Урок развития речи 2 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Тунгусова Светлана Викторовна

 

Тема: Признаки текста. Восстановление деформированного текста.

Задача: раскрыть одну из особенностей текста – его тематическое единство.

Цели: 1. Формировать умения отличать текст от группы предложений.

            2. Формировать умения устанавливать последовательность  

                предложений в тексте.

            3. Формировать умения корректировать составленные предложения и

                текст.

            4. Развивать умения строить суждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_2_klass.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 2 КЛАСС

Тема: Признаки текста. Восстановление деформированного текста.

Задача: раскрыть одну из особенностей текста – его тематическое единство.

Цели: 1. Формировать умения отличать текст от группы предложений.

            2. Формировать умения устанавливать последовательность  

                предложений в тексте.

            3. Формировать умения корректировать составленные предложения и

                текст.

            4. Развивать умения строить суждения.

ХОД УРОКА:

1. Организационное начало.

2. Постановка учебной задачи.

  • Мы не раз с вами, ребята, сочиняли сказки, рассказы, считалки, загадки. Вы не раз слышали слово «текст». Что же такое текст?
  • Найдите на доске текст. В каком столбике написаны отдельные предложения, а в каком по-вашему текст?

Белка – это маленький пушистый             Белка – это маленький пушистый

зверёк.                                                          зверёк.

Мальчик увидел бабочку.                          У неё рыжая шерсть.

Художник нарисовал птицу.                      Ещё у белки большие глаза.

Она высоко летает.                                     Она хорошо видит.

  • Докажите, что именно во втором столбике написан текст. (Смысл текста, одна тема, можно озаглавить.)
  • Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Научимся отличать текст от предложений.)

3.  Сравнение текста и группы предложений.

     

  • Прочитайте предложения, записанные слева.
  • Сколько предложений в первом столбике? О чём в них говорится? ( В первом предложении говорится о белочке. Во втором – о мальчике, В третьем – о художнике. В четвёртом- о птице.)
  • Сколько рисунков вы бы сделали к первой записи? Что будет изображено на каждом из них? ( Я думаю, что рисунков будет 4. И на них мы нарисуем то, о чём говорится в каждом предложении.)
  • Как вы думаете, что же написано слева? (Предложения)
  • Можем к ним подобрать заголовок? (Нет)
  • Почему, докажите!
  • Почему у вас не получился рассказ? (Все предложения о разном)
  • Сколько предложений во втором столбике? (4)
  • О ком говорится во всех этих предложениях? (О белочке.)
  • Сколько рисунков и какие можно нарисовать к ним? (Один. На нём будет изображена белка.)
  • Можно ли придумать заголовок к записи во втором столбике? (Да!)
  • Как мы озаглавим текст второго столбика? (Белочка. Рыжая красавица. Пушистый зверёк.)
  • Итак, во втором столбике у нас не просто предложения, а текст. В каждом предложении сообщается что-то новое о белке. Эти предложения объединяются тем, что все они на одну тему – о белке. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок.
  • Давайте ещё раз вспомним, как можно озаглавить текст. (Белочка. Рыжая красавица. Пушистый зверёк.)
  • Мы ответили на вопрос, о ком этот текст. А теперь скажите, о чём этот рассказ? ( В рассказе говорится о том, что белка – маленький зверёк с рыжей шерстью и большими глазами, и что она хорошо видит.)

4. Цепочка предложений в тексте.

Цель задания: познакомить учеников с цепной связью предложений в тексте, при которой каждое последующее предложение соотнесено и синаксически связано с предыдущим, отражая последовательное развитие мысли.

  • Прочитай текст. Рассмотрите на схеме, как связаны эти предложения. (Эти предложения связаны по смыслу. Они все на одну тему.)
  • Объясните, почему мы говорим «цепочка предложений в тексте». (Все предложения постепенно дополняют друг друга.)
  • Какие слова связывают эти предложения друг с другом? (Белка, у неё. У неё,  у белки. У белки, она.)

Вывод:  В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т.е. рассказывают не о разном, а об одном и том же. Предложения в тексте как-бы держатся за руки – расположены в определённом порядке. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чём мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст рассыплется и получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор. Сказка, рассказ, стихотворение – это тексты.

5. Работа с деформированным текстом.

  • Прочитайте «про себя», постарайтесь составить из данных слов предложения.

  1. живёт, большого, белка, в, дупле, дерева, рыженькая.
  2. гнёздышко, а, птички, в, его, ветвях, маленькой.
  3. целый, они, день, хлопочут.
  4. собирает, грибочки, белочка.
  5. червячков, а, птичка.
  6. в, ночной, в, лесу, час, затихают, шум, и, возня.
  7. всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.

  • Прочитайте, что получилось? Это текст? Докажите! (Все предложения связаны по смыслу. Причём в них говорится о белочке и птичке, но это не мешает этим предложениям составить текст.)
  • Можно ли сказать, что во всех предложениях сообщается что-либо об одном и том же предмете или предметах? Докажите. ( В них говорится о белочке и птичке, но это не мешает этим предложениям составить текст.)
  • Что сообщается о белке? ( О белке говорится, что она живёт в дупле дерева, что она рыженькая. Белка собирает грибочки, значит она трудолюбивая.)
  • Что мы узнали о птичке? (Мы узнали, что птичка живёт в ветвях того же самого дерева, где дупло белочки. Она собирает червячков, значит тоже любит трудиться. А по вечерам птичка поёт колыбельную песню всем лесным жителям.)
  • Связаны ли по смыслу эти сообщения? ( Эти сообщения связаны по смыслу, так как в тексте говорится, что белочка и птичка живут рядом, значит они дружат.)

6. Запись текста.

  • С чего начнёте писать? ( С заголовка.)
  • Как начнёте писать текст? ( С красной строки.)

   

     7. Беседа по содержанию.

  • Где живёт белочка?
  • Чем заняты белочка и птичка?Что слышно в лесу в ночной час?

     8. Проверка написанного текста по образцу на доске.

  • Поменяйтесь тетрадями, проверьте текст друг у друга. Исправьте ошибки карандашом, поставьте оценки.

В лесу.

     В дупле большого дерева живёт рыженькая белка. А в его ветвях гнёздышко маленькой птички. Целый день они хлопочут. Белочка собирает грибочки. А птичка – червячков.

     В ночной час затихают в лесу шум и возня. И птичка поёт всем лесным жителям колыбельную песню. (43 слова)

 

  1. Рефлексия.

  • Поднимите руку те, кому захотелось побывать в этом лесу и увидеть    

     дупло белочки и гнездо птички?

  • Давайте на доске приделаем веточки для гнёздышка птички и

          пригласим белочку к ней в гости.

  1. Итог урока.

 

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • А что вы знали из пройденного в первом классе по этой теме?
  • Как вы думаете, нам нужно ещё о чём-нибудь узнать, или достаточно того, что мы прошли сегодня на уроке?
  • Урок вам понравился?
  • О чём вы расскажете сегодня дома мамам?

     

 

1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1999.

3. Борисов В.Н. Уровни логического процесса и основные направления их исследования. – Новосибирск, 1967.

4. Введение в психологию / Под общ. Ред. А.В. Петровского. - М., 1996.

5. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М., 1996.

6. Волина В.В. Учимся играя.-  М., 1994.

7. Есениа С.А. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. 2 класс (Пособие для начальных классов) М.: «Грамотей», 2004.

8. Есениа С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. 2 класс (Пособие для начальных классов) М.: «Грамотей», 2004.

9.Криволапова Н.А. Организация и проведение занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: Методическое пособие для учителей / ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2004.

10. Мазнин И.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2006

11.Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку: 2-4 класс Для школ с рус. яз. Обучения: Пособие для учителя. – Мн.: ПКИП «Асар»,1995.

12.Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. 2 класс. – Ростов н/Дону: изд-во «Феникс» 2003. (Серия «Учение с увлечением»)

13.Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 1-2 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.

14. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....