«Однородные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Авторская разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему "Однородные члены предложения" (первый урок по теме) , автор учебника Т.Г. Рамзаева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._odnorodnye_chleny_predlozheniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

УМК «Школа России»

Автор учебника Т.Г. Рамзаева

Тип урока: изучение нового материала (первый урок по теме).

Тема: «Однородные члены предложения».

Цель: развивать умение находить в предложении однородные члены;

        учить определять, каким членом предложения являются;

        развивать речь, орфографическую зоркость, способность сопоставлять,

        проводить обобщение; развивать умение работать в группе.

 Планируемые результаты

Предметные: познакомить с особенностями однородных членов предложения.

Метапредметные:

Познавательные УУД: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; самостоятельно составлять алгоритмы учебных действий на основании имеющихся.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять роли и действовать в соответствии  с ними; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, работу группы, отдельных детей.

Личностные: ставить учебную задачу, выполнять ее и оценивать по предложенным критериям.

Оборудование для учителя: интерактивная доска или проектор, карточки для групповой работы, учебник (Т.Г. Рамзаева, 4 класс).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

  • СсɔƆ СƆ сɔ (написать в соединении).
  • Характеристика звуков [с,с’].
  • Работа со скороговоркой.

Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

- запись

- лучший чтец

- орфограммы

3. Словарно-орфографическая работа (работа по рядам)

Цель: обобщить знания о частях речи (темы предыдущих уроков).

Учащимся предлагается выбрать и записать определенную часть речи (1 ряд – имя существительное, 2 ряд – имя прилагательное, 3 ряд – глагол). Слова диктует учитель.

Дежурить, береза, карандаш, интересный, завтракать, яблоко, обедать, городской, комнатный.

- проверка написания

- определение частей речи – правило (дополнительно – у сущ. определить род, у гл. – форму)

4. Актуализация знаний

Дерево знаний

Учитель предлагает детям проверить свои знания. Для этого необходимо с дерева (на доске) снять листочек, на обороте которого написан вопрос.

  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Какие бывают предложения по интонации?
  • Что такое подлежащее?
  • Что такое сказуемое?
  • Какое предложение называется распространенным?
  • Какое предложение называется нераспространенным?

5. Сообщение темы урока. Работа по теме

1) Знакомство с однородными членами предложения

- Сегодня мы расширим свои знания о предложении. Мы познакомимся с однородными членами предложения – узнаем, какие члены называются однородными, будем учиться их находить.

1) Однородные подлежащие

   Учитель предлагает прочитать предложения (слайд №1) и подумать, можно ли сказать о том же самом, но кратко.

Березы осенью пожелтели. Клены осенью пожелтели. Липы осенью пожелтели.

(Запись: Березы, клены, липы  осенью пожелтели.)

- Назовите главные члены предложения. (подчеркнуть)

Вывод. Несколько подлежащих при одном сказуемом – это однородные подлежащие.

- Какие однородные члены предложения есть в этом предложении?

Учитель сообщает: если однородные члены связаны между собой интонацией перечисления, то между однородными членами ставится запятая (остальные случаи на данном уроке не уточняются).

2) Однородные сказуемые (аналогичная работа, слайд №2)

Листья летят. Листья качаются. Листья бегут.

(Запись: Листья летят, качаются, бегут.)

- Назовите главные члены предложения. (подчеркнуть)

Вывод. Несколько сказуемых при одном и том же подлежащем – это однородные сказуемые.

- Следовательно, в данном предложении, какие однородные члены?

3) Однородные второстепенные члены (аналогичная работа, слайд №3) 

Солнце осветило поля. Солнце осветило леса. Солнце осветило луга.

(Запись: Солнце осветило поля, леса, луга.)

- Назовите главные члены предложения (подчеркнуть). Понаблюдаем за второстепенными членами. С каким членом предложения они связаны? Докажите.

осветило (что?) поля

осветило (что?) леса

осветило (что?) луга

Вывод. Если второстепенные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, это однородные второстепенные члены предложения.

Однородными могут быть главные члены и второстепенные члены.

2) Работа по учебнику

  • Чтение правила с. 42, 43, обсуждение.
  • Упражнение 84 – устное объяснение.

3) Работа в группах

Учитель предлагает каждой группе (3 группы) составить одно предложение с однородными членами из данных предложений; определить однородные члены; доказать, пользуясь правилом.

Задание для 1 группы.

В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы.

Задание для 2 группы.

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

Задание для 3 группы.

Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.

- проверка с объяснением

- запись каждого предложения в тетрадь

(В садах поспели яблоки, груши, сливы. В роще птицы свистят, поют, щебечут. Стайки птиц помчались за леса, за горы, за моря.)

4) Фронтальная работа («Найди пару»)

На доске записаны части предложений с однородными членами. Необходимо соединить части предложений так, чтобы получились предложения с однородными членами. Записать пословицы, объяснить смысл, назвать однородные члены.

        Правда в огне не горит                        и труд все перетрут.

        Лес от ветра защищает,                       и в воде не тонет.

        Терпенье                                                урожаю помогает.        

5) Самостоятельная работа

Упражнение 83 – разбор, выполнение, помощь, проверка.

6. Подведение итогов урока

1) - Вернитесь к работе со скороговоркой, подумайте, есть ли в ней однородные члены? Какие? Подчеркните.

2) – Закончите предложение, используя однородные члены.

Урок для меня был. . . , . . . , . . .


Задание для 1 группы

В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы.

 

Задание для 2 группы

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

Задание для 3 группы

Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.