Урок развития речи.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Урок по теме "Эссе как один из видов творческой работы" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx21.67 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_l.e._urok-2.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока развития речи.

Тема урока: «Эссе как один из видов творческой работы»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Вид урока: исследование.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по написанию нового вида творческой работы – эссе.

Задачи урока:

-обеспечение высокой творческой активности при выполнении работы по развитию письменной речи;

- развитие навыка самостоятельного  корректирования своих  действий;

-обучение умению строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

-создать условия для расширения знаний литературоведческого характера;

-формировать умение поиска информации в учебном словаре.

Учебно-методическое обеспечение:

-план урока

-словари Ожегова

-орфографические словари

-презентация

-проектор

-магнитная доска

-рисунки

-карточки-помощницы.

Формы учебного сотрудничества: работа в парах, групповая работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный.

-Что пожалел – потерял безвозвратно,

Всё - не твоё, что пришло ниоткуда.

Всё, что отдал – приобрёл многократно.

В этом и тайна, в этом и чудо.

-А вам хочется делиться друг с другом?

-Что сегодня на уроке вы можете отдать другим?

-Как здорово, что отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много раз больше. В этом и есть непостижимая тайна.

Руки -на месте,

Ноги - на месте,

Локти - у края,

Спина прямая.

-Знания, хорошее настроение, поделиться радостью.

Л.-самоопределение к деятельности.

К.-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Опрос - актуализация.

У нас урок развития речи. Группами заполните кластер «Жанры»

Дети заполняют: рассказ, пословица, стихотворение, былина и т.д. Зачитывают вслух.

К.- планирование сотрудничества со сверстниками.

П.- анализ объектов с целью выделения признаков.

Почему не открыт один элемент кластера на экране?

Дети предполагают: наверное, мы сегодня на уроке познакомимся с ещё одним видом литературного жанра.

Р.- прогнозирование.

3.Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия.

1)Называется он красивым французским словом «эссе». В толковых словарях Ожегова найдите определение этого слова.

2)Поработаем с этим определением.

3)Родоначальником эссе был французский писатель Мишель Монтень. Он жил в 16 веке. А сейчас какой? Сколько веков прошло?

А лет?

  И люди до сих пор используют этот творческий жанр для того, чтобы рассказать миру о своих чувствах, поделиться своими мыслями с другими.

  Русский писатель Владимир Набоков сказал: «Эссе – это способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира».

Дети группами ищут определение: «Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно»

П.-поиск информации  с помощью учебной литературы.

4) Целеполагание.

1)Сформулируйте цель нашего урока.

2)-Соберём корзинку идей -чем будем заниматься на уроке:

- будем учиться…

- будем узнавать…

-будем обогащать…

-будем развивать…

- будем друг другу…

3)послушайте эссе,    написанное вашим   сверстником. (Приложение)

Научиться писать эссе.

Р.- способность определять область знания и незнании, способа действия; планирование.

П.- умение структуировать знание, формулировать задачи, произвольно строить речевое высказывание.

Выясним, что же является признаками эссе.

-Это текст? Докажите.

-Какие типы текста вы знаете?

-Какой это текст?

-Объём?

-Определите тему текста.

-Назовите главную мысль.

-Зачем автор написал этот текст?

Дети делают вывод: признаки эссе: это текст-рассуждение небольшого объёма. Есть тема, главная мысль.

П.-умение анализировать текст, определять тему и главную мысль текста.

5)Физкультминутка.

6)Практическая работа.

Сегодня мы с вами будем эссеистами. Определим тему эссе. Мы заканчиваем 3 класс. Мы многому научились, получили много знаний. Но всё же что самое главное в нашей жизни?

 Во все века люди ценили дружбу. Прочитайте на доске высказывания великих людей о дружбе. (Приложение)

А что говорит народная мудрость о дружбе?

Дружба.

Дети вспоминают пословицы о дружбе.

П.- расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

1)На что похожа дружба?

-Возьмите дружбу в ладошки. Какая она на вкус? Какой у неё запах? Какого она цвета? С какой погодой можно сравнить?

-Какие ассоциации у вас возникают?

-Что надо делать. Чтобы найти друга?

-Доскажи словечко: Я счастливый человек, потому что …

Мне повезло, потому что….

Дружба подарила нам…

2)оформление эссе:

В тексте на партах подчеркните «слова-размышления»

К.- адекватно использовать речевые средства.

Л.- развитие воображения, способность к решению моральных дилемм.

3)Под красивую музыку ложимся на парту и пробуем порассуждать на тему: что для меня дружба?

  4)В кресло автора садится желающий и делится своими мыслями.

Л.- развитие творческого воображения.

К.- выступать перед аудиторией, строить понятные высказывания.

Дети самостоятельно пишут эссе «Что для меня дружба»

П.- научится создавать небольшие  собственные письменные тексты по предложенной теме.

7) Коррекция.

Дети обсуждают выступление товарища.

К.- научится учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей, аргументировать свою позицию.

8)Рефлексия.

Лесенка «Моё состояние»

Учащиеся отмечают соответствующую ступеньку лесенки: плохо, хорошо, уверен в своих силах, комфортно.

Л.- самоопределение

Приложение 1.

    Я часто думаю – почему люди ссорятся? Наверное, иногда ссорятся из-за непонимания. Каждый думает, что он прав. Люди общаются, разговаривают, обсуждают разные вопросы, и каждый считает, что его мысли верные, а товарищ ошибается. От этого и возникает ссора.

   Мне кажется, что люди ссорятся и по другим причинам. Например, что-то не поделили. Дети вырывают друг у друга игрушку, а взрослые не могут прийти к единому мнению.

    Я считаю, что если целые страны поссорятся, то это может привести к войне. Война – это разрушения и беды. Ссориться – это очень плохо.

        Приложение 2.

«Без друга никакое счастье не радует» (римский философ Сенека).

«Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей» (итальянский мыслитель Макиавелли ).

«Настоящая дружба не знает зависти» (французский писатель Франсуа Ларошфуко).

Приложение 3.

Слова - размышления:

Я думаю ……..

Я считаю…….

Мне кажется, что…….

Наверное,…………

        Приложение 4.

        Выдержки из детских работ.

 Я думаю, что у каждого человека должен быть друг. С ним можно поделиться своими радостями и достижениями. Настоящий друг никогда не оставит тебя в беде и всегда в трудную минуту придёт к тебе на помощь.

        Матвей Б.

  …А ещё дружба похожа на цветок. Чтобы он рос, надо ухаживать за ним, поливать добрыми словами….

        Таня О.

  …Ещё дружба похожа на солнце. Она такая же светлая и тёплая…

        Лера З.

…Друзья дружбы- это радость, юмор и хорошее настроение, а враги дружбы – это лесть, ссоры и чёрная зависть.

        Саша К.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...