Конспект урока по русскому языку для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Калинина Елена Николаевна

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Ф.И.О. учителя: Калинина Елена Николаевна

Класс: 3 МБОУ сош №9,  г. Елабуга    Предмет: русский язык

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Цель урока: познакомить с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; классифицировать одушевлённые имена существительные по группам; обогатят словарный запас.

Задачи:

Образовательная: закрепить умения находить в тексте имена существительные, сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Подвести к выводу: одушевленные имена существительные, когда речь идет о людях и животных отвечают на вопрос “Кто?”; неодушевленные имена существительные, когда речь идет не о людях и животных отвечают на вопрос “Что?”.

Развивающая: развивать умения выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично- поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение; развитие умения работать в должном темпе. Обучение приемам запоминания - смысловая группировка материала. Развитие воли и самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах. Развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; формирование связной речи.

Воспитывающая: формирование внимательного и бережного отношения к природе, учить видеть красоту окружающего мира; формирование ответственности перед коллективом; познавательной потребности. Воспитание стремления к творчеству.

Форма урока: интегрированный урок с  элементами сюжетной игры

УУД: Познавательные: делать логические выводы;

           Регулятивные: учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.

           Коммуникативные: повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; учить формулировать высказывание.

Тип урока:  урок изучения новых знаний.

Оборудование:

1. Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык. 3 класс;

2. мультимедийный проектор, экран;

3. компьютер;

4.карточки с напечатанными словами.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Характеристика этапов урока.

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный

момент)

Настрой на работу.

- Тихо сели

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

- Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.

Звучит музыка Вивальди “Времена года - Зима”, появляется   с изображением зимнего леса

Учитель читает стихотворение

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой,
Долбит дятел на суку.

На доске слайд 1 с текстом стихотворения.

Какое время года описано? Почему вы так думаете? Докажите.

О ком из животных пишет автор в стихотворении? Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

Молодцы, спасибо! Я с вами согласна.

Сегодня на уроке, мы отправимся в зимний сказочный лес, и посмотрим, как зимуют животные и чем мы можем им помочь.

Подготовка класса к работе

Запись числа и классной работы.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Минутка чистописания

Выработка каллиграфического почерка.

Пробираясь по тропинке в лес, мы встречаем заснеженный холм, кто прячется под ним?

Слайд 2

Мишка (на зиму ложится в спячку). Нашему Мишке снятся невесёлые сны. Давайте поможем ему обрести спокойный сон. Для этого необходимо красиво и правильно написать буквы,  из которых состоит слово, обозначающее его любимое лакомство – мёд.

Запись в тетради букв м,ё,д

3.Картинный словарный диктант

Повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена существительные.

На заснеженных ветках в лесу мы можем встретить птичек, которые остались зимовать. Синицы, воробьи и т.д. Чтобы им не было голодно, мы можем принести кормушки и насыпать в них корм. Так как мы в сказочном лесу, птички наши тоже волшебные и питаются они не обычными зернышками, а словарными.

Слайд 3

На слайде появляются картинки слов.

Дельфин, чемодан, абрикос, лимон, заяц, насекомые, черёмуха, сосиска, пшеница, ребята, декабрьский.

Найдите “лишнее” слово в тексте.

Почему оно лишнее?

Почему вы решили, что это имя прилагательное, а не имя существительное?

Дети пишут, выделяют орфограммы. Обмениваются тетрадями, проверяют по доске, где появляются под картинками слова.

Декабрьский.

Прилагательное.

4.Актуализация знаний.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

Вспомним,  что называется именем существительным.

 Выявление знаний:

- Прочитайте, исправьте ошибки.

Город орёл – родина моей мамы. Хищная птица – Орёл. У Никиты Чёрный карандаш. Летом я купался в чёрном Море. По небу плывёт Белое облако. В белом море много рыбы.

- Какие слова исправили?

- Как называются эти слова?

Какие знания открыли на прошлом уроке?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

5.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Проводится подготовительная работа к определению понятия «имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

Вспомним, почему у имени существительного два вопроса?

- Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов?

- Что отнесём к группе неодушевлённых имён существительных?

На какие четыре группы можно разделить эти слова? По какому признаку?

Слайд 4

Люди

Животные

Растения

Вещи

Кто?

Кто?

Что?

Что?

А на 2 группы можно разделить? По какому признаку?

Кто?

Что?

Люди

Растения

Животные

Вещи

Что обозначают слова первой и второй групп?  

Что обозначают слова третьей и четвертой групп?

На уроке будем говорить об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

На вопрос кто?  отвечают одушевлённые имена существительные, на вопрос что? – неодушевлённые имена существительные

людей и животных

все остальные предметы, которые не являются людьми и животными

Это живые предметы.

Они не живые, у них нет души. Они неживая природа.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

6. Работа по теме урока.

7. Физминутка

Устанавливает осознанность восприятия.

- Прослушайте профессора.

Что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

Помогли птичкам, отправляемся дальше. Кого же мы встречаем на своём пути? Маленьких волчат. Заблудились, поможем им найти дорогу домой.

Организация деятельности по применению  знаний

Волшебные превращения

Слайд 5

  • коса;
  • мак;
  • капля;
  • сон.

Прочитайте слова.

  • Что у них общего?
  • Какой вопрос зададим к этим словам? (Что?)
  • Какие это имена существительные?

Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?

  • коза;
  • рак;
  • цапля;
  • сом.

Закрепим наш вывод:

  • Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? (одушевленные)
  • На вопрос что? (неодушевленные)

Белочка хочет проверить, умеете ли вы отличать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых.

Если услышите существительное одушевлённое поднимаете руки вверх, неодушевлённое – хлопаете в ладоши. Белочка приготовила ловушки, слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, топаете ногами.

 Банка, девочка, мороз, ягода, котик, машина, воробей, мама, летит, дождь, щука, солнышко, бабочка, врач, черепаха, берёза, белая, королева, яблоко, желтый, принц, волшебник, уходить, палочка, лететь, колдунья, злая, собака, сказочный.

Слушают определения понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Чтение слов.

Замена букв в словах.

- выявление способов объяснения значения слова (подбором антонимов, синонимов, толкованием слова.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль; коррекция

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

8.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Организация деятельности по применению знаний

Перед вами текст, но он рассыпался.  (Каждому на парту). Ваша задача составить текст в соответствии с шифром,  объясняя все орфограммы, которые увидим в предложениях.

Слайд 6

  • Ребятишки на санках катаются.
  • Вот пришла зима снежная.
  • Старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
  • На дворе намело сугробов до пояса.
  • Решили они дочку из снега и льда вылепить.

Списать текст, обозначить одушевленные и неодушевленные существительные.

Шифр.

предложения

Количество имен существительных

Одушевленные

Неодушевленные

1

-

1

2

-

3

3

1

1

4

2

2

5

1

2

Тихо, тихо, вон за деревом притаились снежные барсы…Красивые животные и задания приготовили различные.

Посмотрите на ваши парты, у вас даны вопросы. Послушайте внимательно задание. Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? Что может летать?

Кто может плавать? Что может плавать?

Кто стучит в окно? Что стучит в окно?

 Применение знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Работа в парах.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

9.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

  • Каких животных повстречали?
  • Над какой частью речи работали?
  • Чему учились на уроке?
  • Что нового узнали?

Наше путешествие подошло к концу. Пора подвести итоги.

Оцените свои успехи на уроке с помощью лесенки успеха

Спасибо за старание, ведь главное – желание

А навыки и знания с годами к вам придут.

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.

Самооценка результатов деятельности

- Сегодня на уроке мы .…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- У меня получилось (не получилось) …

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....