Урок русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Васильева Юлия Валентиновна

Урок получения новых знаний с применением технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_po_teme_slozhnye_slova.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сложные слова».

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: проблемный

Технология:    информационно-коммуникативная, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающая.

Цель  урока: формирование  понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи:

  • познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них) и написания.
  •  развивать устную и письменную речь   аналитическое мышление, память, внимание;
  •  воспитывать коммуникативную культуру учащихся; формировать интерес к изучению русского языка, совершенствовать культуру речи;

                       

Оборудование:

                                                         Ход урока.

I. Организационный момент

1. Эмоциональный настрой на урок.

 Доброе утро! Начинаем урок русского языка.
Будем с вами мы писать,
Наблюдать и рассуждать,
Раскрывать секреты слов
Кто готов?

 2. Разминка для рук.
 Подготовимся к работе. Выполним разминку  (массаж  с проговариванием слов).

  • Чтобы хорошо писать, надо пальчики размять,
    А теперь ладошки потрём ещё немножко.
    Ушки тоже не забудем,
    Разминать их дружно будем.
    Шейку помассируем, ручками подвигаем

II. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока

1. Чистописание.

Сегодня мы продолжим изучать тайны русского языка. И шаг за шагом подниматься на вершину знаний.
Работать будете на рабочих листах.
Сядьте правильно ( правила посадки при письме).
Запишите дату.
Долго мы в этом году ждали зиму. И вот она пришла со снегом и морозами.
А кто помог её заманить к нам? Русский Дед Мороз позвал на помощь саамского и финского Деда Мороза
.       (Слайд №1)
Недавно в Мурманске состоялся «съезд зимних волшебников
Посмотрите, какие узоры  они нарисовали.
На доске:        ое  ое ое
Запишите  узор.  

2. Определение темы и целей урока.

 Морозы, выполнили свою работу и отправились по домам, но оставили нам своих помощников – снеговиков. Уж очень им захотелось выучить получше русский язык. Давайте соберём для них целую гору знаний.
Прочитайте слова: спорт, ходики, переход, зал, походка. Разберите по составу.
 Проверим (сигналы обратной связи)
Каким способом образованы эти слова? (с помощью суффикса, приставки)
Молодцы!
Сегодня мы узнаем новый способ образования слов.

Проблемная ситуация №1.  Подумайте, можно ли образовать из этих слов новое слово?

Подсказка: Есть лужайка в нашей школе,

                     А на ней- козлы и кони.

                     Кувыркаетесь вы тут

                     Ровно сорок минут.

                     В школе – кони и лужайка?!
                    Что за чудо, угадай-ка
!  (спортзал)

Что обозначает слово спортзал? (помещение для занятий физкультурой, спортом)

Запишите.        

Что необычного в этом слове? ( 2 корня - спорт, зал)

Выделите корни.
Как назовём это слово? ( двукорневое, составное, сложное)
Определите тему урока (сложные слова)    
Если в слове корня два – это сложные слова!    
Сформулируйте цели урока, используя опорные слова.
Узнаем:

 III. Открытие новых знаний

1.Образование сложных слов.

Как мы образовали слово спортзал?  ( сложили две основы )

Какой вывод мы можем сделать?  (сложные слова образуются сложением основ)   (слайд №2)

2. Гимнастика для глаз.     (под музыку П.И Чайковского  «Вальс цветов)
3. Проблемная ситуация №2.  Как соединяются основы в сложных словах?
Игра «Собери  сложные слова » (работа в парах).
Финский снеговик предлагает поиграть в снежки.
Работать будете в паре.     Повторим правила сотрудничества.
В снежках спрятались четыре слова.  Достаньте. Прочитайте.
Море, ходит,  лёд,  колет          (Слайд №3)
Из  них надо  собрать два сложных слова.
Как образуются сложные слова? (сложением основ)
Разберите слова по составу.     Спрячьте окончания.
Назовите основу в слове  море,  колет, лёд, ходит.
Основы совпали с корнем.А теперь попробуйте сложить два сложных слова.
Получается?  Почему?
   (не хватает гласных).   Каких?  (о,а,е,и)      Добавьте.  
Что получилось?  ( Мореход,  ледокол). Поставим  ударение.
Какая позиция у этих гласных? (безударная)
Произнесите шёпотом друг другу слово  ( мориход)
Какой звук слышите? (и)
Произнесите слово ледокол (лидакол)
Что будем делать? Обратимся к учебнику.  Прочитаем правило в учебнике, с.39  
Какую гласную добавим в слово мореход (е), ледокол (о)
Как назовём  эти гласные?
 (соединительные)
Запишите слова.  Выделите  основы, корни.    Подчеркните соединительные гласные. Поставьте ударение. Проверьте ( по  записи на доске – сравнение с образцом)
Какие ещё орфограммы вам встретились? (
ледокол - безударная гласная, проверяю - …..,)
Выделите.                         

Что обозначает слово ледокол? Прочитаем в  «Толковом словаре» С.И.Ожегова
(Мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды)       (Слайд)
Первый в мире  атомный ледокол «Ленин» был  построен в нашей стране и проработал 30 лет. Вы знаете, где он сейчас находится? А теперь поставлен на вечную стоянку в г.Мурманск. В нём расположен музей
.
Что обозначает  слово  мореход ? (предположения детей). Прочитаем в словаре Ожегова.
(Мореход: путешественник по морям)                                        (Слайд)
Молодцы!!!    Финский снеговик узнал много интересного!   Но он ещё плохо знает правила, давайте создадим модели сложных слов.
4.Творческий  мини-проект  (парная работа  - составление модели «сложные слова»).
Достаньте из конвертов  заготовки. Как образовали сложные слова?  (
сложили основы)
Что добавили? Сколько корней у сложных слов? Как соединяются основы в сложных словах?
Вывод: основы соединяются  при помощи соединительных гласных о, е.
Теперь снеговику всё понятно!

5.Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
Для чего нужны сложные слова? Саамский снеговик предлагает поиграть в игру «Угадай слова»

Замените словосочетания одним сложным словом.       (Слайд)
Рыбу ловит – … ,  варит кашу – … ,  пыль сосёт –…. ,   ходит по Луне -…..
Проверим: (читают дети образованное слово, показывают соединительную гласную.
Что удобнее использовать в нашей речи: слово или  предложение?
Почему? (
Так короче, удобнее, быстрее)

Вывод: сложные слова нужны для краткости речи.                     (Слайд)
Саамский снеговик благодарит вас!

IV.Физкультминутка (двигательно-речевая)

А сейчас  вы отдохните
Сложные слова все назовите!
Пролетает
самолёт
С ним собрался я в полёт.
Проплывает
пароход,
Пусть меня с собой возьмёт.
Проезжает
паровоз,
Вот бы он меня подвёз.
Вот идёт пешеход,
На дороге
гололёд.
Осторожней  
пешеход!

Назовите сложные слова,  и покажите движением соединительную гласную.

V Обобщение новых знаний

Какие секреты сложных слов вы узнали?                (Слайд)

VI. Применение новых знаний
1. Работа с текстом. Дифференцированное задание.
Снеговики решили попробовать написать текст. Посмотрите, что у них получилось?  (Слайд) Прочитайте задание.
1 группа.  Вставьте  в предложения слова из справки. Разберите их по составу.
2 группа. Образуйте  из слов для справок сложные слова. Вставьте в предложения  подходящие по смыслу слова. Разберите  их по составу.
У 3 группы есть дополнительное задание. Озаглавьте текст. Кто может быть альпинистом? Составьте предложение. Запишите
Найдите слова для справок. Вспомните,  как образуются сложные слова.
Проверим. Прочитайте текст со вставленными словами.
3 группа – как озаглавили?
Кто такие альпинисты?                                                (Слайд)
Какие слова вы вставили?  Что обозначает это слово. Какие  соединительные гласные вы  использовали? Покажите
 (карточки обратной связи)
3 группа. Как вы ответили на вопрос? Посмотрите, какая  гора знаний выросла!
VII. Рефлексия.
Вы сегодня поднимались шаг за шагом на горку своих достижений.
Возьмите  снеговичков  и превратите их в скалолазов.
Если вы довольны своей работой на уроке, поместите снеговичка на вершину горы.
Если не совсем довольны – на склон.
Если совсем недовольны – оставьте  снеговика у подножия горы.

VIII.Домашнее задание (по выбору ).

IХ. Выставление  отметок  за урок.
На следующем уроке мы продолжим работу над  правописанием сложных слов.
Молодцы! Спасибо  всем  за  урок!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...

Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".

Данные конспекты  уроков  помогут учителю изучить с учащимися  данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...