Учебно - методический комплект (технологическая карта урока обучения граммоте и мультемедийная презентация) 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Хурамжина Екатерина Сергеевна

Тема: «Звуковое значение [й’ а] буквы «я»; буквы Я я»

Цели деятельности учителя: познакомить с йотированным звуковым значением буквы «я»; познакомить с  функцией буквы «я» обозначающей два звука [й‘ а] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове и изображением их в одноуровневой модели; познакомить с буквами Я я; формировать навыки чтения слов с буквой «я»;  знакомство с элементами строчной печатной буквы Я, я; учить читать слова по слогам и орфоэпически; развивать фонематический слух и культуру произношения.

Планируемые результаты:

  • предметные: усвоить функцию буквы «я» - обозначать два звука [й‘а]  в начале слова и после гласных звуков в середине и на конце слова; читать слова по слогам и орфоэпически.
  • личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознание общественной полезности своего труда.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: учебник: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, учебная презентация, карточки для рефлексии, схемы-модели предложений.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zvuki_ya_i_bukva_ya_ya.ppt2.84 МБ
Microsoft Office document icon bukva_ya_ya_i_zvuki_y_a-1.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Яблоко Ящерица

Слайд 2

Сочетание звуков [й‘а], на письме обозначается буквой я .

Слайд 3

Тема: Знакомство со звуками [й‘а] и буквами заглавная «Я» , строчная «я»

Слайд 4

Цели: познакомиться со звуковым значением [й‘а] , буквы «я» ; учиться читать слова с буквой Я , я .

Слайд 7

,

Слайд 9

, , , ,

Слайд 10

маяк

Слайд 12

,

Слайд 13

яр

Слайд 14

ярый

Слайд 16

.



Предварительный просмотр:

Конспект урока обучение грамоте.

Тема: «Звуковое значение [й’ а] буквы «я»; буквы Я я»

Цели деятельности учителя: познакомить с йотированным звуковым значением буквы «я»; познакомить с  функцией буквы «я» обозначающей два звука [й‘ а] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове и изображением их в одноуровневой модели; познакомить с буквами Я я; формировать навыки чтения слов с буквой «я»;  знакомство с элементами строчной печатной буквы Я, я; учить читать слова по слогам и орфоэпически; развивать фонематический слух и культуру произношения. 

Планируемые результаты:

  • предметные: усвоить функцию буквы «я» - обозначать два звука [й‘а]  в начале слова и после гласных звуков в середине и на конце слова; читать слова по слогам и орфоэпически.        

  • личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознание общественной полезности своего труда. 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: учебник: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, учебная презентация, карточки для рефлексии, схемы-модели предложений

Этапы

Методы и приёмы

Хроментраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный,

Мотивационный

Словесный: учебный диалог

9:00-9:01

Здравствуйте, ребята! Меня зовут  Екатерина Сергеевна.  Сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте.

- Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте.

-Теперь я предлагаю вам послушать загадки,   отгадать их и подумать, какая буква объединяет слова-отгадки…    

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко.

(Яблоко)

Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвет –

Другой наживет.

(Ящерица)

(Слайд 1)

- С каких звуков начинается отгадка? (со звуков [й‘а]) В слове яблоко, какой следующий звук? ([б]) Давайте хором произнесем звуки [й‘а]

Приветствие учителя

Настрой на урок

Выделение необходимой информации из загадки

Отвечать на вопросы.

Р: организация учащимися своей деятельности.

П: поиск и выделение необходимой информации

К: участвуют в учебном диалоге;

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог; Наглядный: учебная презентация.

9:01 - 9:06

-Вы уже знаете, что все звуки делятся на две группы. Какие? (гласные и согласные)

-Звук [й‘] к какой группе отнесем? (согласный) Почему? (струя воздуха встречает препятствия и нельзя пропеть звук, потянуть).

-Звук [а] к какой группе отнесем? (гласный) Почему? (струя воздуха не встречает препятствий и можно пропеть звук, потянуть). Молодцы. На письме сочетание звуков [й‘а], обозначается буквой я. (Слайд: 2)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Знакомство со звуками [й‘а] и буквами    заглавная «Я», строчная «я») (Слайд: 3)

- Давайте определим цели на сегодняшний урок? (Слайд: 4)

  1. познакомиться со звуковым значением  [й‘а], буквы «я»;
  2. учиться читать слова с буквой Я, я

Молодцы.

Определение темы урока

Постановка целей урока

П: осознанно строить ответ в устной форме

Р: целеполагание

Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения;

К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Практический: работа с учебником;

Словесный: беседа, хоровая отработка слов и звуков;

Наглядный: учебник, учебная презентация

9:06 –

9:13

9:13 – 9:15

- Теперь откройте учебники на странице 37.  Покажите пальчиком 37-ую страницу (фото странице учебника на слайде 5). Отлично.

- Внимательно познакомьтесь с моделями на этой странице и сравните эту страницу с другими, на которых вы работали на прошлых уроках. Какие различия вы заметили? Кто догадался, поднимите руку.

(На этой странице, как и на других, есть новые буквы. На каждой странице в левом углу всегда были модели звуков, которые обозначаются новой буквой. И рядом с буквами всегда были модели звуков и звуки , которые обозначаются этими буквами)

- Правильно! В левом углу по-новому обозначены звуки. (Слайд 6) Здесь нет новых звуков, которые мы не знаем. Под одной буквой я находятся сразу два звука: согласный мягкий звук [й‘] и гласный звук [а] – это целый слог.

- Когда мы читали слова с буквой й, мы отметили, что в них нет слогов, в которых звук  [й‘] стоит перед гласными звуками. Ребята, в модели под буквой я какой стоит первый звук?  (согласный звук [й‘])

Произнесём хором.

Во второй модели, под буквой я какой стоит звук? (гласный звук [‘а]) Буква я передает звук [а] с предшествующим мягким звуком.

- Кто изображен слева под моделями? (Мальчик в кепке)

- Произнесем звуки, которые здесь записаны. Давайте начнем с произносить с первого звука (Хором [й‘]), теперь второй ([а]) и третий ([н]).

- Дайте характеристику каждому звуку по модели. Охарактеризуйте звук [й‘] (согласный, звонкий, мягкий звук)

Молодцы, охарактеризуйте звук [а] (гласный, ударный звук)

Теперь, охарактеризуйте звук [н] (согласный, звонкий, твердый звук)

- Сейчас, выложите квадратами и кружками на парте звуковую модель этого слова.

- Кто хочет показать нам звуковую модель, которую вы составили? У всех так получилось? Посмотрите на слайд: 7)

            ,

           

- Давайте прочитаем хором звуковую модель слова (Ян) Ребята, кто догадался какой буквой обозначаются первые два звука в этом слове? (Буквой я)

- Давайте рассмотрим эту букву, посмотрите на слайд. (Слайд: 8) На слайде заглавная и строчная буква: Я я) Из каких элементов состоит заглавная буква Я? (Длинная прямая линия, полуовал, короткая наклонная) Из каких элементов состоит строчная буква я? (Короткая прямая линия, полуовал, короткая наклонная)

- Ребята, сравните, эти две буквы. Чем похожи? (Элементами) Чем различаются? (Размером)

Найдите звуко-буквенную схему под первой картинкой. Прочитаем слово по буквам (читаем: Ян)

- Теперь читают только мальчики. А сейчас только девочки. Кто хочет прочесть это слово самостоятельно, поднимите руку.

- Кто изображен справа от мальчика? (Девочка в розовой кофте)

Давайте начнем с произносить с первого звука (Хором [л’]), теперь второй ([и  ́]), третий ([й’]) и четвертый звук [а].

Охарактеризуйте последние два звука в имени девочки. Звук [й‘] (согласный, звонкий, мягкий звук). Звук [а] (гласный, безударный звук).

- Сейчас, выложите квадратами и кружками на парте звуковую модель этого слова.

- Кто хочет показать нам звуковую модель, которую вы составили? У всех так получилось? Посмотрите на слайд. (Слайд: 9)

       ,          ,

                     

- Давайте прочитаем хором звуковую модель слова (Лия) Ребята, кто догадался, какой буквой обозначаются последние два звука в этом слове? (Буквой я) После какого звука в слове «Лия» находятся это сочетание звуков?

(После гласного звука [и])

- Когда сочетание звуков [й‘а] стоит после гласного звука [и], или  в самом начале слова их не записывают буквами, которыми эти звуки обозначаю на письме. Сочетание этих звуков на письме обозначается буквой я. 

- Давайте прочитаем имя девочки хором. Теперь, пусть его прочитают только девочки. А сейчас, хором прочитают только мальчики. Кто хочет прочитать самостоятельно это слово?

- Что изображено на третьей картинке? (Маяк) (Слайд: 10) Объясните, что обозначает слово «маяк». (Ответы детей)

Маяк – (многозначное слово)

  1. строение похожее на башню с высоко расположенной световой камерой. Находится на берегу моря для того, чтобы судна не сбились с курса ночью.
  2.  приспособление для наблюдения за развитием трещин

- Ребята, какой последний звук в слове маяк? (Звук [к])

- Ребята, как вы думаете это согласный или гласный звук? (Согласный звук) А какой моделью обозначаются согласные звуки? (Обозначаются квадратом         ) (Слайд: 11)

- Сейчас составьте звуковую модель этого слова. Кто хочет составить ее около доски, поднимите руку. Сравните звуковые модели своего одноклассника и ваши. У кого получилось по-другому? Поднимите руку. (Слайд: 12)

- Обратите внимание на звуко-буквеннную модель, по ней можно увидеть, что сочетание звуков [й‘а] находится в середине слова, перед гласным звуком [а]. Давайте хором произнесем слово по буквенной схеме. Теперь прочитаем по буквенной схеме. Читает только первый ряд. Дальше читает только третий ряд. Молодцы!

- Давайте сделаем вывод. Сколько звуков обозначает буква я? (Два звука)

- Какие это звуки? ([й‘а]) Когда буква я обозначает два звука? Посмотрите на звуко-буквенные схемы (В начале, середине слова и после гласного звука.

Физминутка

-Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук».

- Я буду называть слово, если услышите слово в котором буква я обозначает 2 звука [й’] [а] -, встанут мальчики, если услышите слово в котором буква я обозначает только звук [а]- гласный,  встанут девочки.

(Зоя, мясо, яма, ягода, няня, ябеда, мячик, мякоть, красивая, слякоть, Коля, ястреб).

Молодцы!

Работа с учебником;

Рассматривание страниц учебника по заданной теме;

Отвечают на вопросы учителя;

Определяют характеристику звуков

.

Узнают новую информацию.

Хоровая отработка звуков

Определяют характеристику звуков

Находят сходство и различие звуков [й‘] [а]

Узнают новую информацию

Концентрируют внимание на речи учителя (развитие фонематического слуха);

Выполняют физические упражнения.

Понимают сочитание звуков [й‘а]

П: анализ, синтез

Р: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров действия

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: слушать и понимать речь других

К: слушать и понимать речь других

К: слушать и понимать речь других

9:15 – 9:25

Собирают звуковую модель слова

Соотносят сочетание звуков и букву

Хоровое чтение слова

Воспроизводят ранее изученное в памяти

Хоровое чтение слова

Индивидуальное чтение слова

Хоровое чтение звуков

Выкладывют звуковую модель слова

Читают слово хором

Индивидуальное чтение слова

Соотносят сочетание звуков и букву

Воспроизводят ранее изученное в памяти

Узнают новую информацию.

Узнают новую информацию.

Читают слово хором

Концентрируют внимание на речи учителя (развитие фонематического слуха);

Выполняют физические упражнения.

П.: осознанно строить ответ в устной форме

Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения;

Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения;

К: слушать и понимать речь других

П: осуществлять синтез

П: строить рассуждение

К: слушать и понимать речь других

Практический: чтение слов в левом слоговом столбике

Наглядный: учебная презентация

Словесный: фронтальная проверка учителем

- А теперь, найдите первый столбик слов который начинается со слога яр. Поставьте пальчик под этот слог. Прочитайте его про себя и скажите, где стоит буква я? (В начале слога) Какие звуки она будет обозначать? (Звуки [й‘а])

Прочитаем этот слог хором (яр) Теперь читает только второй ряд. Теперь первый и третий ряд вместе. Кто хочет прочитать самостоятельно, поднимите руку. (Читают 2 человека)

- Ребята, это не только слог, но еще и слово. Кто знает, что оно обозначает? (Ответы детей)

Посмотрите на слайд. (Слайд: 13) У слова яр может быть несколько значений.

Яр –

  1. это крутой, обрывистый берег реки или озера;
  2. склон оврага;
  3. самый жар, огонь.

- Поставьте пальчик под второе слово. Прочитайте его про себя. Теперь давайте прочитаем слово ярый хором.

-  Хорошо.

- Прочитайте хором это слово мальчики.

- Молодцы!

- А теперь девочки.

- Кто хочет ещё раз прочитать это слово?

Прочитай нам пожалуйста.

- Сколько слогов у этого слова? (Ответы детей.)

- Замечательно.

- Что значит это слово? Посмотрите на слайд. (Слайд: 14)

- Ярый – это яростный, ожесточённый, буйный.

- Теперь прочитаем слово с выделением ударного слога. Первый ряд, прочитайте и потяните букву «я»: Ярый.

- Теперь поставьте пальчик на второй слог и прочитайте друг другу слова в этой строчке.

- Кто готов, ставим ручки домиком.

- У1 читай первый слог

- У2 читай слово с делением на слоги.

- Молодцы!

- У3 прочитай слово с выделением ударного слога.

- Отлично.

- Дальше ставим пальчик под третий слог

- Читаем его про себя.

- Хорошо. Читаем слово по слогам: Ли-ни-я.

- Ребята, где стоит буква я? (После гласной)

- Правильно!

- Мальчики, теперь хором прочитайте это слово с выделением ударного слога Линия.

- Хорошо!

- Теперь ставим пальчик под четвёртый слог.

- прочитайте друг другу в парах эту строчку.

- Кто готов, покажи руку.

- У1, прочитай слог.

- У2, прочитай слово с делением на слоги.

- У3, прочитай это слово с выделением ударного слога Линия.

- Молодцы!

- Найдите последний слог.

- Теперь каждый потихонечку сам прочитает эту строчку.

- Кто готов, покажи руку.

- У1, прочитай первый слог.

- У2, прочитай слово, с делением на слоги.

- У3, прочитай слово с выделением ударного слога.

- Молодцы!

Хоровое чтение слов;

Многократное чтение слова

Отвечают на вопросы учителя;

Многократное чтение слова

Работают по установке учителя

Хоровая отработка

Читают слово в парах

Читают с делением на слоги

Читают слово полностью

Читают слово с выделением ударного слога

Ответы на вопросы

Читают слово в парах

Читают с делением на слоги

Читают слово полностью

Читают слово с выделением ударного слога

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П.: осознанно строить ответ в устной форме

Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения;

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

Физминутка для глаз.

9:25  -

9:26

- А сейчас немного отдахнем.

Повторяйте только глазками движения за героем. (не вращая головой).

Практический: учебник, хоровое и индивидуальное чтение слов и звуков.

Наглядный: иллюстрации в учебнике;

Словесный: слово учителя, учебный диалог (беседа)

9:26 – 9:32

- Ребята, посмотрите на картинку под столбиком слов. Что происходит в природе? (Началась гроза)

- Что делают мальчик и девочка? (Бегут от дождя)

- Их зовут (Ян и Лия).

- Посмотрите на модель предложений, что вы видите?

- Ребята, предложите свои предложения по этой схеме. (Слайд: 15)  (Ответы детей)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Прочитай своё предложение по схеме.

- Ребята, зажмем кулачки и посчитаем сколько слов в предложении. (Ответы детей)

- Молодцы.

- А теперь взгляните на эту схему.

- Предложите предложения по этой схеме.(Ответы детей)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Прочитай своё предложение по схеме.

- Ребята, зажмем кулачки и посчитаем сколько слов в предложении. (Ответы детей)

- Молодцы.

Рассматривают иллюстрацию в учебнике

Отвечают на вопрос, рассуждают по теме.

Составляют предложения по схеме

Отвечают на вопросы учителя

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: слушать и понимать речь других

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

К: контролируют действия одноклассника

Итог урока

9:32 – 9:34

Что нового вы узнали на уроке?

- Из каких двух звуков состоит буква «я»?

Подведение итогов урока

Л: проведение анализа полученных знаний в ходе урока

Рефлексия

9:34 – 9: 35

-С какими трудностями вы встретились?

-Посмотрите на парты, у вас лежит карточка, у которой на каждой стороне нарисована мордочка. Если вам понравилась Ваша работа на уроке, покажите весёлую мордочку, а если нет – грустную.

- (Слайд 16) Вы очень хорошо поработали. Урок окончен. До свидания.

Проведение самоанализа эмоционального состояния

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: слушать и понимать речь других

Л: проведение самоанализа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока обучения граммоте и мультемедийная презентация) 1 класс

Тема: Звуки [н], [н′], буквы Н, н Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с согласными звонкими звуками [н] [ н ‘] и изображением их в одноуровневой модели с помощью строчной печатной буквы в ...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окр. мира и мультемедийная презентация) 2 класс

Тема урока: «Почему день сменяется ночью?» Цели деятельности учителя: Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью с...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока математики "Учимся решать задачи" 4 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Учимся решать задачи».Тип – урока: закрепление знанийЗадачи:1. Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Посмотри вокруг" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг»Цели урока: учить находить и моделировать стороны горизонта и ознакомить с названиями основных и промежуточных сторон горизонта.Планируе...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока обучение грамоте и мультемедийная презентация) 1 класс

Конспект урока обучение грамоте.Тема: Повторение звука [у], букв У, уЦели деятельности учителя: Повторить гласный звук [у]; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.Планируемые резул...