Тематическое планирование 3 класс русский язык
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Шилкина Валентина Алексеевна

Тематическое планирование 3 класс русский язык Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_3_rus_yaz.docx70.56 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_russkiy_yazyk.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные  виды учебной  деятельности учащихся

План

Факт

Язык и речь (2ч)

1

Наша речь. Виды речи

1

Понимают  и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Знакомятся с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Объясняют, в каких случаях  мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составляют  текст по рисунку (рассматривают  рисунок, определяют  его тему, обсуждают содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделяют части в содержании рассказа, записывают составленный текст). Оценивают результаты своей деятельности

2

Наш язык.

1

Понимают  и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Рассказывают  о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализируют  высказывания о русском языке. Находят выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Оценивают  результаты выполненного задания

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

3

Текст.

1

Понимают и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различают текст и предложение, текст и набор предложений. Определяют  тему и главную мысль текста, подбирают заголовок к тексту и частям текста. Определяют  структурные компоненты текста. Выделяют части текста и обосновывают правильность их выделения. Работают  с информационной таблицей «Типы текстов». Различают  типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определяют  по заголовку тип текста и его содержание. Оценивают результаты своей деятельности

4

Типы текстов

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Различают типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливают деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирают к нему заголовок, определяют  тип текста, записывают  составленный текст. Составляют  повествовательный текст на основе жизненного опыта. Оценивают  результаты своей деятельности

5

Предложение

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализируют  непунктированный текст, выделяют  в нём предложения. Составляют 1редложения из слов на определённую тему. Выделяют  в письменном тексте диалог. Оценивают  результаты своей деятельности

6

Виды предложений по цели высказывания

1

Понимают  и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Наблюдают над значением предложений, различных по цели высказывания, находят  их в тексте, составляют предложения такого типа. Соблюдают  в устной речи интонацию конца предложения. Классифицируют  предложения по цели высказывания. Обосновывают постановку знаков препинания в конце предложений. Оценивают результаты своей деятельности

7

Виды предложений по интонации

1

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Наблюдают над значением предложений, различных по интонации, находят  их в тексте, составляют  предложения такого типа. Соблюдают  в устной речи интонацию конца предложений. Анализируют  содержание таблицы «Виды предложений» и используют  его для составления сообщения о видах предложений. Классифицируют предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывают  знаки препинания в конце предложений. Оценивают  результаты своей деятельности

8

Входная контрольная работа

1

Оценивают свои достижения

9

Работа над ошибками. Виды предложений

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Классифицируют  предложения по цели высказывания и по интонации. Развивают интонационные навыки при чтении предложений. Оценивают результаты своей деятельности

10

Предложения с обращением                        

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Находят обращения в предложении и наблюдают  за выделением обращения в письменной речи. Составляют рассказ по рисунку, используют  в нём диалог, а в предложениях обращения, записывают  диалог.

11

Р . р. Составление рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»                  

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Различают предложения по цели высказывания. Рассматривают репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составляют  рассказ по картине, используя опорные слова, записывают составленный текст. Оценивают  результаты своей деятельности

12

Анализ и редактирование текста

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Различают предложения по цели высказывания

13

Главные и второстепенные члены

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Различают  и выделяют  в предложении главные и второстепенные члены. Распространяют нераспространённое предложение второстепенными членами. Устанавливают  при помощи вопросов связь между членами предложения в распространённом предложении. Работают с памяткой  «Как разобрать предложение по членам». Планируют  свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

14

Распространённые и нераспространённые предложения

1

Различают  и выделяют  главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения, определяют  роль второстепенных членов в распространённом предложении. Составляют  из данных слов распространённое предложение по заданному алгоритму. Оценивают  результаты своей деятельности.

15

Простое и сложное предложения

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Наблюдают  над составом простых и сложных предложений. Различают простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдают  над постановкой запятой между частями сложного предложения. Объясняют  постановку запятой в сложном предложении. Работают со схемой «Предложение: простое и сложное»: уметь формулировать ответ на вопрос «Как различить простое и сложное предложения?», составляют  по ней текст-сообщение. Оценивают результаты своей деятельности

16

Словосочетание

1

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Различают словосочетание и предложение. Выделяют  в предложении словосочетания. Устанавливают  при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составляют  предложения из данных пар слов. Оценивают результаты своей деятельности

Слово в языке и речи (19ч)

17

Слово и его лексическое значение.

 Однозначные и многозначные слова

1

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Узнают  в тексте незнакомые слова, определяют  их лексическое значение по «Толковому словарю». Работают  со схемой «Однозначные и многозначные слова» в учебнике, составляют  текст—сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Распознают  однозначные и многозначные слова, объясняют  их значение, составляют предложения, употребляя в них многозначные слова. Работают  с «Толковым словарём» в учебнике, находят  в нём необходимую информацию о слове. Знакомятся  со значением и написанием слова альбом. Оценивают  результаты своей деятельности

18

Синонимы и антонимы

1

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Узнают в тексте незнакомые слова, определяют  их значение по «Толковому словарю». Работают  с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомятся  со значениями слова погода. Распознают  синонимы и антонимы, подбирают  к слову синонимы или антонимы. Находят  слова, употреблённые в переносном значении. Работают  со «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов» в учебнике; находят  в них необходимую информацию о слове. Оценивают  результаты своей деятельности на уроке

19

Омонимы

1

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Распознают  омонимы, объясняют их лексическое значение. Работают со «Словарём омонимов» в учебнике, находят  в нём нужную информацию о слове. Оценивают  результаты своей деятельности

20

Слово и словосочетание

1

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Различают  слово и словосочетание как сложное название предмета. Оценивают  результаты своей деятельности

21

Фразеологизмы

1

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Находят  в тексте и в предложении фразеологизмы, объясняют  их значение. Отличают  фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работают  со «Словарём фразеологизмов» в учебнике, находят  в нём нужную информацию. Работают  с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомятся со сведениями о возникновении фразеологизмов бить баклуши, спустя рукава и др .Оценивают  результаты своей деятельности

22

Части речи

1

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Работают  с таблицей «Части речи и их значение», составляют  текст-сообщение на тему «Что я знаю о частях речи». Распознают изученные части речи на основе информации, заключённой в таблице, и приобретённого опыта. Приводят  примеры слов изученных частей речи Оценивают  результаты своей деятельности

23

Имя существительное

1

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Распознают  имена существительные, определяют  их признаки (обозначает предмет, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), доказывать их принадлежность к части речи — имени существительному. Определяют роль имён существительных в речи и в предложении. Находят  имена существительные с предлогами. Заменяют  повторяющиеся имена существительные местоимением или синонимом. Оценивают  результаты своей деятельности

24

Имя прилагательное

1

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Распознают  имена прилагательные, приводят  примеры слов данной части речи. Ставят  вопросы к именам прилагательным, выписывают словосочетания с именами прилагательными, подбирают  к именам прилагательным синонимы. Распознают глаголы, приводят  примеры слов данной части речи. Ставят  вопросы к глаголам. Определяют  роль имён прилагательных и глаголов в речи и в предложении. Выделяют выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Оценивают результаты своей деятельности

25

Р. р. Подробное  изложение с языковым анализом текста

1

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Работают  с памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Анализируют  текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте. Выполняют  задания по алгоритму памятки 7. Письменно излагают  содержание текста-образца. Оценивают  результаты своей деятельности

26

Анализ и редактирование текста

Распознают изученные части речи на основе информации, заключённой в таблице, и приобретённого опыта. Приводят  примеры слов изученных частей речи. Составляют  текст по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Оценивают  результаты своей деятельности

27

Глагол

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. . Распознают глаголы, приводят  примеры слов данной части речи. Ставят  вопросы к глаголам. Определяют  роль имён прилагательных и глаголов в речи и в предложении. Выделяют выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Оценивают результаты своей деятельности

28

Что такое имя числительное?

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Распознают  имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объясняют  значение имён числительных в речи. Приводят  примеры слов-имён числительных. Оценивают  результаты своей деятельности

29

Однокоренные слова

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Распознают  однокоренные слова, выделяют  в них корень. Различают  однокоренные слова и слова-синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Приводят  примеры однокоренных слов с заданным корнем. Оценивают  результаты своей деятельности

30

Слог, звуки и буквы

Понимают  и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Различают  слово и слог, звук и букву. Оценивают результаты своей деятельности

31

Гласные звуки и буквы для их обозначения

Работают с таблицей «Гласные звуки», составляют  текст-сообщение по данной таблице. Обсуждают  алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова, подбирают несколько проверочных слов с данной орфограммой, объясняют  правильность написания слова. Пишут  слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне слова. Оценивают результаты своей деятельности

32

Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне

Обсуждают  алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова, подбирают несколько проверочных слов с данной орфограммой, объясняют  правильность написания слова. Пишут  слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне слова. Оценивают результаты своей деятельности

33

Согласные звуки и буквы для их обозначения

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Работают  с таблицей «Согласные звуки», составляют  текст- сообщение по данной таблице. Работают  с памяткой 1 «Как сделать звукобуквенный разбор слова». Проводят  звуковой и звукобуквенный разбор определённого слова с опорой на алгоритм памятки 1, оценивают правильность разбора. Объясняют правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивают результаты своей деятельности

34

Контрольный диктант по теме: «Слово в языке в речи»

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока Объяснять правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивать результаты своей деятельности

35

Работа над ошибками.       Правописание слов с разделительным мягким знаком      

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Определяют  роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, пишут  слова с этой орфограммой. Различают  проверяемые и непроверяемые орфограммы в слове, группируют слова по типу орфограммы, объясняют  правописание слов с изученными орфограммами. Приводят  примеры с заданной орфограммой. Определяют  среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно. Оценивают  результаты своей деятельности

Состав слова (16ч)

36

Корень слова

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Формулируют  определения однокоренных слов и корня слова. Различают однокоренные слова, группируют  однокоренные слова (с общим корнем), выделяют в них корень, подбирают примеры однокоренных слов. Осуществляют последовательность действий при выделении в слове корня. Работают  со «Словарём однокоренных слов» в учебнике, находят в нём нужную информацию о слове. Оценивают  результаты своей деятельности

37

Однокоренные слова

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Наблюдают  над этимологией слов. Работают  с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдают  над чередованием звуков в корне слов. Находят  чередующиеся звуки в корне слов. Различают  однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, выделяют  в них корень, подбирают  примеры однокоренных слов с чередующимися согласными. Оценивают результаты своей деятельности

38

Сложные слова

 Различают сложные слова, находят  в них корни. Наблюдают  над правописанием сложных слов (соединительные гласные в сложных словах). Подбирают  однокоренные слова с заданным значением. Различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Оценивают  результаты своей деятельности

39

Р. р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылеева «В голубом просторе»                            

Рассматривают  картину высказывают свое отношение к картине, анализируют содержание, составляют по картине описательный текст

40

        Анализ и редактирование текста

Оценивают  результаты своей деятельности

41

Формы слова

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Наблюдают над ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении). Формулируют определение окончания, выделяют  окончание в слове, осознают значимость окончания в слове. Различают  однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивают  результаты своей деятельности

42

Окончание

Находят и выделяют в слове окончание, обосновывают  правильность выделенного окончания в слове. Различают однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различают  в слове нулевое окончание (□). Осуществляют последовательность действий при выделении в слове окончания. Оценивают результаты своей деятельности

43

Что такое приставка?

Осознают признаки приставки как части слова. Формулируют определение приставки. Наблюдают  над правописанием приставок. Образовывают  слова с помощью приставок. Находят  и выделяют  в слове приставку, обосновывают  правильность её выделения в слове. Осуществляют последовательность действий при выделении в слове приставки. Оценивают  результаты своей деятельности

44

Как найти в слове приставку?

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Находят и выделяют  в слове приставку, обосновывают  правильность её выделения в слове. Объясняют значение приставок в слове. Образовывают слова с помощью приставок. Оценивают  результаты своей деятельности

45

Значение приставок

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Находят  и выделяют  в слове приставку, обосновывают  правильность её выделения в слове. Правильно употребляют  в речи слова с приставками. Составляют  предложения или рассказ по рисунку. Оценивают  результаты своей деятельности

46

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осознают признаки суффикса как части слова. Формулируют определение суффикса. Формулируют  определение суффикса. Наблюдают  над ролью суффикса в слове. Осуществляют  последовательность действий.

 47

Значение суффиксов

Наблюдают  над ролью суффикса в слове. Осуществляют  последовательность действий Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Осознают  признаки суффикса как части слова.

48

Что такое основа слова?    Разбор слова по составу

Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдают  над статьями в «Словообразовательном словаре». Работают с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдают над группами однокоренных слов и способами их образования. Работают с памяткой 5 «Как разобрать слово по составу». Обсуждают  алгоритм разбора слов по составу, планируют  учебные действия при определении в слове значимых частей. Различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Анализируют модели состава слова и подбирают  слова по этим моделям. Оценивают  результаты своей деятельности

49

Контрольный диктант  по теме «Состав слова»

Поверяют и оценивают свои достижения по изученной теме

50

Работа над ошибками

Оценивают  результаты своей деятельности. Анализируют модели состава слова и подбирают  слова по этим моделям.

51

Проект «Семья слов»

Правописание частей слова 29ч

52

Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова

Понимают  и сохраняют  учебную задачу урока. Определяют  наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находят  и отмечают  в словах орфограммы в значимых частях слова. Работают  с памяткой 5 «Как разобрать слово по составу» и таблицей «Правописание гласных и согласных в значимых частях слов». Оценивают результаты своей деятельности

53

Правописание слов с безударными гласными в корне

Понимают  и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Обсуждают алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использование  алгоритм а в практической деятельности. Подбирают  несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объясняют , доказывают правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оценивают результаты своей деятельности

54

Р.р. Изложение повествовательного текста по данному плану

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Подробно излагают  содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивают  результаты своей деятельности

55

Анализ и редактирование текста

Понимают  и сохраняют  учебную задачу урока. Адекватно оценивают  результаты проверочной работы и результаты  изложения, определяют  границы своих достижений, намечают  пути преодоления ошибок и недочётов. Оценивают результаты своей деятельности

56

Слова старославянского происхождения

Составляют  страничку «Семья слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации. Оценивают результаты своей деятельности

57

Слова с безударными гласными в корне

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Обсуждают  алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирают несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Различают  слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывают  их написание. Объясняют , доказывают правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Работают  с «Орфографическим словарём». Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оценивают результаты своей деятельности

58

Проверка слов с безударными гласными в корне

Группируют слова по типу орфограмм, по месту орфограммы в слове, приводят примеры слов с заданной орфограммой

59

 Слова с глухими и звонкими согласными

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Обсуждают алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой парного по глухости- звонкости согласного звука и используют  алгоритм в практической деятельности.

60

Проверка слов с парными звонкими и глухими согласными

Подбирают несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объясняют , доказывают  правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оценивают результаты своей деятельности

61

Правописание слов с парными согласными

Подбирают проверочные и проверяемые слова с заданной орфограммой. Выбирают  нужную букву парного по глухости-звонкости согласного звука из данных букв для правильного написания слова. Объясняют , доказывают  правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости—звонкости согласного звука.

62

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне

Понимают  и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Находят  орфограмму в словах на изученные правила письма. Заменяют в словах выделенный звук буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Составляют текст по рисунку, воспроизводят его вслух. Оценивают  результаты своей деятельности

63

Слова с непроизносимыми согласными в корне

Понимают и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Осознают опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Обсуждают  алгоритм действий для решения орфографической задачи обозначения буквой непроизносимого согласного звука и используют  алгоритм в практической деятельности. Находят  в словах орфограмму непроизносимого согласного звука. Оценивают результаты своей деятельности

64

Правописание слов с непроизносимыми согласными

Подбирают  слова с непроизносимым согласным звуком. Различают  слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука. Объясняют, доказывают правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Осуществляют  взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оценивают  результаты своей деятельности

65

Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными

Различают слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука; объяснять их написание. Заменяют в данных словах выделенные звукосочетания буквами и обосновывать правописание слов. Осуществляют  взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оценивают  результаты своей деятельности

66

Слова с удвоенными согласными

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Находят  слова с удвоенными согласными в корне, правильно их произносят . Проверяют  правописание слов с удвоенными согласными по словарю. Оценивают  результаты своей деятельности

67

Правописание слов с удвоенными согласными

Различают  место в слове удвоенных согласных, определяют способ проверки написания слов с удвоенными согласными. Переносят  слова с удвоенными согласными с одной строки на другую. Правильно произносят слова с удвоенными согласными. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы

68

Р.р. Сочинение- описание по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Составляют текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Оценивают  результаты своей деятельности

69

Анализ и редактирование текста

Адекватно оценивают результаты написанного сочинения, определяют  границы своих достижений, намечают  пути преодоления ошибок и недочётов.

70

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролируют  правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

71

Работа над ошибками

Находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

72

Правописание суффиксов и приставок

Дифференцируют  суффиксы и приставки, подбирают слова с суффиксами и приставками и записывают  их. Определяют способы проверки написания приставок и суффиксов.

73

Слова с непроверяемым написанием

Определяют  способы проверки написания суффиксов. Наблюдают над правописанием в словах суффикса -ок после шипящих, пишут  слова с этим суффиксом. Определяют  значение слов с заданным суффиксом.

74

Приставки и предлоги

Определяют  способы проверки написания приставок. Наблюдают  над правописанием в словах приставок, пишут  слова с приставками. Образовывают  слова с заданными приставками, выделяют  приставки, объясняют  их написание. Определяют значение слов с приставками.

75

Правописание приставок и предлогов

Различают  приставки и предлоги. Правильно пишут  слова с предлогами и приставками. Оценивают  результаты своей деятельности

76

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Определяют  роль и место в слове разделительного твёрдого знака (ъ). Различают  разделительный твёрдый(ъ) и разделительный мягкий(ь) знаки. Обосновывают правописание слов с разделительными твёрдым(ъ) и мягким(ь) знаками. Оценивают  результаты своей деятельности

77

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

Пишут  слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками, обосновывают их правописание. Переносят  слова с разделительным твёрдым знаком (ъ) с одной строки на другую. Составляют  под руководством учителя объявление. Оценивают результаты своей деятельности

78

Правописание разделительного твёрдого и мягкого знаков 

Переносят  слова с разделительным твёрдым знаком (ъ) с одной строки на другую. Составляют  под руководством учителя объявление. Оценивают результаты своей деятельности

79

Диктант по теме «Правописание частей слова»

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

80

Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь»

Находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

Части речи (76ч)

Имя существительное 30ч

81

Части речи

Работают  с определениями частей речи. Определяют  по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицируют слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирают  примеры слов изученных частей речи.

82

Имя существительное и его роль в речи

Работают с определениями частей речи. Определяют по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицируют слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирают примеры слов изученных частей речи.

83

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Различают имена существительные, отвечающие на вопросы что? и кто? (кого? чего? и др.), изменяют имена существительные по вопросам

84

Р. р.    Подробное изложение по самостоятельно составленному плану

Письменно излагают  содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Контролируют правильность записи текста, находят  неправильно написанные слова и исправляют недочёты и ошибки. Оценивают результаты своей деятельности

85

Анализ и редактирование текста

Находят  неправильно написанные слова и исправляют  недочёты и ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

86

Представление об устаревших словах в русском языке

Находят, устаревшие слова – имена существительные

87

Собственные и нарицательные имена существительные

Распознают  собственные и нарицательные имена существительные, определяют значение имён собственных. Обосновывают  написание заглавной буквы в именах собственных. Составляют письменные ответы на вопросы.

88

Правописание имен собственных

Обосновывают  написание заглавной буквы в именах собственных. Работают  с рубрикой «Страничка для любознательных».

89

Проект «Тайна имени»

Составляют с помощью взрослых рассказ о своем имени

90

Изменение имён существительных по числам

Различают  единственное и множественное число имён существительных. Обосновывают правильность определения рода имён существительных. Определяют  число имён существительных. Изменяют  форму числа имён существительных. Работают  с «Орфоэпическим словарём» учебника, правильно произносят слова, определённые в «Орфоэпическом словаре» учебника. Оценивают  результаты своей деятельности

91

Имена существительные, имеющие форму одного числа

Распознают  имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного либо множественного). Определяют число имён существительных. Составляют  предложения из деформированных слов

92

Род имён существительных

Наблюдают  над признаками, по которым имена существительные относятся к определённому роду. Классифицируют  по роду имена существительные. Находят сходство и различия в именах существительных каждого рода. Обосновывают  правильность определения рода имён существительных. Оценивают результаты своей деятельности

93

Имена существительные общего рода

Работают  с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Род некоторых имён существительных». Определяют  род имён существительных. Согласовывают имена существительные общего рода и имена прилагательные. Определяют  род имён существительных общего рода

94

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода

Наблюдают  над правописанием имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Выделяют орфограмму на изученное правило письма. Пишут  имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова и обосновывают правильность написанного. Правильно употребляют  в речи словосочетания типа серая мышь, ночная тишь

95

Диктант по теме «Имя существительное»

Записывают  текст под диктовку и проверяют написанное

96

Работа над ошибками

Находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

97

Изменение имён существительных по падежам

Изменяют  имена существительные по падежам. Запоминают  названия падежей и вопросы к ним. Определяют  падеж имён существительных по вопросам

98

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Работают с текстом— памяткой в учебнике: как определить падеж имени существительного. Определяют  падеж выделенных имён существительных с опорой на памятку. Осмысливают, что неизменяемые имена существительные употребляются во всех падежах в одной форме.

99

Р. р. Сочинение – повествование по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы»

Составляют текст по репродукции, оценивают свои достижения

100

Анализ и редактирование текста

Находят  неправильно написанные слова и исправляют  недочёты и ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

101

Именительный падеж имён существительных

Распознают именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и его роли в предложении (является в предложении подлежащим). Обосновывают правильность определения падежа. Составляют  предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Оценивают результаты своей деятельности

102

Родительный падеж имён существительных

Работают  со схемой-памяткой «Родительный падеж». Распознают имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывают  правильность определения падежа выделенных имён существительных. Работают  с текстом: определяют  тему и главную мысль текста. Оценивают результаты своей деятельности

103

Дательный падеж имён существительных

Распознают  имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывают  правильность определения падежа выделенных имён существительных. Объясняют написание изученных орфограмм при выполнении учебной задачи.

104

Винительный падеж имён существительных

Распознают  имя существительное в винительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Находят  сходство и различия в падежных формах имён существительных в винительном и предложном падеже

105

Творительный падеж имён существительных

Распознают  имя существительное в творительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывают  правильность определения падежа имён существительных. Находят  в художественном тексте сравнения, наблюдать над использованием авторами сравнений, выраженных именем существительным в творительном падеже.

106

Предложный падеж имён существительных

Распознают  имя существительное в предложном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывают  правильность определения падежа выделенных имён существительных. Составляют предложения на определённую тему. Находят  в тексте устаревшие слова и определять их значение. Оценивают  результаты своей деятельности

107

Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных

Работают  с таблицей «Признаки падежей». Находят  и сопоставляют внешне сходные падежные формы. Составляют  сообщение об изученных падежах имён существительных с опорой на вопросы. Приводят  примеры предложений с использованием в них определённой падежной формы имени существительного.

108

Обобщение знаний о падежах имён существительных. Работа с текстом

Распознают  начальную и косвенные формы имён существительных. Распознают внешне сходные падежные формы винительного и предложного падежей. Определяют  падеж выделенных имён существительных и обосновывают правильность определения падежа. Составляют предложения из деформированных слов и текст из предложений.

109

Проект «Зимняя страничка»

Создают  свою зимнюю страничку (или свой словарь зимних слов), готовятся  к её (его) презентации. Оценивают  результаты своей деятельности

110

Диктант по теме «Склонение имён существительных»

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Оценивают результаты своей деятельности при выполнении заданий рубрики «Проверь себя»

111

Работа над ошибками

Адекватно оценивают  результаты проверочной работы по теме.

Имя прилагательное 19ч

112

Значение и употребление имён прилагательных в речи

Распознают  имена прилагательные среди других частей речи

113

Роль прилагательных в тексте

Определяют лексическое значение имён прилагательных. Подбирают  к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные (из слов для справок), а к именам прилагательным — имена существительные

114

Текст-описание

Распознают художественное и научное описание, наблюдают  над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделяют  в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

115

Р .р .Отзыв по картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Находят  изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна- Лебедь»), Рассматривают  репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывают к ней своё отношение

116

Анализ и редактирования текста

Находят  неправильно написанные слова и исправляют  недочёты и ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

117

Изменение имён прилагательных по родам

Наблюдают  зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Работают с таблицей «Изменение имён прилагательных по родам», определяют  по таблице признаки имён прилагательных каждого рода, выделяют  родовые окончания имён прилагательных

118

Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Согласовывают имена прилагательные с именами существительными грамматически, правильно пишут  родовые окончания имён прилагательных. Соблюдают  нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, красивый тюль и др. Осмысливают  значение имён прилагательных-паронимов, обосновывают  правописание родовых окончаний имён прилагательных

119

Родовые окончания имён прилагательных

Определяют  род имён прилагательных, согласовывать имена прилагательные с именами существительными грамматически, пишут  правильно родовые окончания имён прилагательных. Обосновывают правильность написания родовых окончаний имён прилагательных

120

Изменение имён прилагательных по числам

Определяют  признаки имени прилагательного, употреблённого в единственном (множественном) числе. Определяют  форму числа имени прилагательного, изменяют  имена прилагательные по числам, правильно пишут   окончания имён существительных во множественном числе. Осознают, что во множественном числе род имени прилагательного не определяется. Работают  с рубрикой «Говорите правильно!»

121

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы имени существительного

Определяют форму числа имени прилагательного, изменяют имена прилагательные по числам

122

Изменение имён прилагательных по падежам

Изменяют, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Правильно произносят и пишут  имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Определяют падеж имён прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа.

123

Начальная форма имени прилагательного

Определяют  падеж имён прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа. Определяют начальную форму имени прилагательного. Составляют  из предложений текст. Объясняют  значение фразеологизмов.

124

Диктант по теме «Имя прилагательное»

Контролируют  правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют недочёты и ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

125

Работа над ошибками

Находят  неправильно написанные слова и исправляют  недочёты и ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

126

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Наблюдают  над именами прилагательными в загадках, подбирают  свои загадки с именами прилагательными, участвуют  в конкурсе загадок. Оценивают  результаты своей деятельности

127

Сравнительное описание

Определяют  изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывают правильность их определения.

128

Обобщение об имени прилагательном

Обосновывают  правильность написания родовых окончаний имён прилагательных и окончаний имён прилагательных, употреблённых во множественном числе.

129

Р.р. Составление текста- описания о животном по личным наблюдениям

Контролируют правильность записи текста, находят  неправильно написанные слова и исправляют недочёты и ошибки.

130

Анализ и редактирование текста

Оценивают  результаты своей деятельности

Местоимение 5ч

131

Личные местоимения 1,2, 3 лица

Распознают личные местоимения среди других частей речи, определяют  их значение. Работают с таблицей «Личные местоимения», находят  в ней информацию в соответствии с поставленной учебной задачей.

132

Личные местоимения единственного и множественного числа

Распознают  личные местоимения среди других частей речи, определяют  их значение.

133

Род местоимений 3 лица единственного числа

Определяют  грамматические признаки  личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа

134

Изменение личных местоимений 3 лица в единственном числе по родам

Распознают личные местоимения среди других частей речи, определяют  их значение. Работают с таблицей «Личные местоимения», находят  в ней информацию в соответствии с поставленной учебной задачей.

135

Проверочная работа «Проверь себя»

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивают  результаты выполненных заданий

Глагол 21ч

136

Понятие о глаголе

Распознают  глаголы среди других частей речи по лексическому значению и вопросам. Распознают  глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определяют синтаксическую функцию глаголов в предложении. Работают  с текстом, определяют  его тему и главную мысль, определяют роль глаголов в тексте.

137

Значение и употребление глаголов в речи

Распознают глаголы, ставят  к ним вопросы. Определяют  лексическое значение глаголов. Работают с «Орфоэпическим словарём». Распознают  в тексте глаголы—синонимы, определяют  их значение и уместность употребления в речи. Распознают глаголы, употреблённые в прямом и переносном значении. Оценивают  результаты своей деятельности

138

Число глаголов

Распознают  число глагола. Изменяют  глаголы по числам

139

Составление текста по сюжетным рисункам

Составляют (под руководством учителя) рассказ по сюжетным рисункам. Оценивают  результаты своей деятельности

140

Начальная (неопределённая) форма глагола

Узнают  неопределённую форму глагола по вопросам. Ставят  вопросы к глаголам в неопределённой форме.

141

Глагольные вопросы: что делать? Что сделать?

Различают глаголы, отвечающие на вопросы ч т о д е л а т ь ? и ч т о с д е л а т ь ? Образовывают  от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждают значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

142

Р.р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану

Анализируют текст, отбирают содержание для выборочного изложения, составляют  план предстоящего текста, выбирают опорные слова, письменно излагают содержание текста. Контролируют правильность записи текста, находят  неправильно написанные слова и исправляют недочёты и ошибки. Оценивают результаты своей деятельности

143

Анализ и редактирование текста

Контролируют правильность записи текста, находят  неправильно написанные слова и исправляют недочёты и ошибки. Оценивают результаты своей деятельности

144

Изменение глаголов по числам

Распознают число глагола. Изменяют  глаголы по числам

145

Распознавание глаголов единственного и множественного числа

Определяют  число глаголов. Осознают  значение глаголов (глаголы цвета и света). Составляют предложения из слов, определяют, можно ли из данных предложений составить текст, подбирают заголовок к тексту. Оценивают результаты своей деятельности

146

Времена глаголов

Осознают  значение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работают с определением времён глаголов. Распознают  время глаголов в предложениях и тексте

147

Изменение глаголов по временам

Работают  с таблицей «Изменение глаголов по временам». Изменяют глаголы по временам. Образовывают от неопределённой формы глагола временные формы. Преобразовывают  одну форму глагола в другую. Определяют время глаголов. Работают с текстом: определяют тему, главную мысль, части текста, записывают текст по частям. Оценивают результаты своей деятельности

148

Род глаголов в прошедшем времени

Наблюдают  над изменением глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе. Образовывают  от неопределённой формы глаголов формы глаголов в прошедшем времени. Работают  с «Орфоэпическим словарём» учебника. Правильно произносят  глаголы в прошедшем времени. Оценивают  результаты своей деятельности.

149

Определение рода глаголов в прошедшем времени

Определяют род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно пишут родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

150

Правописание частицы не с глаголами

Находят  глаголы с частицей не, осознают  значение высказывания, имеющего глагол с частицей не. Раздельно пишут  частицу не с глаголами. Правильно произносят глаголы в прошедшем времени с частицей не. Составляют побудительные предложения, употребляя в них глагол с частицей не. Оценивают  результаты своей деятельности

151

Произношение возвратных глаголов

Определяют роль глаголов в тексте. Обосновывают правильность выполняемых заданий в упражнениях учебника.

152

Диктант по теме «Глагол»

Контролируют правильность записи текста диктанта.

153

Работа над ошибками

 находят неправильно написанные слова и исправляют  недочёты и ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

154

Обобщение знаний о глаголе

Работают с памяткой 3 «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой 3, разбирают  глагол как часть речи. Определяют  изученные грамматические признаки глагола и обосновывают их

155

Р. р. Изложение с элементами сочинения

Анализируют текст, отбирают содержание для выборочного изложения, составляют  план предстоящего текста, выбирают опорные слова, письменно излагают содержание текста.  

156

Анализ и редактирование текста

Контролируют правильность записи текста, находят  неправильно написанные слова и исправляют недочёты и ошибки. Оценивают результаты своей деятельности

Повторение 14ч

157

Речь. Текст. Предложение.

Различают текст и предложение, текст и набор предложений. Определяют  тему и главную мысль текста, подбирают заголовок к тексту и частям текста. Определяют  структурные компоненты текста. Выделяют части текста и обосновывают правильность их выделения.

158

Лексическое значение слова

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Узнают  в тексте незнакомые слова, определяют  их лексическое значение по «Толковому словарю».

159

Части речи

Работают  с определениями частей речи. Определяют  по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицируют слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирают  примеры слов изученных частей речи.

160

Имя существительное

Работают  с определениями частей речи. Определяют  по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицируют слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирают  примеры слов изученных частей речи.

161

Имя прилагательное

Определяют лексическое значение имён прилагательных. Подбирают  к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные (из слов для справок), а к именам прилагательным — имена существительные

162

Глагол

Повторяют о глаголе как части речи, изменяют глаголы по числам и временам

163

Местоимение

Распознают  личные местоимения среди других частей речи, определяют  их значение.

164

Итоговый диктант

Контролируют правильность записи текста диктанта.

165

Работа над ошибками

находят неправильно написанные слова и исправляют  недочёты и ошибки. Оценивают  результаты своей деятельности

166

Имя числительное

167

Разбор предложений по членам

Понимают  и сохраняют  в памяти учебную задачу урока. Различают  и выделяют  в предложении главные и второстепенные члены. Распространяют нераспространённое предложение второстепенными членами.

168

Морфологический разбор слов

Работают с памяткой « Морфологический разбор частей речи»

169

Р.р. Конференция на тему «Части речи в русском языке»

Выступают с сообщениями по теме  и оценивают свои достижения

170

Анализ и редактирование текста

Оценивают свои достижения



Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка

           Программа   по русскому языку  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы начального общего образования и с учётом Сборник рабочих программ «Школа России» М: «Просвещение», 2011 год

     Программа является ориентиром для изучения предмета русский язык  по учебнику  Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электрон. носителе  / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий  - М: «Просвещение», 2013 год

      Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

   Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Описание места  учебного предмета  в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

В  3  классе  на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю).

 Проверочные работы –11 , проекты – 4. Развитие речи  -12

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и  присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного предмета

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова (16 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (29)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ).

Части речи (75 ч)

Имя существительное (30 ч)

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное (19 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Местоимение (5 ч)

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол (21 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение (14 ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...