Урок "Буквы ы, и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сударкина Татьяна Васильевна

На данном уроке обучающиеся должны самостоятельно обобщить знания об орфограмме сильной позиции, связанной с обозначением фонем «Буквы Ы, И после Ц», зафиксировать  на схеме место изучаемой орфограммы и замоделировать правило, регулирующее её написание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yaz.docx43.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОРФОГРАММА «И, Ы ПОСЛЕ Ц»

УМК «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»

На данном уроке обучающиеся должны самостоятельно обобщить знания об орфограмме сильной позиции, связанной с обозначением фонем «Буквы Ы, И после Ц», зафиксировать  на схеме место изучаемой орфограммы и замоделировать правило, регулирующее её написание.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап урока. Организационный момент.

Обобщение изученного.

 (5 мин)

        Учитель просит записать в тетрадях  и объяснить схему типологии орфограмм по отношению к обозначению фонем (типы орфограмм). Один ученик работает у доски.

      Запись схемы располагается на левом поле доски. Таким образом, наглядно фиксируются знания учащихся по предмету на данный момент.

       -Схема показывает два типа орфограмм. Орфограммы, связанные с обозначением фонем, обозначены на схеме буквой А. Орфограммы, не связанные с фонемным написанием, обозначены на схеме буквой Б.  Есть несколько видов  орфограммам, не связанных с обозначением фонем: Б1 – заглавная буква, Б2 – пробел между словами, Б3 – знак переноса слов, Б4 – знаки препинания. Орфограммы, связанные с написанием фонем (А), бывают в сильной позиции  и слабой. К орфограммам сильной позиции относятся орфограммы:

1.Буквы А, И, Е, У после шипящих

2.Буквы О, Ё после шипящих.

3.Буквы И, Ы после Ц.

4.Буква Ь после шипящих.

5.Разделительные Ь и Ъ.

6.Удвоенная согласная.

7.Буква Г в окончании –ого(-его).

     -Чем отличается орфограмма сильной позиции от орфограммы слабой позиции?

  -Орфограммы сильных позиций, так же как и орфограммы, не связанные с обозначением фонем, пишутся по специальному правилу.  Орфограммы слабых позиций требуют проверки по закону письма.

(Приложение1) Слайд №2.  Схема типологии орфограмм по отношению к обозначению фонем (типы орфограмм)

    -Давайте проверим ваш ответ с помощью схемы в презентации.

     Оценивают по образцу правильность и полноту ответа одноклассника у доски и оценивают свою работу в тетради на оценочной линеечке «Схема».

2 этап. Создание ситуации успеха. (4 мин)

   - Дома вы должны были приготовить карточки для одноклассника с целью проверки знаний орфограммы? Какой?

   - «Непроизносимый согласный»

     -Поменяйтесь карточками с соседом и выполните задания.

Время для выполнения 2 минуты.

   

  Самостоятельно выполняют задание.

    -Проверьте работу одноклассника и оцените на оценочной линеечке.

    Проверяют, оценивают.

    -Верните карточку соседу.

Посмотрите на свой результат. Кто доволен результатом своей работы?

   Самооценка.

3 этап. Целеполагание (3 мин)

   -О какой орфограмме мы будем говорить сегодня, вы узнаете, прочитав текст  из упр. 308.

Читают:

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал

Где пишут И, где Ы?

    - Так о какой орфограмме мы будем говорить?

    Выделяет или вписывает орфограмму в схеме «Типы орфограмм».

  - «Буквы И, Ы после Ц»

   -Это какой тип орфограмм?

    - Орфограмма, связанная с написанием фонем, сильной позиции.

   - Вы знакомы с этой орфограммой?

   - Да.

   - Если с этой орфограммой вы уже знакомы, какие новые задачи мы будем решать на уроке?

    Фиксирует задачи схематично на доске рядом со схемой орфограмм.

   - Повторить правило.     Упражняться в его применении.

Расширить границы знаний.

4 этап. Моделирование открытого способа (20 мин)

   -Итак, приступаем к решению первой задачи: повторить правило. Запишите модель этой орфограммы самостоятельно. Среди вас есть, кто сомневается в знании орфограммы? Вам я могу предложить подсказку в виде задания на компьютере.

  Один ученик записывает модель на центральном поле доски, остальные записывают в тетрадях.

  Ученики, которые выразили сомнение, выполняют задание на компьютере (ЦОР №493)

    Организация проверки работы.

Возможный вариант модели:

    -Буква Ы после Ц пишется в конце слова , а также в корнях русских слов: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц. Во всех остальных случаях пишется буква И.

     Для проверки прочитайте статью учебника на с. 158.

   

    Самостоятельно знакомятся с материалом учебника.

      - Что в этой статье для вас было новым?

      - О чём рассказывает написание слов с такой орфограммой?

    Выслушиваются ответы детей.

   - Есть всего несколько слов, в корнях которых после Ц пишется буква Ы: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц. Всё это старинные русские слова. А в старину после твёрдого [ц] принято было писать Ы. А буква И после Ц в корне – верная примета того, что этот корень – иностранец.

     -А почему же в окончаниях слов после Ц вместо И всегда пишется Ы?

     -В отличие от корней окончания из языка в язык не кочуют. Поэтому в окончаниях, как и в корнях русских слов, после Ц по традиции пишется буква Ы.

     - По какому признаку легко узнать слова с буквой И после Ц?

 

    - Это слова, которые заканчиваются на –ция. Например, поли-ция, стан-ция.

    -Информация, с которой вы сейчас познакомились, расширила границы ваших знаний об этой орфограмме?

   

  -Да.

   - Модель, которую мы записали, соответствует этой информации в полной мере?

  - Нет.

   - В связи с этим, какую новую задачу нужно решить?  

  - Внести дополнения в модель.

    - Выполнять эту задачу будем в группах. На столах у вас лежат листочки с дополнительной информацией справочника. (Приложение 2)Вы можете ею воспользоваться.

   Моделируют орфограмму.

     Организация проверки моделей орфограммы.

   Листочки с моделями орфограммы вывешивается на правом поле доски.

    Дети формулируют правило проверки орфограммы, вносят, при необходимости, изменения в модель. Оценивают свою работу.

Физкультминутка (2 мин)

4 этап. Анализ условий и решение частной задачи (9 мин)

    -Теперь самое время применить правило на практике.

Запишите слова упр. 308, заполняя пропуски.

   Выполняют задание.

- В каких словах стихотворения вы можете уверенно объяснить написание буквы по модели, а  в каких словах вам потребуется словарь? Почему?

- Цыплёнок (слово-исключение), в цирке (в корне), на мотоцикле (в корне), цифр (в корне), огурцы (окончание).

  -В словах на цимбалах, из цилиндра гласный звук находится в слабой позиции, поэтому требует проверки по словарю.

Слайды 3-4. Словарная работа (Приложение 1)

   А что такое цимбалы? цилиндр?

   Выслушиваются ответы детей.

Ознакомьтесь с толкованием значений этих слов. Выберите нужную картинку, изображающую цимбал и цилиндр.

Читают толкование слов на слайде презентации, выбирают нужное изображение, руководствуясь прочитанным текстом.

  - Как мы называем орфограммы в словах цимбалы, цилиндр?

   - Двойные.

   - Если сочетание [цы] находится в слабой позиции, какой алгоритм проверки примените?

   - Сначала нужно определить, в какой части слова находится орфограмма. Если суффикс или окончание, пишем Ы. Если корень подбираем проверку по закону письма. Если проверка не подбирается, нужно справиться в словаре.

   - Можно ли утверждать, что сочетание [цы] на письме обозначается только двумя способами – цы или –ци?

    Выслушиваются ответы учащихся.

   Что важно помнить при применении алгоритма проверки орфограммы «Буква Ы, И после Ц» ?

   - Эта орфограмма сильной позиции и применять её можно, для обозначения  фонемы <Ы>, а не <Э>.

5 этап. Итоговая рефлексия (1 мин)

   - Кто хочет задать итоговые вопросы?

  Выходит ученик и задаёт классу вопросы:

   - Какие задачи мы ставили сегодня на уроке?

   -   Что мы узнали нового?

   - Что осталось ещё не решённым? Что мы будем делать завтра?

6 этап. Домашнее задание (1 мин)

   - Какое домашнее задание вы могли бы предложить сегодня? Какую цель вы перед собой ставите, предлагая такую форму задания для самостоятельной работы дома?

  Возможные варианты:

  1. упр. 309 (в нём отрабатывается изученная орфограмма)
  2. составить карточку со словами и словосочетаниями с изученной на уроке орфограммой
  3. придумать кроссворд со словами с сочетанием [цы]
  4. написать текст с ошибками на изученную орфограмму для развития орфографической зоркости.

Информационные ресурсы:

http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/70e066a7-445b-478b-ae2b-7bcfe575251f/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Адаптация младших школьников к школьной жизни после каникул

В школьной жизни ребенка есть периоды, в которых учиться сложнее: ребенок быстрее утомляется, у него снижается работоспособность. Первая неделя после зимних каникул и середина 3 четверти - именно таки...

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...

Обобщение знаний. Правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц.

Урок посвящен повторению орфограмм на правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц. Урок сопровождается презентацией и допол.материалом...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...