Согласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка во 2 классе "Согласные в корне слова" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_2_klass.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Согласные в корне слова».

       Цель урока: формировать умение писать слова с парными звонкими и глухими  согласными  буквами в  корне слова.

Задачи урока: создать условия для развития умения правильно писать парные согласные в корне;

      помочь учащимся понять, как подобрать проверочное слово для написания парных согласных в корне; добиваться от детей осознания необходимости проверки  как звонких, так и глухих согласных в корне слова;

развивать орфографическую зоркость, сообразительность;

воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия.

Ход урока.

               I. Орг. момент.

- Прозвенел звонок, начинается урок.                                                                                                                -Вы помните своё имя? Назовите его шёпотом соседу по парте.

- Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласной буквы, затем сядут те, чьё имя начинается с согласной буквы.

II. Актуализация знания.

Проверка дом.задания.

- Вспомните, с какой орфограммой вы работали дома? ( безуд. гласные в корне слова)

-Найдите слова с этой орфограммой на доске в «орфографическом домино»:

В(е/и)сна, гр(а/о)чи, п(я/и)тно, лё(д/т). (мал. доска слева)

-Где возникло затруднение? Почему?

- Какие буквы в этом домино? ( парные согласные)

-В какой самой главной части слова они находятся? (в корне)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?( Парные согл. в корне слова)

III. Постановка учебной задачи.

-Чего мы пока ещё не знаем? (Какую согл. писать в корне )

- Чему мы должны научиться? (Проверять парные согл.)

- Напомните мне, пожалуйста, какие парные согл. есть в русском языке. (На маленькой доске запись: д/т, з/с, б/п, ж/ш, в/ф, г/к.) (мал.доска справа)

- Докажите, что  парн. согл. в корне можно считать орфограммой.(Опасное место, можно ошибиться, нужно проверять)

- Проверим, не ошиблись ли мы.

Учебник с.98-99  правило «жуж.чтение»

IV. «Открытие нового знания»

  1. Отгадайте загадки:

               Сидит дед, во сто шуб одет,

               Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

           Прикрепляется картинка

               Пришла весна,

               Зазеленела трава.

               Вышли вдруг

               Коровы на …… (луг)

- Что обозначает слово «луг», на который вышли коровы?

Прикрепляется картинка.

Самостоятельное составление транскрипции. 2 ученика  у доски.

- Проверьте, правильно ли вы составили транскрипцию этих слов.

- Что заметили? (транскрипции слов одинаковые)

-Неужели загадки об одном и том же? (Нет, это разные слова)

- А как вы докажите, что это два разных слова, а не одно и то же? (В первой загадке говорится о луке – это овощ, а во второй луг – участок с травянистой растительностью).

- Послушайте еще раз слово [лук]. Можете ли вы точно сказать: я назвала овощ или участок с травянистой растительностью? (Может первое, а может второе. Слова звучат одинаково.)

- Произнесем слова вместе и прислушаемся.

-Какой звук слышится на конце первого слова? (На конце первого слова слышится звук[ к ])

- Какой звук слышится на конце второго слова? (На конце второго слова слышится звук[ к ])

- А теперь посмотрим как пишутся эти слова. Пишет сильный ученик.

- Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нем [к]? (Звук [к] обозначен буквой ка).

- Читаем второе слово. (Луг)

- Какой звук слышится на конце этого слова? (На конце слова слышится [к])

- Какой буквой обозначен [к]? (Звук [к] обозначен буквой г)

- Посмотрите на транскрипции и скажите,  какими буквами может обозначаться звук [к] на  письме? (На письме звук [к] может обозначаться буквами г и к) таблица из букв

- Смотрите, какой хитрый звук: он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы – г или к. Можно ли при письме доверять такому звуку и писать так, как слышишь? (Нет)

- Почему? (Можно написать не ту букву)

- Что же нужно сделать, чтобы не допустить ошибки на письме? (Проверить слово)

-Объясни, какие из этих слов будут проверочными?

Лук – лука, луг – луга.

 -Докажи. (Ясно слышится согласный звук).

- Как правильно подобрать поверочное слово? (Изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный).

-  Проверим, не ошиблись ли мы.

Учебник с.99  правило «жуж.чтение»

- Выделим орфограмму на доске.

- Вернемся к началу урока. Подберите проверочное слово к слову «лёд».

физкультминутка

А теперь, ребята встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

V.Первичное закрепление.

Устно подберите проверочные слова к данным.

Снег, кот, флаг, сок, крем. (мал. доска под домино)

- Какое слово не нуждается в проверке? Объясни, почему?

Работа в парах. ( 1карточка на парту)

Задание :Выберите и запишите в тетрадь только те слова, которые нужно проверить.

Сначала посоветуйтесь друг с другом.

Шкаф, дым, гриб, пар, труд,  май, львы, утюги, лес, стол, стриж.

Проверка.

- Кто согласен, хлопните в ладоши.

VI. Самостоятельная работа.

Учебник с. 99 упр.1.(2 задание)

Самопроверка - на обороте доски:  суп, хлеб, шарф, лес, дуб, зуб, шкаф.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Дети выполняют дифференцированное  задание.

1группа (сильные).  Найди ошибки и исправь.      

Жил в лесу ёш. Раз он нёс на спине грип. Навстречу ему медветь.

- Зачем ты, ёш, грип несёшь?

- Я сварю из него суп на обет.

2 группа(средние). Вставь пропущенные буквы.

 Жил в лесу ё__. Раз он нёс на спине гри__. Навстречу ему медве__ь.

- Зачем ты, ё__, гри__ несёшь?

- Я сварю из него су__ на обе__.

3 группа (слабые). Прочитай слово, лишнюю букву зачеркни.

Ё(ж/ш), медве(д/т)ь, су(п/б), обе(д/т), ду(б/п)

Фронтальная проверка.

VIII.Рефлексия.

- Продолжите высказывания:

Сегодня я узнал …

Я выполнял задания…

У меня получилось …

Я понял, что теперь могу …

Домашнее задание.

1и2 группа- с.100 упр.№2.

3группа- выписать из словаря 5слов с парн. согл. на конце слова с проверочными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...