Открытый урок по русскому языку, 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Фильнова Елена Владимировна

УМК Гармония. Тема: Продолжаем размышлять о словах. Урок построен в форме исследования слова "ягода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

 ТемаПродолжаем размышлять о словах.

  Цели: 1. Закрепить знания учащихся о слове, его значении, однокоренных словах, синонимах и антонимах, исследовать слово «ягода» с разных сторон науки о языке .           

 2. Формировать коммуникативные навыки, умение работать в группе, аргументировано отстаивать  свою точку зрения.

 3. Развитие познавательного интереса к изучению русского языка, воспитание любви к родному слову

Оборудование: компьютер, проектор, карточка со словом «Ягода», сигнальные карточки «Светофорики», карточки со словами-антонимами, , карточка ученика ( 27 штук)

 Ход урока:

Этапы урока

Содержательная часть

Ожидаемый результат

 Орг. момент

(эмоциональный настрой).

Предметом нашего сегодняшнего урока будет слово. Мы продолжаем с вами размышлять о словах русского языка, пополнять свои знания и расширять свой кругозор. К сегодняшнему уроку вы были разбиты на группы: поэты, искатели и книголюбы.  Каждая группа получила своё задание.

- Как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке?

-  Ребята, а что необходимо помнить, когда вы работаете в группе?

- Помните, что важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.

Включайтесь активно в работу, чтобы наш урок получился интересным и чтобы мы справились с поставленными

задачами.

- Исследовать слово с разных сторон науки о языке, донести до всех детей то интересное, что узнали сами.

-Работать надо дружно, прислушиваться к мнению других, если одноклассник допустил какую-либо ошибку, надо не смеяться над ним, а помочь.

 Словарная работа.

Сегодняшний урок мы начнем со словарного диктанта.(Вспомните, как пишутся словарные слова, поставьте в словах ударение и подчеркните трудную орфограмму.

Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. 

Что это?

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. 

 Что это?

Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. 

Что это?

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Что это?

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая – чернеет.

Что это?

Кто ж ту ягоду не знает?

От простуды помогает.

На кустах ни висят

И, как маков цвет горят.

Только это не рябина.

Что за ягода?  (калина)

Что это?

- К какой группе слов относятся записанные слова?

- А на какие вопросы они отвечают?

- Как назвать одним словом то, что мы записали?

- Земляника

- Арбуз

- Черника

- Малина

- Смородина

- калина

- Слова – названия предметов

- На вопросы кто? или что.

- Ягоды

Исследование слова «ягода»

Сегодня мы исследуем еще одно словарное слово – ягода.

Книголюбы к сегодняшнему уроку подбирали загадки, стихи, пословицы и поговорки про ягоды. Давайте послушаем ребят

- Самое главное в слове – это его значение. Что обозначает слово «ягода»?

 – А как же это слово к нам пришло, каково его происхождение? Об этом нам расскажут искатели, которые поработали с различными словарями

   Произнесем слово. Транскрипция.

  - Какой гласный звук в слабой позиции?

 - А сейчас узнаем, какой гласной буквой обозначается звук а на письме.

 Найдите это слово в орфографическом словаре. Какой же буквой обозначается звук а на письме?  (открывается карточка)

  - Ребята-искатели должны были узнать с помощью словообразовательного словаря группу слов-родственников.

   - Назовите родственные слова (запись на доске)

- Какой секрет написания однокоренных слов мы знаем?

  - Запишите словарное слово вместе с группой слов-родственников, поставьте ударение в них и выделите корень ( запись в тетрадь. 1 человек работает на доске)

 

 - А какие фразеологизмы, пословицы и поговорки, связанные с нашим словом, употребляют люди в своей речи? Об этом нам расскажут искатели.

    Физминутка.

 Дети зачитывают несколько загадок, стихов про ягоды

- небольшой сочный плод кустарников и трав а также само травянистое растение

- Слово произошло от «яг», что означает «щечка» с помощью суффикса «од». В переводе означает: по цвету – красные, как щечки, по форме – круглые, как щечки.

-Звук а

- Буквой о

- ягода, ягодина, ягодка, ягодный, ягодник, ягодница

- Корень в однокоренных словах пишется всегда одинаково

- «Одного поля ягода» ( это значит совершенно свой по духу, поведению человек)

 «Это еще цветочки, а ягодки будут впереди» ( о чем-то плохом: это еще ничего, дальше будет гораздо хуже)

« Сорок пять, баба ягодка опять» ( так говорят о привлекательной, здоровой женщине)

Работа по теме урока.

      -Ребята, а какие слова можно считать родственными? Как их по-другому называют?

- Какая часть в слове самая значимая? Давайте поиграем. «Подчеркни лишнее слово» 

Земляника, земляничка, земляной, земляничный

Малиновый, малинник, маленький, малинка

Рябина, рябиновый, рябинник, рябой

Калина, калиновый, калинка, накалить

   - Как же узнать, однокоренные слова или нет?

- Сегодня вы получили карточки с текстом. Ваша задача: списать текст, найти в нем однокоренные слова и выделить в них корень. Подчеркнуть два изменения одного и того же слова.

Карточка ученика

« Женя нашла ягодную п.ляну. Сначала выглянули самые молодые любопытные ягодки, совсем ещё з.леные. Потом высунули г.ловки ягоды вполне зрелые – крупные и красные. Скоро вся п.лянка вокруг Жени ок.залась усыпанной ягодами».

- Из какого произведения данный отрывок? Кто его автор?

- Давайте проверим, как вы справились с заданием.

- Вам встретились слова с пропущенными безударными гласными в корне, назовите их. Как вы их проверяли?

  

- Ребята, мы с вами уже знаем, что такое синонимы и антонимы. Давайте вспомним.

 - Давайте проверим ваши знания. Дидактическая игра «Подбери антоним» (Детям розданы карточки со словами. По команде учителя они выходят к доске и прикрепляют к соответствующему слову антоним).

       сладкая ягода – горькая

       черная ягода – белая

       ранняя ягода – поздняя

       спелая ягода – недозрелая

       крупная ягода – мелкая

       сочная ягода - сухая

                  

Проверка с помощью сигнальных карточек-светофориков.

- К сегодняшнему уроку группа ребят – поэты – сами попробовали сочинить стихи про ягоды. Давайте их послушаем

( дети зачитывают свои стихи).

 - Родственными называют слова, близкие по значению и имеющими одинаковый корень. По-другому их называют однокоренными.

- Значимая часть слова- это его корень.

-  Если слова близки по значению и имеют одинаковый корень, то они однокоренные.

- Однокоренные слова: ягодную, ягодки, ягоды.

- Изменения одного и того же слова: ягоды, ягодами.

- Синонимы – это близкие по значению слова, антонимы – слова с противоположным значением

Подведение итогов урока.

    - Что же мы сегодня смогли вспомнить о словах? Попробуйте оценить работу своих групп.

-К этому уроку вы все очень хорошо поработали. Группа исследователей вместе с книголюбами приготовила интересный проект, который вы видите на доске, а наши поэты сделали книжку-малышку со своими стихами. Я думаю, что вы её подарите нашей библиотеке, чтобы и другие ребята могли воспользоваться ими. Спасибо за урок!

- Вспомнили, какие слова называют однокоренными, что такое синонимы и антонимы, узнали много интересного о слове «ягода». А самое главное, нам было интересно узнать самим и рассказать всем ребятам о том, что мы исследовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....