихся с особенностями имён существительных в именительном падеже, содержит цели и задачи урока, задания с проверкой, физминутку, рефлексию и итог урока....

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

Конспект урока русского языка по теме "Именительный и Винительный падежи имён существительных"

Урок открытия новых знаний.Цель- развитие умения различать существительные в именительном и винительном падежах, умение извлекать и преобразовывать информацию.УМК "Школа 2100", 4 класс...

Конспект урока по русскому языку «Падежи имён существительных. Винительный падеж» 3 класс (УМК «ПНШ»)

Тема: «Падежи имён существительных. Винительный падеж»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о падежах имён существительных, формирование представлений о винительном падеже....

Русский язык. Тема "Именительный падеж имён существительных", 3 класс

Цели занятия: познакомить обучающихся с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу....