урок русского языка во 2 классе по теме "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Изучение рода имен существительных по программе развивающиего обучения Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс

Система   Л.В.Занкова

Иванова М.Е.

МБОУ «СОШ №20»

Энегльсского муниципального района

Саратовской области

Тема: Род имен существительных

Цель: познакомить учащихся с формой рода имен существительных 

Задачи: 

  1. Ознакомление с понятием «род» имен существительных.
  2. Формирование умений определять род имен существительных в процессе выполнения практических заданий, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение.
  3. Развитие мыслительных операций (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, речи, творческих способностей, навыков самооценки и самоконтроля.
  4. Воспитывать ответственность, взаимовыручку.

Тип урока: открытие новых знаний.

Метод: частично-поисковый, проблемный

Формы организации: фронтальный опрос.

Средства обучения: учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 2 класс, тетради на печатной основе по русскому языку  С.Г.Яковлевой, презентация урока.

Ход урока

1.Организационный момент.

На доске пословица: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 - Как понимаете смысл этой пословицы? (Рассуждения детей)

 - Запишите число, классная работа и это предложение.

 - Действительно, чтобы чего-то достичь, надо потрудиться. Давайте попробуем и мы с вами вытащить свою рыбку. Может быть, она окажется золотой, а может быть волшебной? А может не той и не другой, но нам очень полезной.

2.Актуализация знаний.

 - Из чего состоит это предложение? (Из слов)

 - Какие группы слов  бывают в грамматике? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.) (слайд 2)

- Назовите известные вам части речи, из которых составлена эта пословица. (Имена существительные, глаголы, предлоги.)

 - Слов, какой части речи больше в этом предложении? (Имен существительных.)

 - Что вы знаете об имени существительном? (Рассуждения детей. Правило.)

 - Какие грамматические признаки имени существительного вы уже знаете? (слайд 3)

3. Постановка учебной задачи.

- А знаете ли вы, что у имени существительного есть еще грамматические признаки? Давайте выясним какие.

4. Построение выхода из затруднений.

 - Прочитайте слова. К какой грамматической группе они относятся? (Имена существительные.)

Попробуйте разделить слова на три группы (слайд 4):

Снежинка, снеговик, зима, лед, дерево, поле, сугроб, буран, метель, молоко, пальто, платок, варежка.

Дети пытаются разделить их на группы по количеству слогов в слове: 1 – лед; 2 – зима, поле, сугроб, буран, метель, пальто, платок; 3  - снежинка, снеговик, дерево, молоко, варежка.

По ударному слогу: 1 – дерево, поле, варежка; 2 – снежинка, зима, сугроб, буран,  метель, пальто, платок; 3 – молоко. Слово лед – односложное.

 - Но это не грамматические признаки существительного.

Некоторые дети слышали о делении имен существительных по родам, поэтому кто-то обязательно скажет, что можно разделить слова на 3 группы по родовому признаку имен существительных. (Дети устно делят слова на группы.)

Как вы думаете, почему м.р. назвали мужским, ж.р. – женским, а ср. р. – средним? (Ответы детей.)

 - Хотите услышать сказку, но не простую, а сказку грамматическую?

Сначала все существительные были очень похожи, даже королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных различия, тот будет награжден».

Услышали про это муж и жена. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала: а это будут мои, женского рода.

А все остальные слова остались посередине, лишние — среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.

А «секрет» такой: (слайд 5)

Женский род запомню я

И скажу: «Она — моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он — мой».

Средний род: «Оно — мое».

Это правило твое.

- Давайте попробуем воспользоваться секретом королевы Грамматики и докажем, что мы с вами разделили слова правильно.  Запишем их в три столбика м.р., ж.р., ср.р.. (слайд 6)

(У доски работают 3 наиболее слабых ученика, остальные дети делают эту работу в тетрадях.)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

а) Физкультминутка

Если услышите слова мужского рода, то встанут мальчики, женского рода – девочки, если среднего рода – никто не встает:

Мальчик, девочка, мама, папа, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянник, племянница, снеговик, солнце, льдинка, шуба, шапка, ком, дерево, дорога, колесо,  тулуп, пальто,  сапог, молоко, Дед Мороз, вьюга, палка, Снегурочка, ветер, холод.

 - Молодцы!

б) Работа по учебнику «Русский язык 2 класс часть 1» А.В.Поляковой, упражнение 238.

Выпишите сначала существительные женского рода, потом мужского рода.

        Орел, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.

Проверка: - Какие слова отнесли к женскому роду? Какие слова - к мужскому роду? Какие слова не выписали и почему?

Прочитайте задание упражнения 239 (задание аналогичное). Что надо выполнить в этом упражнении? Встаньте, кому понятно задание (физкультминутка). Это упражнение вы сделаете дома.

в)  Упражнение 240.

Запишите слова во множественном и единственном числе, укажите род (выполняется у доски более слабыми  учениками): ягоды – ягода (ж.р.), кузнецы, окна, стекла, поезда, орехи, моря, песни, леса, поля, школы.

Алгоритм действий

 - Что нужно сделать, если существительное стоит во множественном числе? (Поставить его в единственное число и потом определить род существительного) (слайд 7 алгоритм.)

г)  - Откройте тетради с печатной основой на странице 38, упражнение 75. Прочитайте задание. Соедините слова с соответствующим родом.

 - Что вы можете сказать о словах: Саша, жадина, неряха? Кто определил их как слова мужского рода? А женского рода?  Почему? Кого так называют? Можно сказать о девочке – жадина? А о мальчике?  (Аналогичная работа со словом неряха.)  

Я думаю, что у нас в классе нет таких ребят.

Эти существительные относятся к общему роду. Вы можете привести свои примеры таких слов.

д) Работа в парах.

 - Составьте предложение с любым из этих трех слов и запишите. Докажите какого рода у вас получились имена существительные. (Обсуждение в парах.)

 - Кто готов озвучить свою работу? (Стремлюсь услышать рассуждения слабых учащихся.)

е) Самостоятельная работа.

Упражнение 241.

 - Прочитайте пословицы. Как узнать род выделенных существительных? (слайд 7 алгоритм). Взаимопроверка.

 - Встаньте те, кто безошибочно определил род существительных. Молодцы.

 - Кто допустил ошибки? Какие?

 - Всем дома надо будет прочитать правило на странице 127 и выполнить упражнение 239, которое мы уже разобрали.

6.Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Как определить род имен существительных? Как вы думаете, зачем вам это надо знать? Где в дальнейшем понадобятся эти знания?

 - Молодцы. Вы сегодня замечательно потрудились. Я надеюсь, что каждый из вас вытащил свою рыбку из пруда.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Урок русского языка 4 класс 3 склонения имени существительного

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного" 4 класс по "Школе России"...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "3-склонение имен существительных"

Технологическая карта урока русского языка   4 класс "3-склонение имен существительных" Школа России...

Урок русского языка 4 класс "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже единственного числа""

Урок в технологии смешанного обучения "ротация станций", использование образовательной платформы ЯндексУчебникУМК "Школа России"...