Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов" 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Быковская Светлана Николаевна

    Урок и картинкис фразеологизмами, царствами глаголов, плюс карточки с глаголами-исключениями и алгоритм определения спряжения глагола.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ И ПРАВОПИСАНИЯ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ



    Предварительный просмотр:

    ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

    ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

    СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

    НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

    ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

    и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

    Ко второму же спряжению

    Мы относим без сомнения

    Все глаголы, что на –ИТЬ,

    Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

            

    ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

    ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

    СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

    НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

    ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

    и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

    Ко второму же спряжению

    Мы относим без сомнения

    Все глаголы, что на –ИТЬ,

    Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

    ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

    ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

    СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

    НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

    ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

    и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

    Ко второму же спряжению

    Мы относим без сомнения

    Все глаголы, что на –ИТЬ,

    Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

    ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

    ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

    СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

    НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

    ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

    и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

    Ко второму же спряжению

    Мы относим без сомнения

    Все глаголы, что на –ИТЬ,

    Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

    ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

    ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

    СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

    НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

    ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

    и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

    Ко второму же спряжению

    Мы относим без сомнения

    Все глаголы, что на –ИТЬ,

    Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

    ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

    ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

    СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

    НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

    ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

    и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

    Ко второму же спряжению

    Мы относим без сомнения

    Все глаголы, что на –ИТЬ,

    Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Определение спряжений глаголов.

    Цели: совершенствовать умение учащихся определять спряжение глаголов и  писать личные окончания глаголов.

    Задачи:

    Задачи:

    Обучающие:

    - формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;  

    - закрепить знания о глаголе.

    Развивающие:

    - развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

    Воспитывающие:

    - воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

    - воспитывать волевые качества

    • создать условия для закрепления навыков правописания окончаний глаголов;
    • способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;
    • способствовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

    1. Целеполагание и мотивация.

    Интересная часть речи

    В русском языке живёт:

    Кто что делает расскажет:

    Чертит, пишет, иль поёт,

    Вышивает, или пашет,

    Или забивает гол,

    Варит, жарит, моет, чистит,

    Всё расскажет нам…(глагол)

    1. Актуализация знаний (повторений знаний о глаголе).

    Визитная карточка глагола. Работа в парах.

    Я

    глагол

    часть

    речи

    обозначаю

    действие предмета

    отвечаю на вопросы

    что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

    имею

    начальную (неопределенную форму)

    в предложении

    чаще всего бываю сказуемым

    имею грамматические признаки

    1. время
    2. число
    3. лицо
    4. род (в прошедшем времени)
    5. вид
    6. спряжение
    • Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? И др.
    • Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
    • Глаголы изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее.
    • Глаголы изменяются по числам: обозначают действие одного предмета, нескольких предметов.
    • Глаголы изменяются по лицам (настоящее и будущее время).
    • Глаголы изменяются по родам (прошедшее время).
    • В предложении чаще всего бывают сказуемым.

    1. Постановка целей и задач урока.

    Сказка о Глаголе.

    Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.
    Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение.
    Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

    -Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. - И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

    Вопрос к детям: Как вы думаете, что решили царевичи, кто кем будет править?(варианты ответов детей)
    Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение - всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью.

    Вопрос к детям: Все ли подданные были согласны с таким указам царя? (варианты ответов)

     Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.
    Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
    Пришли они к царю с просьбой:
    - Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
    - Что случилось?
    - По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
    - Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
    - Смилуйся, государь, сделай исключение.
    Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

            

    В благодарность глаголы- исключения прислали письмо со стихотворением для лучшего их запоминания.

    1. Закрепление знаний.

    Работа с учебником. Упражнение 151.

    Расселите жителей по их царствам. На доске две картинки царств.

    У доски по цепочке записываем глаголы, ставя их по заданию учебника в 3-ем лице единственном и множественном числе.

    1. Физкультминутка.

    Если я называю глагол 1-го спряжения – приседаем, если глагол 2-го спряжения – делаем хлопок руками.

    Живёшь, смотрят, поют, растёт, говорит,

    1. Творческое применение. Работа с фразеологизмами.

    На доске картинки с фразеологизмами, записываем их в тетради, определяем спряжение глаголов. Подобрать синонимы (одним словом)

    Считать ворон

    Водить за нос

    Делать из мухи слона

    Вешать лапшу на уши

    Уши развесить

    Прикусить язык

    Витать в облаках

    1. Подведение итогов.

    Тренировались в определении спряжений и написании безударных окончаний глаголов. Познакомились с глаголами-исключениями.

    1. Домашнее задание. Упражнение 152. Для тех, кто любит сочинять – попробовать составить сказку, используя глаголы-исключения.


    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

    Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

    Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

    Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

    Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

    Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

    План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

    Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

    Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

    Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...