Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка
статья по русскому языку (4 класс) на тему

           Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения» 

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам.

         Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе проведения мониторингов.

        Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив процессе обучения младших школьников.

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса.

Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.

Внедрение мониторинга служит благоприятной цели: созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо:  создать комфортные условия каждому ученику!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка            

                                          ВВЕДЕНИЕ          

           Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения» 

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам.

         Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе проведения мониторингов.

        Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив процессе обучения младших школьников.

                 В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Для своей работы мы выбрали следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. 

Педагогические функции мониторинга состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учениками знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Мониторинг выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности учащихся за выполняемую работу,  приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Цель мониторинга:

  • проанализировать и оценить результативность обучения;
  • оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
  • проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей нашего контингента;
  • обобщить опыт, избежать в будущем ошибок

Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий  на всех этапах:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • самооценка;
  • наблюдение;
  • контроль ЗУН учащихся;
  • накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.

Мониторинг означает:

1) выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала,

2) выявление успехов в учении,

3) Выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

      Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы, намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся.

Мало выявить проблемы в знаниях, нужно умело строить коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся, используя тесты, анкеты при выявлении индивидуальных особенностей детей.

Опыт собирался по крупицам в течение многих лет, много прочитано литературы, рекомендаций и, наконец, выбрана, как нам кажется, оптимальная система мониторинга ЗУН учащихся.

При проведении мониторинга учитываем:

  1. Учебные возможности младших школьников;
  2. Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
  3. Коррекционную работу, включающую работу над ошибками, алгоритм списывания, алгоритм проверки орфограмм в разных частях слова, упражнения по развитию орфографической зоркости.

               Мониторинг ЗУН на уроках русского языка            Педагогический мониторинг – это поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.

         Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя:

  • способствует выявлению «западающих» тем;
  • выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
  • заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;
  • повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
  • повышает само качество ЗУН учащихся.

Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область.

            В данном случае – это русский язык. Одно из самых необходимых

условий и оснований мониторинга - это норма,  поскольку именно с

ней сравниваю фактические результаты.

        Вторая особенность  - инструментарий. Письменная работа один

 из способов измерения обученности по русскому языку.

       При проведении педагогического отслеживания письменных работ

 необходимо соблюдать характерные для любого мониторинга

моменты: системность, сравнимость и объективность.

          Первое, что мы делаем – определяем периодичность проведения

мониторинга. Конечно, главными  были  вводные контрольные работы в

сентябре, промежуточные – в декабре и итоговые – в мае ( если говорить о 3

классе). Но нас, учителей, интересовали все контрольные работы:

списывания,  диктанты, тесты,  запланированные в практической части

программы. Тексты проверочных и срезовых работ составляли сами и брали

 из методических разработок по предмету. Обращали внимание на

дифференцированный подход и индивидуализацию.

        Для составления индивидуального плана работы с

конкретным учеником составляем « копилку» его ошибок.

 Ежемесячное отслеживание дает

возможность судить о результативности работы по формированию

орфографического навыка. Изменение графика в ту или иную сторону,

 вооружает наглядным материалом для работы с родителями,

помогает совместно наметить план коррекции.

        Каждый ученик видит уменьшение орфографических ошибок,

 сравнивает с предыдущими результатами. Все это активизирует

ребят, создает положительную мотивацию обучения. 

         Определив  уровень усвоения орфограмм каждого ученика,

Класс делится  на условные  группы, использую групповой график 

отслеживания орфографического навыка.

       Например, учащиеся, объединенные в группу, которая

получает задание вставить пропущенные буквы, в скобках написать

проверочное слово, подчеркнуть непроизносимые  согласные (влас.

ный, доблес. ный, ярос. ный) власть, доблесть, ярость.

      В это время, вторая группа,  допустившая ошибки в  написании

парных согласных звуков в середине слова,  подбирают однокоренные

существительные в единственном числе с суффиксом –ок.

Пирожки, порошки, сапожки, глазки, дубки, зубки, ножки, снежки.

    Отслеживание усвоения орфографических навыков класса  в целом.

Общий график по усвоению орфограммы дает информацию о степени

достижения класса по каждой изучаемой теме, о конкретных

трудностях каждого ученика.

       По результатам мониторинга делю на условные группы:

  • Высокий
  • Средний
  • Низкий

На основании данных об ученике контрольная работа строится на

подборе конкретных заданий для каждого ученика, исходя из типа

ошибок. Прогнозируются ожидаемые временные затраты ученика на

каждую структурную единицу.

Таким образом, мониторинг отслеживания орфографической

грамотности позволяет:

  • Получение объективной и достоверной информации о состоянии грамотности учащихся.
  • Большая возможность для коррекции ЗУН для учащихся.
  • Возможность прогнозировать успешность обучения.

         Для решения большинства проблем, возникающих на уроке русского языка в настоящее время, предлагается использовать метод тестирования, который, по нашему мнению, позволяет сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий.

         Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:

  • повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
  • осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
  • осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения

           На наш взгляд, можно дать следующее определение: тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.

Тестовое задание – это диагностическое задание в виде  вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.

           В этом учебном году мы решили провести экспериментальное исследование уровня обученности учеников 4 класса с использованием мониторинга по следующей схеме. В эксперименте участвовали ученики 4а и 4б классов. Мы использовали следующие виды мониторинга:

1. Диктант.

2. Тестирование.

3. Тренинговые разрезные карточки.

Каждый вид мониторинга использовался 3 раза. То есть было проведено 3 диктанта, 3 тестирования, 3 тренинга по карточкам.

Полученные результаты мы отразили в таблицах. В колонках выставлены средние оценки за каждый вид деятельности.

Проведение диктанта показало следующие результаты обученности детей

(Таблица 1)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Диктант 1

Диктант 2

Диктант 3

Итог

1

Кирилл Б.

4

5

4

4

2

Соня Б.

5

4

5

5

3

Кристина Б.

4

5

4

4

4

Алена Б.

5

4

5

5

5

Юля Д.

4

3

4

4

6

Уля Ж.

5

4

5

5

7

Даша З.

4

4

4

4

8

Саша И.

3

3

3

3

9

Ваня К

4

3

4

4

10

Николь К.

4

4

4

4

11

Кристина К.

3

4

3

3

12

Алина К.

3

5

4

4

13

Дима К.

4

4

4

4

14

Федор К.

4

3

3

3

3 ребенка показали средний результат «3», 17 человек – показали средний результат «4», 6  человек показали средний результат «5».

Проведение тестирования показало следующие результаты обученности детей (Таблица 2)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Тестирование  1

Тестирование  2

Тестирование  3

Итог

1

Максим А.

4

5

5

5

2

Алина А.

5

4

5

5

3

Олег Г.

4

5

4

4

4

Василина Г.

5

4

5

5

5

Даша Г.

4

3

4

4

6

Лиля Д.

5

4

5

5

7

Оля Д.

4

3

3

3

8

Сергей Д.

3

3

3

3

4 ребенка показали средний результат «3», 17 человек – показали средний результат «4»,7  человек показали средний результат «5».

После работы с тренинговыми разрезными карточками, было выявлено следующее: (Таблица 3)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Разрезные карточки вариант 1

Разрезные карточки вариант 2

Разрезные карточки вариант 3

Итог

1

Максим А.

4

5

5

5

2

Алина А.

5

4

5

5

3

Олег Г.

4

5

4

4

4

Василина Г.

5

4

5

5

5

Даша Г.

4

3

4

4

6

Лиля Д.

5

4

5

5

7

Оля Д.

4

3

3

3

8

Сергей Д.

3

3

3

3

4 ребенка показали средний результат «3», 16 человек – показали средний результат «4»,8  человек показали средний результат «

          Для себя мы сделали вывод, что нужна коррекционная работа. 

Готовясь к урокам, постоянно обращаюсь к результатам мониторинга. Составляются карточки для детей, которые допустили ошибки в последней работе, планирую с кем буду работать у доски. Корректировка знаний проводится ежедневно в течение года.

 Перед диктантом, изложением, сочинением следует выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая. Дети читают их хором, индивидуально, орфографически, орфоэпические, объясняют написание орфограмм, составляют предложения. Это дает возможность предупредить ошибки.

После проведения диктанта учитель выписывает в отдельную тетрадь все слова, в которых ученики допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором. А затем учитель составляет из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. Диктанты проверяют, а ошибки, т.е. слова с ошибками опять выписывают на доску. Дети анализируют их устно, затем дается диктант из этих слов, и так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.

    Диктант с постукиванием, (но не контрольный).

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-нибудь орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограммы.

Диктант с обоснованием.

Учитель диктует слова, например, с безударными гласными, проверяемыми ударением. Ученик должен сначала записать проверочное слово, а потом то, что диктует учитель.

Диктант «Найди слово».

Учитель диктует несколько предложений и дает задание – подчеркнуть те слова, написание которых можно проверить. Все эти диктанты должны быть небольшими по объему 2-3 предложения.

Нельзя забывать о повторении трудных тем на уроках. На каждом уроке отводится 5 минут на повторение. Причем на неделе повторяется только одна тема.

       В связи с тем, что работа велась нами совсем непродолжительное время, изменения детей в положительную сторону незначительные. Однако следует отметить, что у детей возник дополнительный интерес к урокам русского языка. Регулярное использование различных видов мониторинга вызвало у детей чувство ответственности при подготовке к уроку. Они стали более тщательно готовить домашнее задание, больше проявлять активность на уроке, повысилось внимание.

                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование различных приемов мониторинга будет способствовать построению эффективного педагогического процесса и повышению уровня обученности учащихся 4 класса.

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса.

Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.

Внедрение мониторинга служит благоприятной цели: созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо:  создать комфортные условия каждому ученику!


                                              ЛИТЕРАТУРА

  1. Шишов С.Е., Кальней В.А. «Мониторинг качества обучения в школе», М., «Рос.пед.агенство», 1992.
  2. Егорова Л., Калинина Н. «Мониторинг учебных возможностей младших школьников», «Народное образование» № 9, 2000.
  3. Селевко Г.К. «Что такое технология саморазвития школьников?», «Народное образование» № 9, 2000.
  4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М., «Народное образование», 1998.
  5. Лазарева А.А. «Психофизические аспекты успешного изучения учащихся школы первой ступени образования», «Завуч», № 6, 2001.
  6. Конаржевский Ю.А. «Технологии педагогического анализа учебно-воспитательного процесса», часть II, М., «Пед.поиск», 1997.
  7. Глассер У.М. «Школы без неудачников», М., «Прогресс», 1991.
  8. Амонашвили Ш.А. «Размышление о гуманной педагогике», М., 1996.
  9. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни», «Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики», М., 1998.
  10. Антипова В.М. «Система внутри школьного мониторинга», «Ростов-Дон», 1996.
  11. Андреева В.А., Челышев И.А., Сучкова Т.Л. «Мониторинговые исследования – одно из основных направлений в работе администрации школы», «Завуч» № 5, 2001.
  12. Емельянова Т.Т. «Мониторинг качества обучения и воспитания учащихся начальной школы», «Завуч» № 1, 2003.
  13. Ширяев В. «Многофункциональная карта мониторинга», «Директор школы» № 9, 2002.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова".

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова"....

Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.

Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...

Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка.

  В статье рассматривается процедура проведения мониторинга по русскому языку в начальной школе.Ключевые слова: начальное образование, мониторинг, система оценки и способы контроля  ...

Формирование регулятивных УУД контроля, коррекции и оценки на уроках русского языка по УМК "Школа XXI века"

В рамках аттестации представлена  система  работы по формированию регулятивных учебных действий контроля (самоконтроля), коррекции и оценки (самооценки) посредством уроков русского языка УМК...

Исследовательская работа «Приёмы мониторинга степени обученности учащихся на уроках русского языка во 2 классе».

ВВЕДЕНИЕВажным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту инф...

Урок русского языка 1 класс Тема урока: Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости в конце слова.

Тип урока: открытие новых знаний (продолжение).Цель урока: овладение  алгоритмом проверки парной согласной глухости - звонкости на конце слова.Задачи:- развивать умение распознавать в слове парны...