Главные вкладки

    Урок обучения грамоте "Буква З,з"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Кеваева Анна Юрьевна

    Познакомить детей с новыми буквами “З, з” и звуками [з], [з’]. Учить выполнять слого-звуковой анализ слов. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;

    Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них знания и опыт, развивать умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила. Расширять словарный запас детей;

    Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_bukva_z.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

    «Буквы З,з, обозначающие звуки з' и з.

    Чтение слов, текстов с буквами З,з»

    1 класс

    Цели и задачи урока:

    • познакомить детей с новыми буквами “З, з” и звуками [з], [з’]. Учить выполнять слого-звуковой анализ слов. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;
    • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них знания и опыт, развивать умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила. Расширять словарный запас детей;
    • воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    - Прозвенел уже звонок, начинается урок.

    - Все готовы, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

    - Урок литературного чтения.

    • Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, ведь хорошее настроение-залог успеха и удачи в работе на уроке.

    Презентация 1

    2. Актуализация опорных знаний.

    1) Речевая разминка

    - Читаем слоги по 3 раза и говорим к ним рифмы:

    Ра-ра-ра - начинается игра
    Ро-ро-ро – на полу стоит ведро
    Са-са-са – в лесу бегает лиса
    Со-со-со – у Серёжи колесо
    Ри-ри-ри – а на ветках снегири
    Ру-ру-ру – продолжаем мы игру

    презентация 1

    3. Постановка учебной задачи

    Отгадайте загадки:

    Что за зверь лесной,

    Встал, как столбик, под сосной,

    И стоит среди травы,

    Уши больше головы?

    (Заяц)

    Зебра ты сестра лошадки?

    Поиграй-ка с нами в прятки.

    Спрячься где-нибудь, в лозе,

    На картинке с буквой….(З)

    Лежит веревка,

    Шипит плутовка.

    Брать ее опасно — Укусит. Ясно?

    (Змея)

    - Какой  звук вы услышали в начале слова? [з]. [з’].

    - Скажем хором слово “заяц”. Как произносится 1 звук? (Твёрдо)

    - Скажем “зебра”. Как произносится 1 звук? (Мягко).

    - Скажем “змея”. (Звук [з] – согласный, твёрдый, он произносится с препятствиями, воздух проходит между кончиком языка и верхними зубами).

    - Что ещё вы отметите в этом звуке? (Уточнить: какой это звук звонкий или глухой). Этот звук звонкий.

    - Что вы можете сказать об этих звуках? В нашей речи встречаются звуки [з] и [з’] Эти звуки согласные, они произносятся с помощью голоса и шума. Один звук твёрдый, другой мягкий.

    - А какую букву нужно взять, чтобы обозначить на письме звуки [з] и [з’]? (Показать букву З, з) Как она называется?

    4. Формирование новых знаний.

    • Откройте учебник и найдите новую букву на стр. 95. (чтение хором текста по учебнику)

    презентация 2

    Работа в печатной тетради.  Составить схему слова “зебра”, слого-звуковой анализ слова. (1 ученик у доски)

    ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

    Физкультминутка

    • Раз - подняться, подтянуться,
    • Два - согнуться, разогнуться,
    • Три - в ладоши три хлопка,
    • Головою три кивка.
    • На четыре - руки шире,
    • Пять - руками помахать,
    • Шесть - на стульчик сесть опять
    • (соответствующие движения)

     Игра “Услышь звук”.

    • Я говорю слова с новыми звуками, вы, если услышали твёрдый звук – хлопаете, а если мягкий звук – поднимаете руку. (Заяц, звонок, зебра, зуб, зефир, зима, обезьяна, загадка, змея, зоопарк, магазин, зонт, зубр, зяблик)

    Учитель:

    Ровным кругом друг за другом
    Мы идём за шагом шаг,
    Мы идём за шагом шаг,
    Попадаем в зоопарк.
    Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
    Приседай со мной, братишка.
    Руки вверх, вперёд и вниз,
    Улыбайся и садись!

    Презентация 3

    - Ребята, сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в одно интересное место, где мы повстречаем разнообразных животных и расширим свои знания. Готовы к путешествию? (Слайд 1)

    Представьте, что мы поднимаемся по этой лестнице вверх и попадаем в зоопарк. (Слайд 2)

    - А что такое “зоопарк”? (Место содержания, демонстрации, изучения и воспроизводства диких животных по словарю Ожегова)

    - Итак, начнём путешествие.

    - Отгадайте, кого мы встретим первого?

    Что за зверь лесной
    Встал, как столбик, под сосной.
    И стоит среди травы, -
    Уши больше головы? Заяц. (Слайд 3)

    - Где он живёт? В лесу

    - Значит, он какой зверь? Дикий

    Разлинована лошадка,
    Будто школьная тетрадка,
    Разлинована лошадка
    От копыт до головы. Зебра. (Слайд 4)

    - Где живут зебры? В Африке.

    - А как называется место, где они содержатся? Вольер

    Объяснение значения слова по словарю Ожегова. “Вольер – площадка для содержания животных, ограждённая металлической сеткой”.

    - Ребята, в нашей речи слово “зебра” употребляется ещё в одном значении.

    Подумайте, когда ещё мы говорим это слово?

    Зебра – пешеходный переход (знак), обозначенный белыми полосками на проезжей части дороги.(показать знак)

    - Вывод: эти слова многозначные, мы уже с ними знакомились.

    - В лесу и в пустыне, в степи и в болоте,

    В любом тёплом месте нас вы найдёте:

    Длинное тело без ног и без рук,

    Боятся все нас, что укусим мы вдруг. Змеи. (Слайд 5)

    - Ребята, а приносят ли они пользу человеку? (Да, из их яда получают лекарственные препараты, змеи являются санитарами природы – поедают слабых и заболевших животных). Их нужно охранять.

    - А как называется место, где содержат змей? (Террариум)

    Объяснение значения слова по словарю: “Террариум – специальное помещение для содержания некрупных пресмыкающихся и земноводных”.

    • Ребята, в зоопарке живут не только животные в названии которых есть новая буква, но и другие животные.

     Отгадайте загадки: (показ слайдов).

    - Зверь горбатый, а нравлюсь я ребятам. Верблюд. (Слайд 6)

    - Какое слово услышали с новым звуком? (Зверь)

    - Какой звук первый? (З - согл., тв., звонкий)

    - Кто зимой холодной бродит злой, голодный? Волк (Слайд 7)

    - Какие слова? (Зимой, злой)

    - Дрессировщик спозаранку дрессирует… Обезьянку. (Слайд 8)

    - Как вы понимаете слово “спозаранку”? (Очень рано)

    Дети дают характеристику новым звукам.

    5. Закрепление знаний.

    1. Работа по учебнику

    ЧТЕНИЕ ТЕКСТА стр. 95

    ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

    Составление схем слов зима и роза

    7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    - Расскажите всё, что узнали о букве “з”?

    - У кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку.

    - Молодцы, значит, вы хорошо потрудились!

    8. Творческое задание.

    • Дома составьте рассказ о своём любимом животном и нарисуйте зверей, в названии которых слышатся звуки [з] и [з'].


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

    УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

    урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

    Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

    Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

    Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

    Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

    В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

    УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

    Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

    Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....