Технологическая карта урока русского языка. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Школа 2100. Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шелковская Лилия Николаевна,

учитель начальных классов высшей категории.

МАОУ лицей  № 142 г. Челябинск

Технологическая карта урока русского языка

2 класс

  1. Педагогическое обоснование урока

Тема

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.

Цель темы

Развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подбирать проверочные слова и графически обозначать орфограмму.

Планируемый результат

Предметные

Формируем умение видеть опасные места в словах.  Наблюдать за произношением слов со звонким и глухим согласным звуком на конце слова. Находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.

Метапредметные

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Основные понятия

Орфограмма-буква согласного в конце слова, проверочное слово.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для  2 класса. М.: Баласс, 2012.

Николаев В.И. Школьный словообразовательный словарь. М.: Центрполиграф, 2009.

Таблицы: «Парные согласные», «Проверка парных согласных», «Алгоритм самооценки», «Проверю себя». Сигнальные карточки у учащихся со знаками «+», «-».

Ребусы. Карточки со словарными словами: артист, грипп, язык, вокруг, карандаш, ученик.

Организация пространства

(работа фронтальная, индивидуальная, в парах)

Фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

  1. Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Этап урока

Содержание урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

УУД

Ι.Актуализация знаний.

1.Оргмомент.                    

Вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

- Откройте тетрадь.

- Сначала вспомним правила посадки и положения тетради. Сегодня в этом нам поможет (имя ученика).

Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
 Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Что надо записать сначала? (Дату.)

   Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Читает стихотворение, настраивая учащихся на целенаправленную познавательную деятельность.

Задаёт вопросы.

Открывают тетради.

Подготовленный ученик читает стихотворение и демонстрирует правила посадки при письме.

Дети проверяют свою посадку.

Комментированная запись числа.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 

2.Минутка чистописания.

- Какой следующий этап работы?

- Рассмотрите буквы: б в д з г ж.

- Что общего у этих букв в написании? (У букв есть общие элементы.)

- А в произношении? (Буквы обозначают звуки звонких согласных. Все они парные согласные.)

- Запишите ниже их пары - глухие согласные.

Дети записывают буквы:  п ф т с к ш.

Просит сравнить буквы с точки зрения написания элементов и  произношения.

Сравнивают элементы  и записывают буквы парных согласных :  п ф т с к ш.

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

 На основе анализа объектов делать выводы.

3.Словарная работа.

- Отгадайте ребус.

- Запишите слово.

- Обозначьте орфограммы.

- Обменяйтесь тетрадями.

- Сверьте написание со словами на доске:

артист, грипп, язык, вокруг, карандаш, ученик.

- Как называется этот вид проверки?  (Взаимоконтроль.)

- Какие виды орфограмм вы обозначили? (Непроверяемые буквы гласных в корне.)

Учитель демонстрирует ребусы.

Просит учащихся оценить выполненную работу путём взаимопроверки.

Задаёт вопросы.

Учащиеся отгадывают слово и записывают его в тетради.

Выполняют взаимоконтроль.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД

Умение работать в паре.

4.Формулирование темы урока.

- Есть ли другие орфограммы в словах? (Буквы согласных в конце слова.)

- Кто уже может сформулировать тему нашего урока? (Написание слов с буквами согласных на конце слова.)

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

 На основе анализа объектов делать выводы.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1.Игра «Верю – не верю».

Парные согласные на письме опасные.

Как похоже их звучанье -
Это просто наказанье!

Чтобы нам их различать,
Надо ум тренировать!

- Проведём игру «Верю – не верю».

- Я буду диктовать предложения. Вы ставите в тетради знак «плюс», если утверждение верное, и знак «минус», если неверное.

1) Все согласные звуки в конце слова оглушаются.  (Нет, не все.)

2) Оглушение происходит в письменной речи. (Нет, только в устной.)

3) Чтобы правильно написать парный согласный, надо в слове поставить ударение. (Нет, нужно изменить форму слова, подобрать однокоренное слово, подставить слово «нет».)

4) Согласные звуки «л, м, н, р, й» в конце слова проверять не нужно. (Да, они звонкие и непарные.)

5) Парный согласный в конце слова – это орфограмма. (Да.)

6) Для проверки согласного в конце слова должен появиться гласный.   (Да)

В тетрадях должна быть запись:  –, –, –, +, +, +.

- Я ещё раз прочитаю предложения. Вы, ребята, покажете карточками «+» или «-» согласие или несогласие с высказыванием.

- Теперь сами оцените свои ответы.

Если все ответы были верные, на полях поставьте зелёный кружок.  

Если были ошибки, поставьте кружок жёлтого цвета.

Если нет верных ответов, поставьте красный кружок.

- Поднимите руку, у кого зелёный кружок?

- У кого другие результаты?

- Значит, у этих детей есть затруднения.

- Что нужно сделать, чтобы избежать этих затруднений?

(Учиться находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова и подбирать проверочные слова.)

– Сегодня у каждого ученика на уроке будет своя цель.

 Одни учащиеся будут отрабатывать то, что уже хорошо получается, другие – преодолевать затруднения, которые возникли.

Читает стихотворение, настраивая учащихся на целенаправленную познавательную деятельность.

Диктует предложения.

Диктует предложения повторно, комментирует правильные ответы.

Просит учащихся оценить свои ответы.

Проверяет результат самооценки.

Выявляет затруднения.

Спрашивает, что нужно сделать, чтобы избежать этих затруднений, настраивая учащихся на целенаправленную деятельность.

Учащиеся ставят в тетради знак «плюс», если утверждение верное  и знак «минус», если неверное.

В тетрадях появляется  запись: –, –, –, +, +, +.

Сигнальными карточками «+», «-» показывают свои ответы.

Самооценка работы кружками разного цвета.

Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют проблему, планируют свою деятельность.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать предположение.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

 Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Развитие умений – применение знания.

1.Работа по учебнику

На с. 157 найдите  упр. 246  (выборочный диктант).

- Прочитайте предложения.

- Найдите слова с изучаемой орфограммой.

- Объясните написание.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Парный сразу проверяй.

Рядом гласный подставляй.

- Теперь я читаю предложения. Вы выписываете слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова. Обозначаете орфограмму. (Один ученик работает у доски, выписывает слова: снег, медведь, волк, хвост, прорубь, голубь, карниз, друг, мёд, морковь.)

При выделении корня в слове «прорубь» возникает затруднение.

- Кто знает, что обозначает слово «прорубь»? (Отверстие, проделанное во льду.)

- Где вы встречались с этим словом? (В сказке «Лиса и волк».)

- Возьмите школьный словообразовательный словарь. Найдите данное слово. Определите его части. Исправьте ошибку.

– Какие ещё орфограммы есть в этих словах? (Буква ь в конце слов медведь, прорубь, голубь, морковь; непроверяемая буква безударного гласного в корне: медведь, карниз, морковь.)

- Подчеркните их.

- Прошу (имя) дать самооценку работы у доски.

Ученик, работавший у доски, даёт самооценку своей работы по алгоритму.

- Теперь оцените свою работу, поставив нужный кружок.

Комментирует задание.

Читает предложения.

Задаёт вопросы.

Просит дать самооценку работы.

Просит учащихся оценить свою работу.

Работают с учебником.

Читают предложения, находят слова с изучаемой орфограммой. Объясняют написание.

Один ученик работает у доски. Остальные – в тетрадях выписывают слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова. Обозначают орфограмму.

Работают со словарём.

Ученик, работавший у доски, даёт самооценку своей работы по алгоритму.

Самооценка работы учащихся кружками разного цвета.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

 Развиваем умение слушать и понимать других.

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

2.Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

3.Самостоятельная работа.

- Перед вами лежат индивидуальные карточки с пропущенными буквами парных согласных.

- После выполнения проведите самопроверку по карточкам – эталонам.

- Если всё задание выполнено вами верно, на полях поставьте зелёный кружок.  

- Если были ошибки, поставьте кружок жёлтого цвета.

- Если слова записали не  верно, поставьте красный кружок.

Комментирует задание.

Выполняют работу по карточкам.

Самопроверка по карточкам – эталонам.

Самооценка работы кружками разного цвета.

Регулятивные УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

IV. Итог урока.

- Посмотрите на все задания, которые мы сегодня выполняли.

  Каких кружков у вас больше?

- Достиг ли каждый из вас поставленной цели?

- Почему так считаете?

Задаёт вопросы.

Высказывания учащихся.

Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

 На основе анализа объектов делать выводы.

V.Домашнее задание.

Упр. 247 с. 157 – 158.

- В задании нужно списать текст, вставить пропущенную орфограмму, записать проверочное слово.

Комментирует задание.

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...