Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" Тема : "Три склонения имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Силина Валентина Николаевна

Открытый урок по русскому языку 4 класс программа "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         

Урок русского языка в 4 классе

(Образовательная программа «Школа 2100»)

Тема: Три склонения имени существительного

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

1.Учить детей определять склонение имён существительных на основе

исследовательской работы, применять теоретические знания об имени

существительном в практической деятельности.

2.Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.

3.Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.

Ход урока:

I. Приветствие

3. Запись числа, классной работы.

II. Планирование предстоящей деятельности.

- Определите последовательность этапов урока.

На доске:

                                    План урока.

Применяем новые знания.                                                   (3)

Повторяем, что мы знаем об имени существительном.     (1)

Подводим итог.                                                                    (4)

Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.       (2)

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

-Работаем  по плану:

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

- Поиграем в игру «Умники и умницы»

Перед вами три дорожки вопросов и заданий разного уровня сложности

 На доске модель дорожек:

«Зелёная дорожка» - простые вопросы и задания;

«Жёлтая дорожка» - средней сложности вопросы;

«Красная дорожка» - сложные вопросы и задания.

Проведём отборочный тур игроков.

Вопросы для отборочного тура:

1.Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

Ответивший «двигается» по зеленой дорожке (передвигается магнит).

2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?

Ответивший «двигается» по желтой дорожке.

3. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.

Ответивший «двигается» по красной дорожке.

4

3

2

3

2

2

1

1

1

- Прежде чем пригласить первого игрока к «зелёной дорожке», запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах.

На доске: Марина нап. сала с. ч. нение о з. ме и ос . ни.  Проверка.

 - С этим предложением мы будем работать на дорожках вместе с игроками

 Приглашаем первого игрока к «зелёной дорожке»

1.Назови в предложении имена существительные.

После правильного ответа передвигается магнит на следующий вопрос.

2. Определи, каким членом предложения являются существительные.

3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить? (одушевлённость, неодушевлённость)

4.Какой ещё постоянный признак определим? (род)

На доске:

             сущ.                            сущ.             сущ.         сущ.

          Марина    написала   сочинение о    зиме   и    осени. 

                          

            Одуш.                        Неодуш.         Неодуш.     Неодуш.

             ж. р.                               ср. р.           ж. р.      ж. р.

Ученик получает медаль за работу на дорожке. Приглашаем второго игрока к «жёлтой дорожке»

1. Сколько падежей в русском языке? Перечисли их.

2. Что значит, изменить существительное по падежам?

 3.Как определить падеж существительного?

Определи падеж существительных в предложении.

На доске:

             сущ.                          сущ.                 сущ.       сущ.

         Марина    написала    сочинение      о зиме и    осени. 

         

          Одуш.                           Неодуш.         Неодуш.       Неодуш.

                ж. р.                         ср. р.              ж. р.        ж. р.

   

                       

           И.п.                                   В. п.            П. п.        П. п.

Ученик получает медаль за работу на дорожке. Приглашаем третьего игрока к «красной дорожке».

 1. Дай характеристику этому предложению и начерти схему.

 (Повествовательное, невосклицательное, распространенное ,простое с однородными второстепенными членами) [ ___    ___  О и О].

 2. Однородные второстепенные члены выражены существительными.

Что общего между этими существительными?

 (Отвечают на вопрос о чём?, неодушевлённые , ж. р., ед. ч., П. п., вт. чл.)

 А чем отличаются эти существительные? Выдели окончания: О зиме и осени А почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные? Можем ответить на этот вопрос? (нет) Ученик получает медаль за работу на дорожке.

IV. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа.

 Переходим к следующему этапу урока по плану:

2. Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока. Что же нового хотим узнать?  

Давайте сформулируем проблемный вопрос: Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные? -Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

1. На доске таблица с пустыми столбцами, по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист  с существительными с пропущенными окончаниями.

 Задание: Определить род существительных, изменить существительные по падежам, понаблюдать за окончаниями сущ-х.

 Один ученик комментирует пару слов, остальные уч-ся вставляют окончания на листах.

Учитель на доске на увеличенной модели  также вставляет окончания.

Аналогично комментируются ещё 4 пары существительных.

2. Работа в группах. Повторение правил работы в группе.                                 Задание: Сравнить окончания существительных. Есть ли слова с однотипными окончаниями в одинаковых падежах? Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в нашей  таблице 1 (на доске).

Проверяем: (уч-ся предлагают варианты и прикрепляют увеличенные модели

(см. приложение 3) пар сущ-х с однотипными окончаниями в столбцы (таблицы 1)

Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме  окончания –а, -я. В таблице прикрепляется вывод

Какие существительные входят во 2 группу?

 Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания  –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание.

В таблице прикрепляется вывод.

Какие существительные входят в 3 группу?

Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь на конце.  

В таблице прикрепляется вывод.

3. Как называются в русском языке эти группы существительных?

 Физминутка для глаз.

- Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.

адрес

1

2

3

4

5

А

с

су

ме

не

ль

Б

ще

к

т

ны

н

В

ни

ви

ло

е

и

Г

х

ни

те

ри

я

А-1,  Б-2,  В-3, А-4,  Г-2,  В-4

С        к      ло     не    ни     е

В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.

4.Как назовём нашу таблицу?

Предложения детей. Открывается название: «Склонение имён существительных.

5. Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?

В русском языке все сущ-е делятся на три группы:

1 склонение      2 склонение  3 склонение

             

ж. р.    м. р.        ср. р.    м. р.          ж. р.

  в нач. ф.              в нач. ф.          в нач. ф.

   -а,  -я                     -о,  -е              ь на конце

6. Работа по учебнику .

 Сравните определение учебника со своими выводами.

- Что же называют склонением имён существительных?

Это изменение имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения по падежам и числам.

V. Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай»

Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов),

 уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка.

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

- Ребята, скажите, играя в эту игру, мы перешли к следующему этапу урока по плану:

3. Применяем новые знания.?

VI. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?

Алгоритм определения склонения

     

                  о зиме                        об осени

  нач. ф.- зима                              нач. ф - осень

               

   род – ж. р.                                род – ж. р.

   окончание – а                            окончание - нулевое

   склонение – 1                            склонение - 3

Учитель: У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих сущ-х.

2. Определите склонение остальных существительных в предложении по алгоритму.

Марина написала сочинение о зиме и осени.

Марина – нач. ф. Марина – ж. р. – окончание –а – 1 скл.,

сочинение – нач. ф. сочинение – ср. р. – окончание –е – 2 скл..

Итоговый вопрос: Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

VII. Итог урока.

1. Мы подошли к последнему этапу урока «Подводим итог» по плану, составленному в начале урока: - Что нового узнали на уроке? - Что такое склонение?  - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?

2. Оценки за урок.

VIII. Домашнее задание: с. 125 упр. 160, с. 124-125 выучить определение

Используемые источники:

  • Бубнова С.Ю. Развитие психических процессов и познавательной активности  у детей… Методическое пособие по кинезиологии, 2008
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс, ч.1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2004, с.121-125
  • Бунеева Е.В., Яковлева М.А., Русский язык. 4 класс, Методические рекомендации
  • Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей: Популярное пособие для педагогов, Ярославль: Академия развития,1997

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Русский язык, 4 класс, учебник Рамзаевой, тема "Три склонения имени существительного"

Урок разработан по традиционной системе, к конспекту имеется приложение в виде двух таблиц для каждого учащегося (для самооценивания и для этапа изучения новой темы....

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....