УРОК Русский язык 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Сергеева Елена Викторовна

тема "Морфолоический разбор глагола" по программе "XXI век", но можно работать и по любой другой программе. В уроке используется интерактивная доска, но если её нет, тоже можно обойтись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_kopiya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  Сергеева Е.В., учитель                          начальных классов, ГБОУ гимназия № 586

                                                                                                         ВО района г.Санкт-Петербурга

Урок по программе "Школа ХХI века",  русский язык, 4 класс.  

Учебник:"Русский язык. 4 класс" Иванов С.В. "Вентана - Граф" 2012 г.

Тема: Морфологический разбор глагола.

Цель изучения темы:

Учащиеся овладеют способностью использовать знания  и умения в практической деятельности при выполнении упражнений и написания сочинения на основе:

- представления о морфологических признаках глагола

- понимания взаимосвязи морфологических признаков

- обобщения знаний о глаголе

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный:

- осознавать необходимость в освоении темы

- проявлять творчество при выполнении заданий

- осознавать успешность своей деятельности

Метапредметный:

Познавательные умения:

- структурировать информацию

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства

- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием

-  извлекать информацию в соответствии с целью

- создавать творческий продукт

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания  в соответствии с целью

- выполнят взаимопроверку и самопроверку учебного задания

- оценивать собственные возможности при выполнении задания

Коммуникативные умения:

- работать в ППС и ПСС, в группах

- внимательно слушать и слышать партнера

- корректно взаимодействовать с другими людьми

- участвовать в диалоге

Предметный (умения):

- распределять глаголы на группы по заданному признаку

- понять смысл постоянных и непостоянных признаков глвгола

- обобщить знания о глаголах и научиться делать морфологический разбор.

1. орг.момент

Запись числа.

Давайте немножко вспомним "вчерашний день".

Слова из словаря. Интерактивная доска (в рисунках "зашифрованы слова из словаря): дети смотрят, узнают слово записывают, подчеркивают или выделяют маркером букву, которую надо запомнить.

Придумайте и запишите с данными словами два словосочетания со связью "управление". Прочитайте и устно докажите, что это связь "управление".

(главное слово глагол, глагол изменяется, а зависимое слово остается в той же форме)

2. Откройте учебник, урок 85, посмотрите тему и скажите, чем мы будем заниматься сегодня?

(морфологический разбор глагола)

- Какова цель урока, чему должны научиться?

- Что значит выполнить морфологический разбор?

(рассказать о слове, как о части речи все, что знаем)

- Т.е. можно сказать, что мы должны сегодня обобщить наши знания о глаголе?

3. Прочитайте порядок морфологического разбора.

- Первый пункт, что необходимо уметь делать?

(ставить глагол в начальную форму)

- Вспомним начальную форму глагола.

- Но кто это?...

(заходит что-то неопределенное и рассказывает о себе)

- Здравствуйте, кто Вы?

- ТЬ!

- Что Вы сказали?

- ТЬ! это мой любимый суффикс. Правда иногда он может быть ЧЬ ил ТИ.

- Я Инфинитив - великий отшельник.  

Начальной формой быть приятно

Начало лучше, чем конец.

Инфинитив - звучит занятно.

Я вам открылся наконец.

У меня нет окончания, окончание - звучит очень грустно.

У меня нет лица и рода я не имею, зато бывает два вида. Я отвечаю только на два вопроса "-Что делать? и -Что сделать?", на другие не отвечу. Я не умею считать, совсем не умею, даже до одного. И со временем я не дружу, не люблю часы. Настоящее, прошедшее, будущее - не хочу этого знать!

Вот Вам три вопроса, попробуйте ответить на них, а мне пора... (уходит).

- Давайте попробуем ответить на вопросы.

1) Почему начальная форма глагола, которую разные учёные называют инфинитивом, не хотела знать , который час?

2) Почему инфинитив носит маску?

3) Почему у него есть ещё одно название - неопределённая форма глагола?

4) Задача: формы глаголов разбрелись и заблудились. распределите их на две группы и назовите начальную форму каждой группы: (слова на интерактивной доске)

Двое работают у доски, остальные за партами с листочками, потом сверяют работу

подмигну, подмигни, подмигнула, подмигнули, подмигнёте, подмигнёшь - подмигнуть

будем подмигивать, подмигивал, подмигиваешь, буду подмигивать, подмигиваю, подмигиваете, подмигивала - подмигивать

(слова на доске разбросаны, их надо распределить по столбикам,  начальную форму записать на доске. Те, кто работал на листочках - записывают на листочке)

- Чем отличаются эти глаголы?

Вид - это признак

4. Поработайте в группах, выберите все признаки глаголов. Не ошибитесь, здесь собраны признаки и других частей речи. (спряжение, наклонение, вид, время, склонение, число, качественное относительное или притяжательное, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, падеж, род, лицо, прошедшее, настоящее, будущее) В конце работы на магнитной доске появляется столбик признаков глагола.

5. На интерактивной доске появился рисунок со словами.

- Чтобы отправиться  в путешествие, нужно пройти по глаголам несовершенного вида... (у детей на парте тоже распечатано)

(когда задание выполнено, появляется на и/а доске другой рисунок со словами)

6.- Глаголы кувыркались и прыгали на зелёной травке и потеряли свои окончания. Помогите им. (Двое у доски, остальные за партами на распечатках дописывают окончания) 

- Отчего зависит окончание глагола?

Скажу вам по секрету это всё глаголы в форме 2-лица ед.ч., но они разного спряжения.

...

Сделайте вывод: вид и спряжение глагол может менять? (нет)

Значит это постоянные признаки.

7. (на и/а доске новый рисунок)

- Но, куда мы попали?

прошлое)

Глагол "путешествовать" принял разные формы прошедшего времени. Что это за формы, как он изменился? (по родам)

- Но почему у глаголов совсем не видно лиц, они спрятаны?

 (говорит "доска")

"Дело в том, что каждый глагол имеет машину времени и может летать куда пожелает. Захочется глаголу показать лицо, он отправляется в настоящее или будущее, захочется иметь род - отправляйся в прошедшее."

- Давайте сделаем вывод: Время - признак непостоянный, в прошедшем можно определить род, в настоящем и будущем - лицо. - А число? (число тоже признак непостоянный определяется в любом времени)

Был бы урок наш бесконечным, мы бы продолжили путешествие. Но это невозможно. Так пусть учебник будет нашим помощником. Давайте попросим его: "Учебник, будь нашим помощником". (глаголы появляются  на доске по щелчку, пока  я буду говорить)

Скажите, что сейчас произошло с глаголом "быть"?

(на доске : был бы, будет, будь) - изменялось наклонение. Значит наклонение тоже непостоянный признак.

8. На магнитной доске появилась помощь-подсказка для выполнения 3 и 4 пунктов морфологического разбора.

Давайте попробуем делать сам разбор, главную задачу нашего урока. На с.50 выполнен морфологический разбор глаголов. Проверьте все ли правильно, если есть ошибки, устно исправьте их. Поработайте в парах, когда будете готовы, покажите.

(исправляем ошибки)

9. Прочитайте задание и посмотрите на образец упр.1.

Чего не хватает для полного морфологического разбора? (нач.формы, спряжения)

Выполним упр. - прочитать

                             - подчеркнуть выделенные глаголы, как члены предложения

                            - сделать морфологический разбор выделенных глаголов.

уснул (вместе с доской) - уснуть, сов.вид, 1 спр., изъяв.накл.,...

раскололо (в паре, одну пару проверяю я. другие - помощники) -

замирает и висят  - по вариантам с взаимопроверкой. двое самостоятельно у доски.

10. РЕФЛЕКСИЯ.

Кому не понятно как делать морфологический разбор глагола или вызывает трудность выполнение разбора?

Где можно посмотреть, если забыли как делать разбор? (с.48-49)

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал...

На уроке мне понравилось... или не понравилось...

11. Д/З - учебник с.50-51 упр.3 по заданию, но можно выполнить более творческое задание - небольшое сочинение о сегодняшнем уроке и разбор одного глагола из вашего сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...