Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Быковская Светлана Николаевна

Урок и картинкис фразеологизмами, царствами глаголов, плюс карточки с глаголами-исключениями и алгоритм определения спряжения глагола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ И ПРАВОПИСАНИЯ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ



Предварительный просмотр:

ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

Ко второму же спряжению

Мы относим без сомнения

Все глаголы, что на –ИТЬ,

Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

        

ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

Ко второму же спряжению

Мы относим без сомнения

Все глаголы, что на –ИТЬ,

Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

Ко второму же спряжению

Мы относим без сомнения

Все глаголы, что на –ИТЬ,

Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

Ко второму же спряжению

Мы относим без сомнения

Все глаголы, что на –ИТЬ,

Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

Ко второму же спряжению

Мы относим без сомнения

Все глаголы, что на –ИТЬ,

Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

ГНАТЬ, ДЫШАТЬ,

ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ, а ещё

ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

Ко второму же спряжению

Мы относим без сомнения

Все глаголы, что на –ИТЬ,

Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Определение спряжений глаголов.

Цели: совершенствовать умение учащихся определять спряжение глаголов и  писать личные окончания глаголов.

Задачи:

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;  

- закрепить знания о глаголе.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

- воспитывать волевые качества

  • создать условия для закрепления навыков правописания окончаний глаголов;
  • способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;
  • способствовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

  1. Целеполагание и мотивация.

Интересная часть речи

В русском языке живёт:

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Всё расскажет нам…(глагол)

  1. Актуализация знаний (повторений знаний о глаголе).

Визитная карточка глагола. Работа в парах.

Я

глагол

часть

речи

обозначаю

действие предмета

отвечаю на вопросы

что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

имею

начальную (неопределенную форму)

в предложении

чаще всего бываю сказуемым

имею грамматические признаки

  1. время
  2. число
  3. лицо
  4. род (в прошедшем времени)
  5. вид
  6. спряжение
  • Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? И др.
  • Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
  • Глаголы изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее.
  • Глаголы изменяются по числам: обозначают действие одного предмета, нескольких предметов.
  • Глаголы изменяются по лицам (настоящее и будущее время).
  • Глаголы изменяются по родам (прошедшее время).
  • В предложении чаще всего бывают сказуемым.

  1. Постановка целей и задач урока.

Сказка о Глаголе.

Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение.
Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

-Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. - И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Вопрос к детям: Как вы думаете, что решили царевичи, кто кем будет править?(варианты ответов детей)
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение - всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью.

Вопрос к детям: Все ли подданные были согласны с таким указам царя? (варианты ответов)

 Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.
Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

        

В благодарность глаголы- исключения прислали письмо со стихотворением для лучшего их запоминания.

  1. Закрепление знаний.

Работа с учебником. Упражнение 151.

Расселите жителей по их царствам. На доске две картинки царств.

У доски по цепочке записываем глаголы, ставя их по заданию учебника в 3-ем лице единственном и множественном числе.

  1. Физкультминутка.

Если я называю глагол 1-го спряжения – приседаем, если глагол 2-го спряжения – делаем хлопок руками.

Живёшь, смотрят, поют, растёт, говорит,

  1. Творческое применение. Работа с фразеологизмами.

На доске картинки с фразеологизмами, записываем их в тетради, определяем спряжение глаголов. Подобрать синонимы (одним словом)

Считать ворон

Водить за нос

Делать из мухи слона

Вешать лапшу на уши

Уши развесить

Прикусить язык

Витать в облаках

  1. Подведение итогов.

Тренировались в определении спряжений и написании безударных окончаний глаголов. Познакомились с глаголами-исключениями.

  1. Домашнее задание. Упражнение 152. Для тех, кто любит сочинять – попробовать составить сказку, используя глаголы-исключения.


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...