Однородные члены предложения.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Даудова Марина Петровна

Этот фрагмент урока содержит проблемную ситуацию. Тип проблемной ситуации:противоречие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_uroka_problemnaya_situatsiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная ситуация на уроке русского языка в 3 классе.

Тип проблемной ситуации: противоречие.

Тема. Однородные члены предложения.

Задачи: называть признаки однородных членов предложения; распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые; конструировать предложения с однородными членами; делать вывод о значимости данной темы; расстановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Проблемы

Практическое задание на новый материал

Проверка задания

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Проблемный вопрос – на доску

Ход урока.

Учитель. - Что написано на доске?

Гр_чи  скв_рцы  жур_вли  возвращ_ются  в  р_дные  кр_я  и строят  гнёзда.

Учащиеся. - Предложение, так как выражает законченную мысль, слова связаны по смыслу.

Учитель.- Какие задания можем выполнить?

Учащиеся. - Вставить пропущенные орфограммы. Установить связь слов. Дать характеристику. Найти грамматическую основу. Выполняют задания.

Учитель. Последнее задание – характеристика предложения. Как доказать, что предложение распространённое?

Учащиеся.   - Найти грамматическую основу (Выполняют задание).

Называют грамматическую основу:

- Грачи возвращаются.

- Грачи возвращаются и строят.

- Грачи, скворцы, журавли возвращаются. И т. п.

(У кого-то вызывает возмущение)

- Так не бывает, подлежащее и сказуемое может быть только одно.

Учитель. - Мы работали над одним предложением?

Учащиеся. - Да, над одним.

Учитель. - А как выполнили задание?

Учащиеся. - По-разному (осознание противоречия)

Учитель. - Почему получились разные варианты?

Учащиеся. - Не хватает каких-то знаний. Чего – то не знаем.

Учитель. - На какой проблемный вопрос мы должны ответить?

Учащиеся. - Может ли в предложении быть несколько подлежащих и сказуемых? (формулирование проблемы).                

Актуализация знаний.

Учитель. - Какие знания понадобятся? Что надо вспомнить?

Учащиеся. - Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? Какую роль играют в предложении?  (Отвечают на поставленные вопросы).

Поиск решения

«Новый» материал для гипотез

Побуждение к гипотезе

Подсказка к решающей гипотезе, побуждение к практической проверке

Формулирование темы

Учитель. Для «открытия» новых знаний вам необходимо выполнить несколько заданий.

1. Прочитайте предложение. Что с ним надо сделать?
В
наших краях зимуют … .

Учащиеся. - Дополнить подлежащим.

Учитель. - Как бы вы дополнили предложение? (Предлагают свои варианты.)

- В наших краях зимуют сойки.

- В наших краях зимуют воробьи.

- В наших краях зимуют снегири. И т. п

Учитель. - А если мы захотим рассказать обо всех зимующих птицах, как поступить? Записывать много предложений?

Учащиеся. (Сначала молчание.)

- Я думаю, можно перечислить их в одном предложении.

В наших краях зимуют снегири,  воробьи,  сойки свиристели.

Учитель. - Вы согласны с таким вариантом?

Учащиеся. - Да, так звучит лучше.

Учитель. - Запишите это предложение.

Учащиеся. Записывают новый вариант предложения.

Учитель. - Подчеркните грамматическую основу.

Учащиеся. Подчёркивают грамматическую основу.

Учитель. - Сколько подлежащих? Почему?

Учащиеся. - Подлежащих 4, потому что обо всех этих птицах говорится, что зимуют (решающая гипотеза)

Учитель. - А сказуемых?

Учащиеся. - А сказуемое одно.

Учитель. - Какой можно сделать вывод?

Учащиеся. - В предложении при одном сказуемом может быть несколько подлежащих (открытие нового знания)

Учитель.– 2. Почему птицы не улетают в тёплые края? Ответьте на вопрос, дополняя предложение.

Люди ________ кормушки  и ________ птицам.

Учащиеся. Люди делают кормушки и  помогают птицам.

Учитель. - Какое предложение у вас получилось? - Подчеркните грамматическую основу (подчёркивают грамматическую основу).

Учитель. - Сколько подлежащих? А сказуемых? Почему вы так решили?

Учащиеся. – Подлежащее одно, а сказуемых два. Потому что о людях говорится, что они делают и помогают (решающая гипотеза).

Учитель.- Сделайте вывод.

Учащиеся. – При одном подлежащем может быть несколько сказуемых (открытие нового знания).

Учитель. - Как теперь ответим на проблемный вопрос?

Учащиеся. – В предложении может быть несколько подлежащих и несколько сказуемых (открытие нового знания). Проверяют правильность вывода по учебнику.

Учитель. – Что нового узнали из правила учебника?

Учащиеся. – Такие члены предложения называются однородными. 

Учитель. – Какова тема урока?

Учащиеся.- Однородные члены предложения (формулируют тему урока).

Учитель. – Обратите внимание на схему: как обозначаются и разделяются однородные члены предложения? А перед союзом и нужна запятая?

Учащиеся. – Обозначаются кружками, разделяются запятыми. Перед союзом и не нежна, так как он соединяет.

Учитель. – Можем ли мы теперь выполнить задание, с которым не смогли справиться.

Учащиеся. – Да можем. 

Учитель. – Какая же будет грамматическая основа в предложении? (выполняют задание: находят грамматическую основу в первом предложении). Чего не хватает в предложении?

Учащиеся. – Знаков препинания – запятых.

Учитель. – Расставьте запятые. Выполняют задание с комментированием.

Грачи, скворцы, журавли возвращаются и строят гнёзда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....