"Обобщение знаний о падежах имен существительных."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе по программе Т. Рамзаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_4_1.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Цели урока: 

  • Обобщить знания учащихся о падежах; развивать умение правильно употреблять их в речи.
  • Развивать монологическую речь, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  • Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению.
  • Воспитывать у учащихся любовь к родному языку.
  • Воспитывать гуманность и товарищество.
  • Воспитывать чувство ответственности за выполнение заданий.

                                                    Ход урока

1. Вхождение в урок.

2. Чистописание.

- Сегодня мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметка ), вторая – окончание этого сущ. в именительном падеже ), третья – окончание в винительном падеже (у).

- Определите порядок следования букв, дополните еще одно сочетание букв:

куууууа кууууаа куууааа кууаааа …

3. Словарно – орфографическая работа. Формулирование темы урока.

    На доске записаны слова: ц . тата, пе . он, пого . ка, чу . ство, окрес . ность,

                                                 ша . ка.

- Запишите слова, вставив пропущенные буквы.

- Какие буквы вставили? (проверка с помощью сигнальных карточек)

- По какому признаку эти слова можно разделить на группы?

- Обведите вставленные буквы в кружочек и подумайте, что они могут  означать?  (первая буква в названии падежей)

- Сформулируйте тему нашего урока.

4. Закрепление изученного материала.

а) Работа в парах.

- Давайте вспомним названия падежей, вопросы, на которые они отвечают, предлоги, с которыми дружит каждый падеж. Работать будем в парах. Вспомним правила работы в паре.

Задание: отгадайте загадку. Отгадка поможет вам узнать падеж, о котором вы должны

                рассказать (с  помощью карточек дети составляют рассказ об одном из

                падежей: его название, вопросы, предлоги)

  • выступление пар                

б) На доске записаны слова: Подъехать (площадь), найти (дорога),

                                                 выбежал (роща), дорожить (дружба),

                                                  стоять (берёзка), встаёт (туман).

- Сформулируйте задание (Составить и записать словосочетания с данными

словами и, подходящими по смыслу,  предлогами. Определить падеж имён

существительных).

  • запись словосочетаний, определение падежа с комментированием у доски

 в) Работа над предложением.

  - Составьте предложение со словосочетанием, в котором существительное стоит в предложном падеже.

  - В зимнем тумане встаёт холодное солнце.

   -запись предложения под диктовку.

   -самопроверка по схеме:                       ем               е           а        о     ое       л        

   - синтаксический разбор предложения.

   - определение падежей у имён существительных.

   - найдите в предложении слова, которые соответствуют  схеме:

      Докажите правильность своего выбора.

г) Работа  в группах.

 - Сейчас мы будем работать в группах.

     Задание: определить падеж выделенных имён существительных (см. приложение)

  - Проверьте свою работу с помощью контрольных карточек. Исправьте, если есть, ошибки.

д) Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.

Карточка  № 1 (сильные).

Задание: Из слов каждой строчки составь и запиши предложение так, чтобы  получилась пословица. Укажи падеж имён существительных.

- солнышке, при, а, тепло, при, добро, матери

- золото, из, добывают, земли, знания, а, из, книги

- народы, сильны, страны, нашей, дружбой

Карточка № 2 (средние).

Задание: Выберите любые три слова из словарной работы, составьте и запишите с ними словосочетания  гл. + сущ. с предлогом. Укажите падеж существительных.

Карточка № 3 (слабые).

Задание: Запишите данные существительные в указанных падежах с предлогами. Выделите окончания.

                       Д.п.                                      Р.п.                                             Р.п.

шапка            Т.п.              перрон             Д.п.                    чувство            Т.п.

                       П.п.                                      Т.п.                                              П.п.

5. Рефлексия.

- Что особенно запомнилось?

- Что показалось трудным?

- Покажите карточку – настроения.

6. Домашнее задание.

1. Назовите новые слова: камыш – опушка (мышка)

                                            город   -  дневник (родник)

    Просклонять полученные слова.

2. Составить с данными словами предложения, определить падеж имён сущ.

3. Написать сказку о падежах.

                                                  Приложение

 1 группа

Определите, в каких падежах употреблено слово дело.    

 Множественное число.

Дела как сажа бела.

Всех  дел  не переделаешь.

По твоим делам о тебе судят.

Жизнь дана на добрые дела.

Языком не спеши, а делами не смеши.

Умён на словах, да глуп  в делах.

 1 группа (контрольная карточка)

Определите, в каких падежах употреблено слово дело.

 Множественное число.

Дела(И.п.) как сажа бела.

Всех  дел(Р.п.) не переделаешь.

По твоим делам (Д.п.)  о тебе судят.

Жизнь дана на добрые дела.(В.п.)

Языком не спеши, а делами(Т.п.)  не смеши.

Умён на словах, да глуп  в делах.(П.п.)

 

2 группа

 Определите, в каких падежах употреблено слово банты.

Банты  Алла потеряла,

И о бантах плачет Алла.

«Нету  бантов!» Не беда,

Бабочки летят сюда!

Банты эти прилетели,

На косички Алле сели.

Бантами довольна Алла:

О таких давно мечтала.

Алла новым бантам рада,

Ей других совсем не надо!

2 группа (контрольная карточка)

 Определите, в каких падежах употреблено слово банты.

Банты(В.п.)  Алла потеряла,

И о бантах(П.п.)  плачет Алла.

«Нету  бантов(Р.п)!» Не беда,

Бабочки летят сюда!

Банты(И.п.) эти прилетели,

На косички Алле сели.

Бантами(Т.п.) довольна Алла:

О таких давно мечтала.

Алла новым бантам(Д.п.) рада,

Ей других совсем не надо!

 3 группа

Определите, в каких падежах употреблено слово дело.    

 Единственное число.

Дело шуток не любит.

От слова до дела целая верста.

Не по сути дело, а по делу суть.

Ты за дело, а дело за тебя.

Велик телом, да мал делом.

И умён, и крепок, и  в деле гож.

 3 группа (контрольная карточка)

Определите, в каких падежах употреблено слово дело.    

 Единственное число.

Дело(И.п.) шуток не любит.

От слова до дела(Р.п.) целая верста.

Не по сути дело, а по делу(Д.п.) суть.

Ты за дело(В.п.), а дело за тебя.

Велик телом, да мал делом.(Т.п.)

И умён, и крепок, и  в деле(П.п.) гож.

4 группа

Определите, в каких падежах употреблено слово весна.    

В рощах птичье пение,                      

А в классе – тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется  весна.

Склоняем вслух  весна, весны …

А за окном ручьи слышны.

На парте не сидится мне,

А тут  весна, весны, весне …

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне …

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце по стене.

4 группа (контрольная карточка)

Определите, в каких падежах употреблено слово весна.    

В рощах птичье пение,                      

А в классе – тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется  весна.(И.п.)

Склоняем вслух  весна(И.п.), весны(Р.п.)

А за окном ручьи слышны.

На парте не сидится мне,

А тут  весна(И.п.), весны(Р.п.), весне(Д.п.) …

Весна(И.п.), весны(Р.п.), весне(Д.п.), весну(В.п.),

Весною(Т.п.), о весне(П.п.) …

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце по стене.

5 группа

Определите падеж  существительного мох:

Жил старичок – моховичок

Из мха он сделал пиджачок.

Он валенки  из мха скатал

И сплёл он гамачок.

Он мхом  зелёным укрывался,

Он сочным, нежным  мхом питался,

Во мхах  он жил и не тужил,

Он  мхам  «спасибо»  говорил …

Но был он очень одинок,

Тот старичок – моховичок …     

5 группа (контрольная карточка)

Определите падеж  существительного мох:

Жил старичок – моховичок

Из мха(Р.п.) он сделал пиджачок.

Он валенки  из мха(Р.п.) скатал

И сплёл он гамачок.

Он мхом(Т.п.)  зелёным укрывался,

Он сочным, нежным  мхом(Т.п.)  питался,

Во мхах(П.п.)  он жил и не тужил,

Он  мхам(Д.п.)  «спасибо»  говорил …

Но был он очень одинок,

Тот старичок – моховичок …     

6 группа

Определите падеж  существительного кот:

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый  кот.

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь  от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится  к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного  кота,

Удерёт в нору  под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте,

Вспоминая  о коте.

6 группа (контрольная карточка)

Определите падеж  существительного кот:

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый  кот(И.п.).

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь  от кота(Р.п.).

А теперь и за версту

Не приблизится  к коту(Д.п.).

Крыса старая – и та,

Видя грозного  кота(В.п.),

Удерёт в нору  под дом,

Чтоб не встретиться с котом(Т.п.).

Там дрожит и в темноте,

Вспоминая  о коте(П.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

Обобщение знаний о падежах имен существительных. 4 класс

Урок посвящен 300-летию города Ораниенбаум. Цели и задачи урока:  Закрепить знания о падежах. Отрабатывать умения определять падеж имен существительных. Познакомить детей с историей города Ораниенбау...

Открытый урок во 4 классе "Обобщение знаний о падежах имен существительных"

Разработка открытого урока в 4 классе с презентацией "Обобщение знаний  о падежах имен существительных"...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».

Урок русского языка в 3 классе на тему «Обобщение знаний о падежах имен существительных» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком общеметодологической н...

Технологическая карта урока "Обобщение знаний о падежах имен существительных"

Педагогическая цель урока: способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; распознавать...