Конспект урока и презентация Понятие об удвоенных согласных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Лычагина Екатерина Андреевна

Конспект урока и презентация Понятие об удвоенных согласных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_ob_udvoennyh_soglasnyh.docx763.92 КБ
Файл ponyatie_ob_udvoennyh_soglasnyh.pptx908.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие об удвоенных буквах согласных

Цель:

 – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на уроке русского языка присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями. А теперь улыбнемся и пожелаем удачи друг другу. Желая удачи друг другу, мы желаем и себе того же.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке;

Ручка, книжка и тетрадка? (Слайд 1)

Все ли правильно сидят?

Приветствуют учителя и гостей. Желают удачи друг другу.

Проверяют свою готовность к уроку.

Минутка чистописания

Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

Физминутка.

Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

Физминутка

Развитие умений – применение знания.

-Посмотрите на доску, прочитайте. (Слайд 2)

Не пером пишут, а умом.

- Что это? Сегодня на уроке мы должны писать как?

-Ребята, с чего мы начинаем урок?

-Открываем тетради, записываем число и классная работа.

нн, кк, лл, сс, жж, мм, пп, рр

-Что заметили  необычного?

-А как можно их по-другому назвать. Какие они?

-Как вы думаете это новый для нас материал?

- Вы знакомы с этой орфограммой?

-Какой возникает вопрос?

- Можем ли мы проверить эту орфограмму?

Удвоенные буквы согласных в корне слова.

(Слайд 3)

нельзя ? можно

Упражнение № 57. Прочитайте слова.

- Проверить эти слова. (Слайд 4)

Массаж, касса, аллея, сумма, ссора, дрожжи, ванна, Анна, Инна, Жанна, Алла, Кирилл, Филипп, Римма.

- Какой можно сделать вывод?

- Если эти слова нельзя проверить, то, что нужно сделать?

Правильно, если проверочное слово не возможно, значит, слова об удвоенных согласных нужно запомнить.

Тогда где их нужно искать?

-Запишите эти слова. Подчеркните орфограмму.

 

-Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

Сожмите руки в замочек. Покрутите влево, вправо. Сделайте волны. Поднимите руки, сожмите пальцы в кулак, разожмите и так 10 раз. Опустите руки, потрясите кистями рук как - будто вы стряхиваете капельки россы.

- Все ли мы узнали про эту орфограмму?

- А что мы еще не знаем?

- Можете узнать, в какой части слова находится  орфограмма? (Слайд 6)

?

- Отгадайте загадку. (Слайд 7)

Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный...

- В какой части слова находится удвоенная буква согласного?

Чтобы убедиться, что удвоенная согласная пишется в корне, что нам нужно сделать?

- Подбираем однокоренные слова.  (Слайд 8)

- Выделите корень, в какой части находится удвоенная согласная?

Упражнение № 58

- Понаблюдайте над другими словами самостоятельно, в парах.

- Какой вы можете сделать вывод?

Ребята, но не всегда в русском языке происходит то, о чем мы сейчас говорили, ведь удвоенный согласный есть не только в корне слова, это не всегда так, посмотрите: (Слайд 9)

Длина, длинный,

Рассказ, сказка.

-Корни одинаковые, но в слове длинный, где находится удвоенный согласный?

- А в слове рассказ?

- Поэтому мы сегодня, с вами говорим только о каких словах? Где находится удвоенная согласная?

Ещё раз проговорим, что в однокоренных словах удвоенная согласная в корне сохраняется.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

- Все ли мы узнали про удвоенную согласную?

- Как перенести слова с удвоенной согласной? Ваши варианты. (Слайд 11)

с-сора ? ссо-ра

- Где мы можем сверить?

- Прочитайте правило стр.58. (Слайд 12)

- Выделите в нем самое главное.

- А сейчас мы проверим ваши знания.

- Если слово можно перенести ставим знак +

- Если слово нельзя перенести ставим знак –

Ванна, грамм, грипп, класса, кросс, сумма, тонна, масса.

Сверим с доской. (Слайд 13)

+,-, -, +,-, +, +,+.

- Молодцы!

-Вставьте пропущенные слова и спишите текст. (Слайд 14)

В нашем … все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает … марок. Алла любит разгадывать ….Инна играет в настольный ….

А Вова увлекается булочками и твороженной … с изюмом.

Слова для справки: теннис, кроссворды, масса, классе, коллекцию.

- Спишите текст, вставляя пропущенные слова.

Проверка. (Слайд 15)

- Ответьте на вопрос, все ли мы узнали про удвоенную согласную в корне? (Слайд 16)

- Молодцы!

- Пословица. Писать будем с умом.

-С минутки чистописания.

-Одинаковые согласные.

- удвоенные.

- Да

- Нет

(Ответы детей)

- Эти слова нельзя проверить.

- Запомнить.

В словаре.

Записывают слова.

Анна, Инна, Жанна, Алла, Кирилл, Филипп, Римма.

- Это имена, а имена пишутся с большой буквы.

- Нет.

(Предположение детей)

(класс)

В корне.

Подобрать однокоренные слова.

-В корне.

Работа в парах.

-Удвоенная согласная пишется во всех корнях однокоренных слов.

- за корнем.

- Перед корнем

В корне.

Предположения детей.

- Можно сверить с правилом.

Итог.

Домаш. Задан.

- С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Что нового мы узнали?

- Как можно кратко записать то что мы выучили?

- А знала ли про это девочка Алла?

Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной ("Весёлая грамматика", стр.119). (Читает подготовленный уч-ся.) 
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе. 
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку". 
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали: 
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени. 
И Алла разучилась писать своё имя... 
А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала. 
Почему ты плачешь? - спросила учительница. 
- Я не знаю, как пишется моё имя. 
Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала: 
- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!

Попутешествуйте по урокам литературы, физкультуры, математики, музыки и найдите слова с удвоенными согласными в корне слова.

- с удвоенной согласной в корне.

- Что согласную нельзя проверить

- Что согласная пишется пока только в корне

 Как переносится  удвоенный согласный.

- Записать схему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие об удвоенных буквах согласных

Слайд 3

Не пером пишут, а умом .

Слайд 4

Удвоенные буквы согласных в корне слова. нельзя ? можно

Слайд 5

Массаж, касса, аллея, сумма, ссора, дрожжи, ванна, Анна, Инна, Жанна, Алла, Кирилл, Филипп, Римма.

Слайд 6

Физминутка

Слайд 7

?

Слайд 8

Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный...

Слайд 9

Класс, Классный

Слайд 10

Длина, длинный, Рассказ, сказка.

Слайд 11

Физминутка

Слайд 12

? С-сора Ссо-ра

Слайд 14

+,-, -, +,-, +,+,+.

Слайд 15

В нашем … все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает … марок. Алла любит разгадывать ….Инна играет в настольный …. А Вова увлекается булочками и творожной … с изюмом. Слова для справки: теннис, кроссворды, масса, классе, коллекцию.

Слайд 16

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок . Алла любит разгадывать кроссворды . Инна играет в настольный теннис . А Вова увлекается булочками и творожной массой с изюмом.

Слайд 17

Удвоенные буквы согласных в корне слова. ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему "Удвоенные согласные"

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе....

Конспект урока русского языка "Понятие об удвоенных буквах согласных" 3 класс

Урок русского языка.Класс: 3Учебник (УМК): «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.Тема: Понятие об удвоенных буквах согласныхЦель:  – развитие умений...

Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Планируемые результаты:Предметные:знать правило написания удвоенных согласных в слов...

Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными"

Цели:Образовательная:- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;Развивающая:- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной ре...

Конспект урока на тему "Слова с удвоенными согласными"

Цель: формировать представление учащихся о удвоенных согласных...

Конспект урока по теме "Слова с удвоенными согласными", система Л.В.Занкова, 3 класс

Цель: способствовать формированию навыков правописания слов с двойными согласными....