урок русского языка во 2 классе по теме "Знакомство с понятием имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гришанова Ольга Николаевна

 Урок - морское путешествие, в ходе преодоления препятствий учащиеся повторяют пройденный ранее материал и знакомятся с новой частью речи - именем существительным. На уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа. В конце урока учащиеся составляют памятки. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕРЕБРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАМЕШКОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок русского языка во 2 классе по теме «Знакомство с понятием имя существительное»

«Путешествие на остров Кточто»

                                             

Учитель начальных классов: Гришанова Ольга Николаевна

                                                              г. Владимир, 2014 год.

Урок: русский язык

Класс: 2

УМК: «Гармония»

Тема урока: Знакомство с понятием имя существительное.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок – путешествие

Имя урока: Путешествие на остров Кточто.

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме « Знакомство с понятием имя существительное».

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

 - формирование уважительного отношения к иному мнению;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

 - формирование положительной мотивации к учению и познанию;

 - развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока;

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 - формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

 - формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);

  - формирование умения работать в парах, группах;

 - формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её;

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов

 - познакомить учащихся с понятием «имя существительное»;

 - учить выделять имена существительные из других частей речи;

 Методы обучения:

  1. Словесные методы: беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником и словарём;
  2. Наглядные методы: презентация, карточки со словами, бортовые журналы;
  3. Практические методы: письменные упражнения, практическая работа по составлению памятки по теме урока.

Оборудование урока:

  • Компьютер;
  •  Проектор;
  •  презентация к уроку;
  • карточки со словами;
  • бортовые журналы (по количеству учащихся);
  • листы для работы в группах (с дифференцированными заданиями по степени сложности) по количеству групп;
  • орфографический словарь;
  • выполненные в технике оригами бумажные белые кораблики (по количеству учащихся);
  • сундучок;
  • у учащихся – ручки, простые и цветные карандаши.

 Ход урока:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

2’

1’

1’

1’

2’

2’

1’

1’

5’

1’

6’

2’

3’

1’

1’

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Ольга Николаевна!

Слайд 1. И  Слайд 2.

Я учу таких же, как вы, ребят, в Серебровской школе. Они прислали вам огромный привет!!! И очень хотят с вами познакомиться.

Слайд 3.

 - Посмотрите на экран и отгадайте, чем увлекаемся мы с ребятами?

2 . Актуализация знаний

- Да мы очень любим путешествовать, а вы любите путешествовать?

 Слайд 4. 3. Выход на тему  урока

 - Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров «Кточто».

- Как вы думаете, почему так называется остров? Кто на нём живёт? Да, остров получил своё название, благодаря двум племенам, живущим на нём, племени Кто  и племени Что.

 - Предположите тему урока (сегодня на уроке мы будем изучать слова, которые отвечают на вопрос КТО и на вопрос ЧТО)

  Эвристическая беседа.

 - Ребята, чтобы увидеть эти племена, мы должны подобраться к этому острову. На чём мы совершим наше морское путешествие?

Слайд 5. 4. Выход к учебной проблеме

Итак, мы отправляемся в путешествие на КОРАБЛЕ. А кто управляет кораблём? КАПИТАН.

      К . РАБЛЬ                                 КАПИТАН

 - На какой вопрос отвечает слово корабль? (что?) Слово капитан? (кто?)

ЧТО?                                       КТО?

 - А вы заметили, что на нашем корабле пробоина? Нельзя отправляться на таком судне, надо её залатать. Какую букву надо вставить?  Как проверить, правильно ли вы считаете? Можно воспользоваться орфографическим словарём. (предлагаю 1 ученику найти слово в  толковом словаре Ожегова, а в это время работаю с классом)

 - Чтобы подняться на борт корабля мы должны составить слова.

Слайд 6.          Камыш       мышка

          ранка        на доске 

          баран                                    вывешиваю

         рыба        карточки

         шары                                  со словами

 

- Давайте понаблюдаем: на какой вопрос отвечает каждое слово?

- Как одним словом можно сказать? «мышка, баран, рыба – это…. Животные», а капитан – это … человек.

 - Мы можем сказать, что эти слова обозначают живые предметы?

 - А слова ШАРЫ, РАНКА, КАМЫШ – они тоже обозначают предметы…..только какие? Живые? (неживые предметы). На какой вопрос они отвечают? (ЧТО?)

 

        

 -Может быть кто– нибудь из вас уже знает, как в русском языке называются слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (имя сущ.).

 5. Отработка полученных знаний на практике.

Слайд 7.

 - Итак, пробоину залатали, по трапу корабля поднялись, отправляемся в путешествие…

 - Добраться до острова нам поможет карта.

Слайд 8.

Физкультминутка.(под минусовку песни О.Газманова «Морячка»)

 - Как только мы отплыли была получена телеграмма. Слайд 9.

Ваша задача расшифровать текст телеграммы и исправить ошибки. Кто закончит работу, должны будут поднять вверх руки (показ учителем).

        Слайд 10.

- Какие правила не знают островитяне? (начало предложения с заглавной буквы; правописание жи  - ши, безударная гласная)

 - В этой телеграмме встретились имена существительные. Найдите их (ребята, жители, острова, подарки, среда, март).

 - Подчеркните их в телеграмме простым карандашом. На какой вопрос отвечает каждое слово?

 

 - Пока мы с вами расшифровывали телеграмму, с нами и нашим кораблём что-то случилось. Посмотрите на слайд. Что случилось с нашим кораблём? (попал в шторм)

Слайд 11.

 -  Да, наш корабль попал в шторм и все предметы на палубе разбросало. Необходимо навести порядок. Давайте поможем юнге расставить слова в предложении в правильном порядке. Скажите, а как легче справиться с заданием: одному или с помощью друга.

Давайте попросим помощи у соседа по парте. Сейчас каждый по-очереди скажет волшебные слова, «тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь». (Показываю образец :ИМЯ, помоги мне , пожалуйста)

- Проверьте правильно ли вы выполнили задание (сверяемся с экраном).  Слайд 12

 - Найдите а предложении имена существительные. На какой вопрос они отвечают?

Что такое парусник (судно с парусами)

А знаете ли вы, что у слова парусник есть ещё одно значение? (бабочка парусник)

6. Творческое воспроизведение знаний

Слайд 13.

 - Итак, мы доплыли до острова, но корабль не может подплыть к самому берегу, так как может сесть  на мель. Необходимо пересесть на лодки, каждая лодка вмещает  не более 5 человек.  По моему сигналу (хлопок в ладоши) вы должны объединиться в группы.  Когда работа будет закончена, ваша команда должна будет взяться за руки и поднять их вверх.

Слайд 14.

- Вот мы и на острове Кточто.

Слайд 15.              

7. Обобщение знаний и составление памятки.

  - Как же нам понять, где какое племя живёт?

                   

- Необходимо разгадать ребусы.

 - Как мы теперь будем называть слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (Имена существительные)

- Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться домой. Давайте заполним  посадочные билеты. (На партах у каждого лежат карточки-кораблики, заполнив которые, учащиеся изготовят для себя памятки по теме урока).

Слайд 16.         Домашнее задание   (дифференцированное)

- А чтобы вы не забыли наше путешествие и обитателей острова Кточто, предлагаю вам дома на выбор выполнить следующие задания:

       1. Выполнить задание на карточке.

  1. Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО, другое – на вопрос ЧТО.
  2. Придумать интересное задание для своих одноклассников по имени существительному (кроссворды, ребусы и т.д.)

Слайд 17.   7.Рефлексия и итог урока.

Сегодня вы работали отлично. И на память об этом уроке я хочу подарить вам подарки – бумажные кораблики, которые смастерили для вас мои ученики. Скоро наступит весна, и я думаю, что вы запустите эти кораблики  по ручейкам. (дарю на память кораблики из сундучка)

Анализ картинок на слайде,

вывод

диалог

диалог

Выбор транс-портного средства (диалог)

Проверка безударной гласной

Работа с орфографическим словарём

Составление слов из слогов (коллектив-ная работа) и распределе-ние сразу же на 2 группы

Мини – вывод совместно  с учителем

Физкульми-нутка для глаз и ОДА

Работа в парах

Коллективная

проверка .

Рефлексия своей деятельности

Работа в парах

Проверка своей деятельности, рефлексия

Повторяем правила работы в группе.

Работа в группах (по 4 человека)

Проверка и рефлексия своей деятельности

Коллективное разгадывание ребусов

Составление и заполнение памяток по теме урока

формирование положитель-ной мотивации к учению и познанию;

Формирова-ние умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её

Формирова-ние уважительного отношения к иному мнению;

формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);

познакомить учащихся с понятием «имя существительное»

Чтение текста с его редактированием

формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность

развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока

работа с деформированным предложенем

учить

выделять  имена существительные с опорой на вопрос кто? что?  из других слов.

Работа с многозначным словом

Отрабатывать умение выделять имена существительные из других слов

Создавать совместно с учителем и одноклассниками собственный информаци-онный объект (памятку)

Развитие творческих способнос-тей

Формирова-ние положитель-ной мотивации к учению;




Предварительный просмотр:

Бортовой  журнал  ученика (цы)  2 класса___________________________

_________________________________________________________________

        

                           

в, парусник, шторм, Маленький, попал, сильный.

        _______________________________________________

        _______________________________________________

        

Оцени свою работу!

Я научился выделять  имена существительные из других слов:

Я понял (а) тему, но мне есть ещё над чем поработать:  

Я не понял (а) тему:                                             интересно        трудно  

   Домашнее задание.

Прочитай все задания и выполни то, которое тебя заинтересовало.

  1. Выполнить задание на карточке.
  2. Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 имени существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО?, другое – на вопрос ЧТО?.
  3. Придумать интересное задание для своих одноклассников по теме «Имя существительное» (кроссворды, ребусы и т.д.)

           

        



Предварительный просмотр:

к . рабль

капитан

что?    кто?

ШАРЫ

РЫБА

БАРАН

РАНКА

КАМЫШ

МЫШКА

        

БАРАНКА

РАНКА



Предварительный просмотр:

  1. Прочитай слова, записанные в сундуках.

Определи лишнее слово в каждом сундуке. Если есть непонятные слова, обратись к толковому словарю.

Выпиши лишние слова: ___________________,______________________

Объясни свой выбор.

  1.    Придумай предложение с любым словом из сундучков и запиши его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 кл. Программа Занкова Общее понятие о существительном

Учебная деятельность учащихся организуется как поисковая, самостоятельная. Её продуктивность стимулируется специальными заданиями: ребёнок сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся з...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Урок русского языка, 2 класс. Тема: "Знакомство с понятием «текст»

Данный урок учит находить отличия текста от предложения и от набора предложений. На уроке обучающиеся учатся ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку...