Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Головинова Татьяна Михайловна

    В статье рассматривается процедура проведения мониторинга по русскому языку в начальной школе.

Ключевые слова: начальное образование, мониторинг, система оценки и способы контроля

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процедура   мониторинга и способы оценки на уроках русского языка

В.В.Стефаненко, Т.М.Головинова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Лесосибирска»

 

    В статье рассматривается процедура проведения мониторинга по русскому языку в начальной школе. 

Ключевые слова: начальное образование, мониторинг, система оценки и способы контроля

     

The procedure for monitoring the Russian language in primary school is considered in the article.

Key words: primary education, monitoring, evaluation system and methods of control.

           Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения» 

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам.

 Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе проведения мониторингов.

 Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив процессе обучения младших школьников.

         В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Для своей работы мы выбрали следующее: Мониторинг - это постоянное наблюдение, за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. 

Педагогические функции мониторинга состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учениками знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Цель мониторинга:

-  проанализировать и оценить результативность обучения;

- оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных образовательных стандартов;

- проанализировать успешность обучения детей;

-  опыт, избежать в будущем ошибок.    

Задачи проведения мониторинга:

        - определение достижений учащихся по темам ;

        - реализация индивидуальных возможностей учащихся;

        - отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий  на всех этапах:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • самооценка;
  • наблюдение;
  • контроль ЗУН учащихся;
  • накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.

Мониторинг означает:

1) выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала,

2) выявление успехов в учении,

3) Выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

            Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы,   намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся.

        Мало выявить проблемы в знаниях, нужно умело строить коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся, используя тесты, анкеты при выявлении индивидуальных особенностей детей.

Опыт собирался по крупицам в течение многих лет, много прочитано литературы, рекомендаций и, наконец, выбрана, как нам кажется, оптимальная система мониторинга обученности учащихся.

При проведении мониторинга учитываем:

  1. Учебные возможности младших школьников;
  2. Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
  3. Коррекционную работу, включающую работу над ошибками, алгоритм списывания, алгоритм проверки орфограмм в разных частях слова, упражнения по развитию орфографической зоркости.

                Мониторинг ЗУН на уроках русского языка  

         

      Педагогический мониторинг – это поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.

    Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя:

  • способствует выявлению «западающих» тем;
  • выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
  • повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
  • повышает само качество обученности учащихся.

     Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область.

      В данном случае – это русский язык. Одно из самых необходимых

условий и оснований мониторинга - это норма,  поскольку именно с ней

сравниваются фактические результаты.

    Вторая особенность  - инструментарий. Письменная работа один из способов

 измерения обученности по русскому языку.

       Система контроля и оценки ставит задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

       Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельности учащихся в целом.

       При проведении педагогического отслеживания письменных работ  необходимо соблюдать характерные для любого мониторинга моменты:

системность, сравнимость и объективность.

       Первое, что мы делаем – определяем периодичность проведения мониторинга.  Конечно,  главными  были  вводные  контрольные  работы  в

сентябре, промежуточные – в декабре и итоговые – в мае ( если говорить о 3

классе). Но нас, учителей, интересовали все контрольные работы: списывания,

диктанты, тесты,  запланированные в практической части программы. Тексты проверочных и срезовых работ составляли сами и брали  из методических разработок по предмету. Обращали внимание на дифференцированный подход и индивидуализацию. Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником составляем « копилку» его ошибок. Ежемесячное отслеживание дает возможность судить о результативности работы по формированию орфографического навыка. Изменение графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает

совместно наметить план коррекции. Каждый ученик видит уменьшение

орфографических ошибок,  сравнивает с предыдущими результатами. Все это

активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения. 

      Таким образом, мониторинг отслеживания орфографической грамотности

позволяет:

  •   Получать объективную и достоверную информацию о состоянии        грамотности          
  • Большая возможность для коррекции ЗУН для учащихся.
  • Возможность прогнозировать успешность обучения.

         Для решения большинства проблем, возникающих на уроке русского языка в настоящее время, предлагается использовать метод тестирования, который, по нашему мнению, позволяет сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий.

         Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:

  • повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
  • осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
  • осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения

           На наш взгляд, можно дать следующее определение: тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.

Тестовое задание – это диагностическое задание в виде  вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.

           В этом учебном году мы решили провести экспериментальное исследование уровня обученности учеников четвёртых классов с использованием мониторинга. Мы использовали следующие виды мониторинга:

1. Диктант.

2. Тестирование.

3. Тренинговые разрезные карточки.

Каждый вид мониторинга использовался 3 раза. То есть было проведено 3 диктанта, 3 тестирования, 3 тренинга по карточкам.

Полученные результаты мы отражали в таблицах.  Готовясь к урокам, постоянно обращаемся к результатам мониторинга.  Корректировка знаний должна проводиться ежедневно в течение года.

        Следует отметить, что у детей возник дополнительный интерес к урокам русского языка. Регулярное использование различных видов мониторинга вызвало у детей чувство ответственности при подготовке к уроку. Они стали более тщательно готовить домашнее задание, больше проявлять активность на уроке, повысилось внимание.

        

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование различных приемов мониторинга будет способствовать построению эффективного педагогического процесса и повышению уровня обученности учащихся четвертых классов.

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса.

Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.

Внедрение мониторинга служит благоприятной цели: созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо:  создать комфортные условия каждому ученику!  

                                   Список литературы

  1. Абрамова М. Н. Организация работы заместителя директора начальных классов. – М., 2012.
  2. Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах. - М., 2011.
  3. Казанская В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. – Санкт-Петербург, 2004.
  4. Калинина Н. В. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе // Завуч начальной школ. – 2003.-№5.
  5. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003.-№6.
  6. Корнева О. А. Педагогический мониторинг // Завуч. – 1998.-№6.
  7. Ромадина Л. П. Справочник завуча. - М., 2013.
  8. Ушакова Н. В. Развитие навыков учебной деятельности дошкольников/ Завуч начальной школ. – 2004.-№5.
  9. Фральцова Т. А., Вертохвостова Г. А. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении. – Кемерово, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова".

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова"....

Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.

Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...

Формирование регулятивных УУД контроля, коррекции и оценки на уроках русского языка по УМК "Школа XXI века"

В рамках аттестации представлена  система  работы по формированию регулятивных учебных действий контроля (самоконтроля), коррекции и оценки (самооценки) посредством уроков русского языка УМК...

Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка

         Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей реш...

Исследовательская работа «Приёмы мониторинга степени обученности учащихся на уроках русского языка во 2 классе».

ВВЕДЕНИЕВажным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту инф...

Урок русского языка 1 класс Тема урока: Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости в конце слова.

Тип урока: открытие новых знаний (продолжение).Цель урока: овладение  алгоритмом проверки парной согласной глухости - звонкости на конце слова.Задачи:- развивать умение распознавать в слове парны...