«Безударные гласные в корне слова».Диагностический материал.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Черкашина Ирина Богдановна

Данный  модуль из различного вида заданий, объединённых одной темой по русскому языку «Безударные гласные в корне слова». Задания можно использовать на разных этапах изучения темы в качестве проверочных, а так же объединять задания для организации контроля. Помимо проверки усвоения данной темы, при помощи данных заданий можно проверить сформированность у учащихся универсальных учебных действий:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudar.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

        Диагностические материалы    

для проверки сформированности  универсальных учебных действий

через проверку усвоения темы по русскому языку

«Безударные гласные в корне слова»

Характеристика задания

Данный  модуль из различного вида заданий, объединённых одной темой по русскому языку «Безударные гласные в корне слова». Задания можно использовать на разных этапах изучения темы в качестве проверочных, а так же объединять задания для организации контроля. Помимо проверки усвоения данной темы, при помощи данных заданий можно проверить сформированность у учащихся универсальных учебных действий:

  • Понимания учебной задачи
  • Способность определять последовательность учебных операций
  • Умение видеть разрыв между «знанием и незнанием»
  • Планировать свою деятельность и анализировать достигнутый результат
  • Вырабатывать критерии оценивания своих достижений
  • Оценивать работу по заданным критериям

Рекомендации по организации выполнения задания.

Задания можно использовать на разных этапах изучения темы в качестве проверочных, а так же объединять задания для организации контроля. Результаты заносятся в оценочный лист по теме, заполняется карта самонаблюдения.

Методический комментарий:

   С целью оценки уровня  сформированности  проверяемого умения задание выполняется в письменной форме. Ориентировочное время выполнения –  45 минут.

По результатам итоговой проверочной работы учитель может не только относительно объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска, но и оценить эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции. С помощью данной работы, возможно, оценить сформированность умственных действий. 

  • Для оценивания степени трудности, удовлетворённости своим результатом используются условные значки в цвете:   
  • Зелёный – с заданием справился успешно, я доволен собой.
  • Жёлтый – мне было трудно, но я справился.        
  • Красный – задания оказались трудными. Мне нужна помощь.

  • Планируемый результат:

    Предметные 
  • Знание понятия безударные гласные; сформированность  навыка проверки безударной гласной в корне слова;  алгоритм проверки правильного написания безударной гласной в корне слова
  •  Личностные:
    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
    Метапредметные:
    Регулятивные УУД
  •  Оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • Коммуникативные УУД
    Уметь
     оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
    Познавательные УУД
    Уметь ориентироваться в своей системе знаний:
     отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Планируемый результат:

Использовать алгоритм проверки.

  • Находить в тексте слова с «опасными» гласными и проверять их.
  • Выделять корень слова, подобрав родственные слова.
  • Правильно ставить ударение,  выделять ударный слог и ударную гласную.
  • Правильно подбирать проверочные слова, используя различные способы.

Планируемый результат: оценивать правильность постановки ударения, выделение ударного и безударного слога, безударной гласной.

        1. П о с т а в ь  ударение в выделенных словах, выдели безударный слог, подчеркни безударную гласную.

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.         

Вы очень любите остроты,

Но вы боитесь остроты.  Самооценка

Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 3 балла – правильно и полностью выполнено задание
  • 2 балла – задание выполнено правильно, но частично.
  • 1 балл - в задании допущены ошибки
  • 0 баллов - в задании допущены ошибки, выполнено частично 

Планируемый результат: оценивать правильность выделения корня у родственных слов

2. В ы д е л и т е  корень у родственных слов.

  • Соль, соленый, посолить, соленья, рассол.
  • Лес, лесник, перелесок, лесок, лесной.
  • Ночь, ночка, ночной, ночевал, ночевка, заночевать.    Самооценка

Критерий достижения планируемого результата:        

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – задание выполнено правильно
  • 1 балл - в задании допущены ошибки
  • Планируемый результат: оценивать правильность подбора однокоренных слов разных частей речи
  • 3. К  д а н н ы м  словам припишите по три однокоренных слова: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
  • Зимовка – …                                       хитрец – …                                                             ночёвка – …
  • Самооценка

Описание правильного ответа

  • Зимовка – зимы – зимний – зимовать;         хитрец – хитрость –хитрый –хитрить;
  •    ночёвка – ночь – ночной - ночевать
  • Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – задание выполнено правильно и полностью
  • 1 балл - в задании допущены ошибки
  • Планируемый результат: оценивать правильность выделения корня слова, подобрав родственные слова.
  • 4. П р о ч и т а й  слова. Какое слово лишнее? Подчеркни его.
  • Печурка, печь, печка, печать,
  • Лев, левша, левый, налево.
  • Маленький, малыш, малевать.              Самооценка

  • Описание правильного ответа
  • Печурка, печь, печка, печать,
  • Лев, левша, левый, налево.
  • Маленький, малыш, малевать.
  • Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:

            2 балла – задание выполнено правильно

  • 1 балл - в задании допущены ошибки
  • Планируемый результат: оценивать правильность подбора однокоренных слов
  • 5. К   с л о в а м    подбери родственные слова. Запиши однокоренные слова, выдели в них корень.

Гора-

горе -                                                                                                                                                                                                          гористый,  горочка, пригорюнился,        горный, горюшко, пригорок, горевать,                                                                                                                        

        Самооценка

  • Описание правильного ответа

Гора - горный, пригорок,  гористый, горочка.        

 горе          горюшко, горевать, пригорюнился.                                    

  • Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:        

                 2 балла – задание выполнено правильно

1 балл - в задании допущены ошибки

  •  Планируемый результат: оценивать правильность нахождения проверочных слов
  •   6.  Выдели корень, поставь знак ударения. Подчеркни проверочные слова.
  • Звезда, звездочка, звездный. Трава, травка, травушка. Гроза, грозы, грозный.
  •  Самооценка

  • Описание правильного ответа
  • Звезда, звездочка, звездный. Трава, травка, травушка. Гроза, грозы, грозный.
  • Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – задание выполнено правильно и полностью
  • 1 балл - в задании допущены ошибки
  • Планируемый результат: оценивать правильность вставки безударной гласной.
  • 7.  Вставь  безударную гласную в корне слова.
  • Звон – позв..нить, зв..нок, зазв..нить.
  • Озимые – з..ма, з..мовье, з..мующие, з..мовать.

Самооценка

Описание правильного ответа

  • Звон – позвонить, звонок, зазвонить.
  • Озимые – зима, зимовье, зимующие, зимовать.
  • Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – задание выполнено правильно
  • 1 балл - в задании допущены ошибки
  • Планируемый результат: оценивать правильность  подбора проверочного слова и вставки безударной гласной.
  •         8. П о д у м а й , какие гласные надо написать в каждой группе однокоренных слов.

Подбери к ним проверочные слова.   … – к..тенок,  к..тята,  к..ты.          … – т..гренок,  т..грята,  т..грица. Самооценка

Описание правильного ответа

Кот  – котенок, котята, коты.          Тигр – тигренок, тигрята, тигрица.

  • Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – задание выполнено правильно
  • 1 балл - в задании допущены ошибки
  • Планируемый результат: оценивать правильность вставки безударной гласной.
  • 9. В с т а в ь  пропущенные безударные гласные а, о, е, и, я.

Л..са была г..л..дна. Она л..гла на снег и закрыла гл..за. Нал..тели вороны и сели нед..леко от л..сы. Они х..тели кл..вать л..су, но боялись.

Самооценка

Описание правильного ответа

Лиса была голодна. Она легла на снег и закрыла глаза. Налетели вороны и сели недалеко от лисы. Они хотели клевать лису, но боялись.

  • Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – задание выполнено правильно
  • 1 балл - в задании допущены ошибки
  • Планируемый результат: оценивать правильность подбора проверочного слова, используя различные способы.
  • 10.
  • 1) П о д б е р и  к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что? Вставь пропущенные гласные.
  • б..лит -                св..стит-             ш..гает-                     п..сать -                       см..треть -  
  • Описание правильного ответа
  • Болит - боль    свистит - свист      шагает -  шаг     писать – письма   смотреть -  смотр
  • 2) П о д б е р и  к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы они стояли во множественном числе. Вставь пропущенные буквы. (Один – много.)
  • Ст..на-                       с..сна  -                              гр..з  -                                              стр..на-
  • Описание правильного ответа
  • Стена -  стены, сосна - сосны, гроза - грозы, страна – страны.
  • 3) П о д б е р и  к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы они стояли в настоящем или будущем времени. (Вчера – сегодня, завтра.)
  • пл..тил-                                      пл..сал-                                    пос..дил  -  
  • Описание правильного ответа
  • пл..тил - платит              пл..сал - пляшет                пос..дил - посадит    
  •   4) П о д б е р и  к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы они стояли в прошедшем времени. (Сегодня – вчера.)

в..зёт-               цв..тёт -                п..сёт-            м..тёт   -                            Самооценка

Описание правильного ответа

в..зёт - вёз    цв..тёт - цвёл   п..сёт - пас  м..тёт - мёл

  • Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 2 балла – задание выполнено правильно
  • 1 балл - в задании допущены ошибки
  • Планируемый результат: оценивать правильность нахождения  в тексте слов с «опасными» гласными и правильность их проверки.
  • 11. Подчеркни слова с безударными гласными.
  • Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Дерево дорого плодами, а человек делами.

Конец – всему делу венец.     Самооценка

Описание правильного ответа

  • Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Дерево дорого плодами, а человек делами.

Конец – всему делу венец.  

  • Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 3 балла – задание выполнено правильно. Подчёркнуто 7 слов
  • 2 балла - в задании подчёркнуто 6 слов
  • 1 балл - в задании подчёркнуто 5 слов
  • 0 баллов - в задании подчёркнуто менее 3 слов
  • Планируемый результат: оценивать правильность нахождения  в тексте ошибок  в написании слов с безударными гласными.
  • 12. Исправь ошибки

Поевились первые льдинки на лужах, значит, блезка зима с её морозами. Скоро на реке все остоновится. Но лёд сделает и доброе дело. Он защетит рыб в реке, прикроет  их прочной стиной. Если бы не лёд, все живое в воде погибло бы от холода. (По Е. Мару.)    Самооценка

Описание правильного ответа

Появились первые льдинки на лужах, значит, близка зима с её морозами. Скоро на реке все остановится. Но лёд сделает и доброе дело. Он защитит рыб в реке, прикроет  их прочной стеной. Если бы не лёд, все живое в воде погибло бы от холода.

  • Критерий достижения планируемого результата:                

Коды оценки возможных ответов учащихся:

  • 3 балла – в задании исправлены все ошибки (5 ошибок)
  • 2 балла - в задании исправлены 4 ошибки
  • 1 балл - в задании исправлены 3 ошибки
  • 0 баллов - в задании исправлены 2 ошибки

Оценочный лист по теме: «Безударные гласные в корне слова».

Знаю правило написания Безударных гласных  в корне слова

Умею определять ошибкоопасные места в словах с Безударными гласными  в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

Умею правильно писать слова с 

безударными гласными  в корне слова 

Работа на уроке

Взаимопроверка

Рекомендации учителя

КАРТА САМОНАБЛЮДЕНИЯ

Достигнутый уровень

Причины неуспеха

Способы исправления результатов.

хорошо

недостаточно

Умение выполнять задание по алгоритму.

Знание правописания безударных гласных в корне слова

Умение находить безударные гласные

Умение вставлять безударные гласные, находящиеся в слабой позиции при помощи проверочных слов.

Умение находить безударные гласные в словах, оценивать правописание, анализировать увиденное и исправлять ошибки.

Умение подбирать проверочные слова, руководствуясь полученными знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...