звуки и буквы
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Дьяченко Лариса Виталиевна

Урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы».  Цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Дьяченко Л.В.

УМК «Перспектива»

Класс 1

Тема: Звуки [л], [л’]. Буква Л, л.

Цели урока: познакомить учащихся со звуками [л], [л'] и буквами Л, л.

Задачи

•   Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости.

•      Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа.

•      Развивать мышление, речь.

•      Обогащать словарный запас учащихся.

Формируемые УУД:

предметные: распознавать звуки [л], [л'] и соответствующую букву; правильно писать букву Л, л; выполнять звуко-буквенный анализ; читать слоги с буквой м, короткие слова.

Метапредметные:

Познавательные: определять последовательность действий при написании букв; ориентироваться на строке  при написании букв; анализировать графические элементы букв согласных звуков; под руководством учителя давать характеристики изучаемым буквам   на основе их анализа.

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на предложенный алгоритм; выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях; принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач

Личностные: проявлять  уважение  к  чужому  мнению, соблюдать  правила общения

Оборудование:

•      презентация к уроку,

•      карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Орг.момент.

Ребята, чтобы нам продуктивно поработать , давайте вспомним правила поведения на уроке.

Я начну стихотворение, а вы его продолжите:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и (внимательным)

Всё пиши не отставая,

Слушай (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы всё было (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку (поднимать)

Если друг стал отвечать
не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно (руку).

Артикуляционная гимнастика.(цель: развитие речевого аппарата)

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.

ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.

ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.

Актуализация знаний (цель: вспомнить написание буквы с, закрепить знания)

Давайте вспомним какой звук и мы изучили на прошлом уроке, дадим ему характеристику, какой буквой она обозначается на письме. Для этого мы воспользуемся карточкой, на которой надо найти все буквы с.

Постановка цели и задач урока:

Ребята, давайте определим тему нашего урока, а для этого вам необходимо поиграть в слова, я произношу первый слог, а вы продолжаете слово:

Ла..,лу..,ли..,ло.., ля.

С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [л], [л'].

Какова тема урока. Звуки [л], [л’]. Буква Л, л.

Какая цель нашего урока познакомиться со звуками [л], [л'] и буквой, которой они обозначаются на письме.

Задачи

 1) дадим ей характеристику звуку

2) научимся писать букву л

3) читать слоги и короткие слова с буквой эль

Физ.минутка.

Открытие нового знания.

Приступим к выполнению первой задачи. Озвучьте её. (дать ей характеристику звуку)

Для этого давайте произнесём звук .

 - Обратите внимание, как мы произносим звук [л]. Произнесите сами.

- Что мы можем сказать о звуке [л]? Встречает ли звук [л] при произнесении преграду? Значит он какой? (согласный)

Найдём его на ленте звуков. Но согласный звук может быть ещё твёрдым и мягким. Давайте проведём эксперимент. Посмотрите на слайд, что на нём изображено (лиса, луна). Поработаем в парах и составит звуковую схему слова лиса, схему слова луна. Какой мы можем сделать вывод из нашего эксперимента (что звук м может быть и твёрдым и мягким) от чего это зависит (от гласной, которая стоит после него).

Мы выполнили нашу первую задачу, дали звуку н характеристику. Приступаем к выполнению второй задачи. А для этого откройте раб. Тетрадь на стр.26

Работа в тетрадях.

Письмо буквы.

Теперь мы знаем как выглядит буква л. Давайте попробуем составить слоги с этой буквой.(цель научиться читать слоги)

Рассмотрите картинки, произнесите слова в каких словах вы слышите твёрдый звук л, обведите синим карандашом, а слова в которых вы слышите мягкий звук л - зелёным

(цель: закрепить знания о  звуке л)

Итог урока

- Что нового узнали на уроке, с чем познакомились и чему научились?

- Дайте характеристику звукам [л], [л']

Рефлексия:

Мы ставили в начале урока перед собой задачи. Какие

 1) дадим ей характеристику звуку

2) научимся писать букву л

3) читать слоги и короткие слова с буквой эль

- Как выдумаете, мы справились с поставленными задачами?

- кто думает, что справился поднимите правую руку, а у кого были трудности левую.



Предварительный просмотр:

Составила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 города Тулуна Дьяченко Л.В.

УМК «Перспектива»

Класс 1

Тема: Звуки [н], [н’]. Буква Н, н.

Цель урока: познакомить учащихся со звуками [н], [н'] и буквами Н, н.

Формируемые УУД:

Предметные: распознавать звуки [н], [н'] и соответствующую букву; правильно писать букву Н, н; выполнять звуко-буквенный анализ; читать слоги с буквой м, короткие слова.

Метапредметные:

Познавательные: определять последовательность действий при написании букв, слогов, слов;  анализировать графические элементы букв; под руководством учителя давать характеристики изучаемым буквам   на основе их анализа; выполнять звуко-буквенный анализ.

Регулятивные: контролировать и оценивать свою работу и её результат; работать с информацией (осуществлять поиск, выделять главное).

Коммуникативные: понимание значимости позитивного стиля общения

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности,  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Ход урока

Орг.момент.

Ребята, чтобы нам продуктивно поработать , давайте вспомним правила поведения на уроке.

Я начну стихотворение, а вы его продолжите:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и (внимательным)

Всё пиши не отставая,

Слушай (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы всё было (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку (поднимать)

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не (сорока)

Если друг стал отвечать
не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно (руку).

Артикуляционная гимнастика.(цель: развитие речевого аппарата)

Но-но-но-но
Посмотрели мы в окно

На-на-на-на
В небе полная луна

Он-он-он-он
Под луною ходит слон

Ну-ну-ну-ну
Нужно погулять слону.

Актуализация знаний (цель: вспомнить написание буквы с, закрепить знания)

Давайте вспомним какой звук и мы изучили на прошлом уроке, дадим ей характеристику, какой буквой она обозначается на письме. Для этого мы воспользуемся карточкой, на которой надо найти все буквы эс.

Постановка цели и задач урока:

Ребята, давайте определим тему нашего урока, а для этого вам необходимо отгадать загадки:

Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (нос)

Режем мы и вырезаем, маме шить мы помогаем.(ножницы)

Произнесите слова – отгадки ещё раз. С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [н], [н'].

Какова тема урока. Звуки [н], [н’]. Буква Н, н.

Какая цель нашего урока познакомиться со звуками [н], [н'] и буквой, которой они обозначаются на письме.

Задачи

 1) дадим ей характеристику звуку

2) научимся писать букву н

3) читать слоги и короткие слова с буквой эн

Физ.минутка.

Открытие нового знания.

Приступим к выполнению первой задачи. Озвучьте её. (дать ей характеристику звуку)

Для этого давайте произнесём звук .

 - Обратите внимание, как мы произносим звук [н]. Произнесите сами.

– При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язык упирается в краешек нёба и верхние зубы.

- Что мы можем сказать о звуке [н]? Встречает ли звук [н] при произнесении преграду? Значит он какой? (согласный)

Найдём его на ленте звуков. Но согласный звук может быть ещё твёрдым и мягким. Давайте проведём эксперимент. Посмотрите на слайд, что на нём изображено (нитки, ножницы). Поработаем в парах и составит звуковую схему слова нитки. Какой мы можем сделать вывод из нашего эксперимента (что звук м может быть и твёрдым и мягким) от чего это зависит (от гласной, которая стоит после него).

Мы выполнили нашу первую задачу, дали звуку н характеристику. Приступаем к выполнению второй задачи. А для этого откройте раб. Тетрадь на стр.24

Работа в тетрадях.

Письмо буквы.

Теперь мы знаем как выглядит буква н. Давайте попробуем составить слоги с этой буквой.

Рассмотрите картинки, произнесите слова в каких словах вы слышите твёрдый звук н, обведите синим карандашом, а слова в которых вы слышите мягкий звук н - зелёным

(цель: вспомнить звуковую характеристику звука н)

Итог урока

- Что нового узнали на уроке, с чем познакомились и чему научились?

- Дайте характеристику звукам [н], [н']

Рефлексия:

Мы ставили в начале урока перед собой задачи. Какие

 1) дадим ей характеристику звуку

2) научимся писать букву н

3) читать слоги и короткие слова с буквой эн

- Как выдумаете, мы справились с поставленными задачами?

- кто думаесчитает, что справился поднимите правую руку, а у кого были трудности левую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...