Урок русского языка по теме "Непроизносимый согласный" во 2 классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Груздева Елена Владимировна

Урок русского языка во 2 классе УМК "Перспектива". Тип урока повторение и закрепление изученного материала. В уроке использованы разноуровневые задания, представлены разные формы работы: работа в группах, в парах сменного и постоянного состава.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neproiznosimye_soglasnye_2_klass.docx695.02 КБ

Предварительный просмотр:

урок

Технологическая карта урока

Русский язык 2 класс УМК «Перспектива»

.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

(предмет, класс)

Тема урока: Правописание непроизносимых согласных

Дидактическая цель: создать условия для усвоения учащимися алгоритма действия

                                       при проверке непроизносимых согласных

Тип урока: закрепление

Форма урока: классно-урочная

Задачи по содержанию урока:

  •  образовательные: формирование навыка правописания непроизносимых  

                                    согласных в разных языковых единицах.

  • развивающие: формирование орфографической зоркости, мыслительных

                         операций ( анализ, обобщение, логическое построения

                         высказывания…), коммуникативных компетенций

  • воспитательные: формирование интереса к изучаемой теме, навыков учебного сотрудничества

Планируемые результаты:

Предметные:

  • определять слова с непроизносимыми согласными в потоке речи
  • применять алгоритм проверки при  написании слов с непроизносимыми согласными
  •  использовать слова с непроизносимыми согласными при подборе синонимов, составлении текстов.

    Метапредметные: 

познавательные – анализировать и применять различные приемы при проверке  слов с непроизносимыми согласными , делать вывод о правописании данной орфограммы, использовать модели, схемы для воспроизведения правил проверки орфограмм, определять опорные слова при работе с инструкцией к заданию

коммуникативные – работать в группах и парах с соблюдением правил сотрудничества, строить высказывания в соответствии с критериями.

регулятивные – определять цель и задачу урока исходя из темы, прогнозировать свой результат, контролировать и оценивать выполненное задание, делать вывод о своем уровне усвоения материала, намечать пути коррекции.

     Личностные:

  • проявлять положительный интерес к теме урока (можно определить через сигналы обратной связи, выбор исследовательских заданий для домашнего задания),
  • соблюдать нормы учебного сотрудничества

Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная, групповая, парная (сменного состава).

Методы и приемы использованные на  уроке:

     словесные, практические (карточки), контроля и оценки (лист самооценки у каждого ученика), проблемный вопрос, элемент «слепого пятна» при определении детьми темы урока, приемы технологии деятельностного метода обучения, уровневая дифференциация при выполнении заданий с опорой на предшествующий результат или по самоопределению ученика при выборе творческих заданий, приемы технологии самостоятельной деятельности,  самопроверка, взаимопроверка по ключу, графический диктант.

Средства обучения:

         учебник и рабочая тетрадь по русскому для 2 класса, презентация к уроку, ЭОР к уроку русского языка в соответствии с УМК  «Перспектива», разноуровневые  карточки по теме урока, лист самооценки

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Слайд 2

Определение темы урока.

Слайд 3.

Слайд 4

Проверка домашнего задания

(Слайд 5)

Слайд 6.

Целеполагание

Слайд 7

Слайд 8

Активизация познавательной деятельности

Слайд 9

Практическое  применение

  • на репродуктивном уровне

  • на конструктивном уровне

( группы разного уровня, но дети об этом не знают)

Творческое применение

1 красная -1 балл

1 синяя -2 балла

1 зелёная 3 балла.

5- 3 балла

4- 1 синяя или 2 красных, 2 балла

3- 1 красная

(критерии ребятам известны)

Рефлексия

Итог

Домашнее задание.

Настраивает на  продуктивное занятие, минутка эмпатии.

Предлагает оформить лист самооценки, страницу тетради.

Предлагает ответить на вопрос Что это?

(слепое пятно оставлено в центре для последующего введения понятий « Корень. Орфограммы корня.»)

-Над какой темой мы сейчас работаем?  

-Вот и дома вы выполняли задания по этой теме. Приготовьте листы самооценки. Взаимопроверка.

- Кто не допустил ошибок.

-Определите место урока на пирамиде знаний.

Каковы наши шаги по достижению данной цели?

Как мы будем это выполнять?

- Что нам необходимо, для решения первой задачи по обнаружению непроизносимого согласного в слове?

- А для решения второй задачи ?

-Отметьте в листах самооценки ваш результат по пониманию  учебных задач.

-Для применения наших знаний выполним упр 191на с . 126 в учебнике. Работать будем в парах сменного состава. карандаш в руках. работаем с инструкцией.

- Попрошу  двух ребят (из тех кто выполнил без ошибок дать образец)

-Оцените свою работу по ключу.

Отметьте в листах самооценки.

- Покажите сигналами результат.

- Почему возникли затруднения?

Отметьте на полях ваши трудности.

-предлагаю выполнить следующее задание.

 Упр 192 с 127.. Работаем с инструкцией. Работаем в группах. У каждой своё задание. какой группе сложно ?

- Прошу ребят выполнивших предыдущее задание без ошибок, выполнить роль консультанта для 1-2 группы.

Следующее задание  прошу выполнить самостоятельно.

Возьмите карточки  из кармашка, того уровня сложности, который  выбираете сами. Выполните задание и проверьте по эталону, который находится на столе.

(В карточки включены кроссворды, фразеологизмы, вопросы для мини-исследований, работе со словарями, просто репродуктивные задания)

-Подумайте, получилось ли у вас выполнить задание  верно.

Кто  решил  в следующий раз повысить  сложность своего задания?

Какие трудности возникли сейчас? Как с ними справиться

Предлагаю выполнить графический диктант, для осуществления текущего контроля.

Провекрка по ключу на доске. Называю слова, вы ставите точки  в соответствии с выбранным столбиком,  затем соединяете и по рисунку оцениваете результат.

-праздник, местный, прекрасный,доблестный, сердце.

Определите результат урока. Если все плюсы – зеленый круг, 1-2 полплюса – синий,

Если много половинок плюса или восклицательных знаков –красный круг.

Сравните прогноз и результат. Сделайте вывод .

Кто хотел бы прокомментировать отметку.

О своем согласии –несогласии  я сообщу вам после проверки тетрадей.

В зависимости от ваших результатов выберите задание .

-А в ваши помощницы предлагаю вклеить алгоритм по проверке.

Спасибо за урок.

Урок окончен.

Проводят эмоциональный настрой. Определяют значимость. Оформляют лист самооценки и тетрадь.

Дети определяют: что  это схема орфограмм.

Мы работаем над темой  «Непроизносимый согласный».

Проверяют работы товарищей.

Вносят результаты в листы самооценки.(плюс, полполюса, восклицательный. Критерии оценивания уже известны детям)

Отображают сигналами свой результат)

-Сегодня мы на этапе упражнений по правописанию слов с непроизносимым согласным»

-Значит наша

цель:  учится писать слова с непроизносимыми согласными.

Определяют задачи урока:

-Находить слова с непроизносимыми согласными

- Действовать по алгоритму при написании слов  с непроизносимыми согласными.

Определяют,  что нужно определить  место опасности и вспомнить опасные звукосочетания : ( -сн-, -зн-, рц, нц, нс)

Восстановить алгоритм. Восстанавливают алгоритм по электронной доске и по памяткам.( Учащиеся без ошибок выполнившие задание  оформляют свернутый алгоритм)

Слайд 10

Отмечают галочкой в листах.

Находят опорные слова по заданию к упражнению. выделяют действия. Двое учеников высоких учебных возможностей  дают образец работы. Далее выполняют в парах так:

 1п –постоянная (3-4 слово с полной записью в тетрадь и с графическим комментированием)

2п –смена: второй ряд меняется внутренними вариантами с 1-м и 3-м рядом (пара получается сильный-слабый)

3п – смена змейкой (на первом варианте первый ребенок переходит на последнюю парту, а остальные двигаются вперед).

(пара сильный –слабай)

 Каждая пара проговаривает свое слово по алгоритму.

Последняя пара возвращается на свои места.

Самостоятельно оценивают работу. Показывают красным сигналам , кто допустил ошибки.

Определяют причины затруднения : не выучил словарные слова,  трудно подобрать проверочное слово, не знает  затруднений.

Работают с инструкцией. Работают в группах малого состава (четверки). Отчитываются о результатах, проверяют результаты с помощью учителя по ключу. Вносят результаты в лист самооценки.

Самостоятельно определяют уровень сложности задания  и берут карточку. выполняют задания

(Приложение 1). Оценивают самостоятельно и вносят результаты в лист самооценки.

Для ребят высоких учебных возможностей всегда есть дополнительное задание. Они могут его выполнить по желанию.

 Через обратные сигналы отвечают на вопрос.

Определяют свои трудности:

Не понял инструкцию, забываю алгоритм, трудно подобрать семейку родственных слов.

Выполняют диктант, проверяют, вносят в листы самопроверки.

Подводят результат, делают вывод. Ставят отметки.

 Если результаты совпали, то самооценка формируется верно, если стрелка вверх – немного занижена, так как сделал лучше, чем планировал, стрелка вниз – немного переоценил свои возможности.

Комментируют результат. (Например: я поставил себе пять, так как выполнил все без ошибок, был консультантом)

Выбирают задания .

Список литературы

  1. Л.Ф Климанова , Т.В. Бабушкина  Русский язык ,  2 класс, ч.1, М.»Просвещение»,2012
  2. Л.Ф Климанова , Т.В. Бабушкина  Русский язык , Рабочая тетрадь,  2 класс, ч.1, М.»Просвещение»,2014
  3. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников , 2 класс, 3 класс, М., Владос, 2001
  4. Нефедова Е.А. , Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку 2 класс, 3 класс, М. ГИППВ «Аквариум», 2000
  5. Л.Ф Климанова , Т.В. Бабушкина  Русский язык ,  Методическое пособие, М.»Просвещение»,2014
  6. Крылова О.Н., Муштавинская  И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения  ФГОС ООО, С-Пб, КАРО, 2013
  7. Пинская  М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания, М. «Просвещение»,  2014

Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС, С-Пб, КАРО, 2013

Лист самооценки  ученика/цы ______________________________________________________________

Этап

Деятельность

Прогноз

Результат

1.Орг.

2.Д\з

Проверка домашнего задания

3.Цель

Понимаю Что мы изучаем на уроке

                  Зачем мне это нужно

                  Как я буду это выполнять

4.П/з

Упражнение 191 (Пары сменного состава)

Упражнение 192 (Работа в группах)

5. Т/п

Карточки

6. Рефл.

Графический диктант

                 Умею  определять слова с непроиз. согл.

                                      Умею действовать по алгоритму

7.Д/з

Выбор  задания

8.Итог

Оценка результатов.   (сравнить прогноз и результат)

Карточки к уроку

З1 Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.

Любящий повелевать, 
приветствие при встрече,

окружающее пространство

 имеющий отношение к звездам,

печальный рассказ, 
З2 Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.

  шумное торжество
хмурые пасмурные  дни, 
яркое светило,
центральный орган кровообращения
Приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.

С1 Устойчивые словосочетания. Вставь пропущенные буквы. Установи соответствие.

У меня на сер..це камень…       переживаю за кого-то, очень больно за кого-то
Сер..це кровью обливается…    плохо, тяжело на душе
С2 Уйти с тяжелым сер..цем…       мне нравится человек, я его люблю
Этот человек мне по сердцу…      уйти сильно расстроенным
С3 Скажу, положа руку на сер..це… искренне, с любовью
Подарил от чистого сер..ца…      честно, искренне, без утайки
 

К1   Грус..ный, радос..ный, несчас..ный,
Опас..ный, прелес…ный, прекрас…ный,
К2Тес..ный, злос..ный, вкус…ный, чудес..ный,
Неизвес…ный, доблес..ный, чес…ный.

С4 Спиши в тетрадь. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово..

Летом наша сем_я совершила интерес_ную поез_ку в горо_

(с,С) евастополь.

К3 Вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово.

Радос_ный – __________________

Свис_нул -____________________

Мес_ность _ __________________

Прелес_ный – _________________

Радос_ный – __________________

З 5 Записать текст, вставив пропущенные слова подходящие по смыслу.

Зимнее ____________ освещает _____________. Деревья стоят в _______________ уборе. В этот морозный день снег сияет цветными ________________ . Метель намела ______________ сугробы.

Слова для справок: со..нце, окрес..ность, праз..ничном, блес..ками, гиган..ские, грус..ными, интерес..ными

С5 Ответить на вопросы, используя опорные слова.

Что освещает зимнее солнце?                                  Окрес..ность
В каком уборе стоят деревья?                                     В праз..ничном
Чем сияет снег в этот морозный день?                     Цветными блес..ками
Какие сугробы намела метель?                                                            Гиган..ские

С6 Из первого столбика подобрать синонимы из второго столбика.Записать, решив языковую задачу.

Огромный
Печальный
Знаменитый
Веселый
Здешний

Мес_ный
Радос_ный
Извес_ный
Грус_ный
Гиган_ский

К3 Выпиши слова с непроизносимым согласным звуком, запиши проверочное, прокомментируй.:

а) гладкий, честно, тетрадка;
б) звездный, радостный, вестник;
в) алмазный, парусный, вкусно;

К4 Выпиши слова, в которых не пишется буква «т», запиши проверочное, прокомментируй.:

а) облас…ной, радос…ный, чес…ный;
б) парус…ный, интерес…ный, небес…ный;
в) ненас…ный,                                   прелес…ный,                         грус…ный;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...