Урок по русскому языку по теме " Как пишут письма"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Хмелёва Татьяна Юрьевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Хмелёва Татьяна Юрьевна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени Н.И. Ходенко муниципального образования город- курорт Геленджик Краснодарского края

Предмет: русский язык

Тема: Как пишут письма

Класс: 1 класс

Учебно-методическое обеспечение:  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.  Учебник русского языка для 1 класса

Время реализации занятия: 4 четверть, май

Цель урока:   формирование  представление о письме, как жанре письменной речи, его содержательных особенностях и структуре.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с жанром письма, его содержательными особенностями и структурой;
  • познакомить с понятиями  « адресат» и «адресант»;
  • формировать понимание значимости эпистолярного жанра
  • учить писать слова, необходимые в письмах;
  • формировать орфографическую зоркость;
  • уметь определять и формулировать цель  деятельности с помощью учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • учить выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • уметь проверять правильность выполнения задания  по эталону;
  • формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
  • воспитывать любовь к родному языку;
  • формировать культуру поведения  в обращении с письмами;
  • учить проводить самооценку  деятельности;
  • упражнять в применении  правил поведения  и общения в паре;

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: интерактивная доска, сигнальные карточки, раздаточный материал

 План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Мотивация к деятельности

2 мин

Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в пробном действии.

5 мин

Построение проекта выхода из затруднения.

2 мин

Построение проекта выхода из затруднения.

3 мин

Реализация построенного проекта.

10 мин

Первичное закрепление во внешней речи.

3 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

9 мин

Включение в систему знаний.

3 мин

Рефлексия деятельности.

3 мин

Ход урока:

I этап. Мотивация к деятельности

Цель

- мотивировать учащихся на изучение темы;

 -создать благоприятную рабочую обстановку;

- Прочитайте девиз нашего урока. (« Друзья, вперёд! К новым знаниям и открытиям»)

- Назовите шаги учебной деятельности.( 1шаг-определить, что я не знаю; 2 шаг- сам найду способ)

- Что себе и другим пожелаем? ( Удачи, новых знаний, высоких  результатов.)

- Какими должны быть ученики, чтобы  исполнились наши желания? (Быть организованными, т.е соблюдать правила работы на уроке, внимательными,  активными.)

Фронтальная беседа

2 этап. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в пробном действии.

Цель

- актуализировать имеющиеся знания

- зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием»

-формирование коммуникативных УУД, посредством работы в парах  

-С чего начнем свою работу? (С повторения.)

 -Почему? ( Повторение- мать учения)

1. Повторение понятий структуры записки

- Повторим изученные понятия и разгадаем кроссворд

1.Небольшая запись на листке бумаги. (записка)

2. С чего начинается записка.( обращение)

3.Чем заканчивается записка.( подпись)

4.Что может содержать записка?( просьбу)

-Для чего пишут записки? (Когда нужно кому-то, кто сможет вскоре прочитать, коротко сообщить о чём-то, высказать просьбу, пригласить куда-то.)

-  Но писать можно не только записки, но и письма.
2. Задание на пробное действие.

1)                         Сынок!

Купи бабушке хлеба и молока. Деньги на столе.

                                                                   Мама.

2) Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

 3)                    Дорогие мама и папа!

 В лагере мне очень нравится. Мы ходили в поход. По вечерам поём песни у костра. Но  я скучаю по дому.  Приезжайте на родительский день.

                                                 Ваш сын Костя

- Среди предложенных записей, найдите письмо. Работать будете в парах.   Но сначала вспомним правила парной работы.(Работать должны оба; если не понял, переспроси; своё несогласие высказывай вежливо; один говорит, другой слушает;)

Рефлексия выполненного задания.

-Кто не смог выполнить задание?

-Кто смог среди предложенных записей  найти письмо? Кто из вас может доказать, что его выбор правильный?

- Какая возникла проблема? (Мы не можем среди предложенных записей найти письмо, обосновать, что наш выбор  правильный.)

 Фронтальная работа

 Раздаточный материал

Учащиеся в парах выполняют задание

Учащиеся поднимают руки,

испытывают затруднение

Фиксация ?

3 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

- фиксация проблемы;

- поиск её решения

  • Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать, что такое письмо.)
  •  Сформулируйте тему урока. (Как пишут письма.)
  • Какими способами мы можем получить новое знание? (Мы можем попробовать сами, спросим учителя; найдём информацию в учебнике.)

Учитель фиксирует тему на доске

4 этап. Реализация построенного проекта.

Цель

- Организация реализации построенного проекта 

 1. «Яркое пятно». Работа над понятиями «адресат» и «адресант».

-Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

 С цифрой пять на медной пряжке,

В синей форменной фуражке,

Это он, это он… наш знакомый почтальон.

- Посмотрите, что вручил нам почтальон? ( Конверт)

- Интересно от кого? Почитаем, что написано на конверте. (Письмо пришло из города Москвы  от авторов учебника М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка», это нам первоклассникам школы№20.)

- На конверте указываются сведения адресата и адресанта. Что обозначают эти слова,  узнаете, прочитав, запись.( Адресат- тот человек, кому адресовано письмо

Адресант- тот человек, кто пишет письмо)

-  Определите, какая информация относится к адресату ( 1 ряд), какая к адресанту ( 2 ряд).

- Сравните написание слов( отличается буквой, значение разное)

2. Работа над понятием « письмо»

-Как вы думаете, мы можем вскрыть конверт. Почему? (Да информация адресована нам, чужую читать нельзя)

-Прочитаем его содержание.

     Дорогие первоклассники, здравствуйте!

     Наш язык красив, певуч, удивителен. В нём столько интересного! Раскрывайте тайны нашего языка. Желаем вам успехов и увлекательных уроков. До свидания.

                                                          Авторы учебника  « К тайнам нашего языка»

-  О чём нам написали авторы учебника?

- Как можно назвать этот текст? ( письмо)

- Проверьте свой вывод по учебнику.

учебник0004.tif

(Вывод сделали правильно.)

3.  Учебное исследование. Структура письма.

- Исследуем письмо авторов учебника и узнаем, из каких частей оно состоит.

-С чего начинается письмо?(Обращение, приветствие)

-Какие слова – обращения, приветствия  использовали авторы, можно ещё использовать?

( Дорогие,уважаемый, любимый, милый)

-   Какие знаки могут быть в конце обращения, приветствия? Почему? (Запятая, восклицательный знак, выражают чувства)

-О чём идёт речь в  следующей части? (Сообщение, пожелания)

- Какие знаки могут быть в конце  сообщения, пожелания? Почему? Восклицательный знак,  если выражаются чувства, точка.

-  Какие слова – пожелания  используют авторы и можно ещё использовать? (Желаю, пусть)

-Чем заканчивается письмо? (Прощание, подпись)

-Сравните полученную структуру письма с образцом в учебнике.

учебник0004.tif

(Вывод:  структуры  в основном совпадают. В письме могут быть просьбы и вопросы, тогда в конце предложения будет стоять вопросительный знак.)

4. Сравнение структуры записки и письма.

- На какой жанр текста похожа структура письма. ( Это  записка.)

-Чем письмо отличается от записки? (Письмо больше, может содержать вопросы.)

 

Читает читающий ученик

Ученики читают

 Индивидуальная работа

 

Работа в парах

Читает читающий ученик

Работа по учебнику

Учебный диалог

( выводы фиксируются на слайде

1.Приветствие с обращением.

2.Сообщение, пожелания.

3. Прощание, подпись.

Работа в парах по учебнику.

Фронтальная работа

5 этап. Первичное закрепление во внешней речи

Цель

- выполнение задания с проговариванием

-  Сформулируйте тему урока? ( Как пишут письма)

-Какая проблема возникла в начале урока? ( Мы не могли среди предложенных записей найти письмо, обосновать, что наш выбор  правильный.)

- Как вы думаете на данном этапе мы можем  выполнить это задание. ( Да. Запись под номером 3- это письмо, потому что в записи  есть слова приветствия с обращением, о чём то сообщается, есть просьбы и пожелания, слова прощания и подпись)

 Фронтальная работа

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель

- самостоятельное использование полученных знаний;

- формирование коммуникативных УУД, посредством работы в парах

-Из предложенных  частей составить письмо авторам учебника.

Первоклассники                                                                                                            

Уважаемые М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко!

Нам нравятся уроки русского языка. Мы уже многое знаем и умеем.  Пишем красиво и аккуратно. Желаем удачи!

                     

-Проверьте выполненное задание по эталону.

      Уважаемые М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко!

Нам нравятся уроки русского языка. Мы уже многое знаем и умеем.  Пишем красиво и аккуратно. Желаем удачи!

                                                                                                       Первоклассники  

-Зафиксируйте результат сигнальной карточкой: зелёный цвет- без ошибок, красный цвет- есть ошибки.

- Как вы думаете, приятно будет получить такое письмо авторам учебника. Почему? ( Да. Там есть вежливые слова «уважаемые», слова- пожелания «Желаем удачи!» .)

- Определите опасные места в словах. Запишите.

- Выполните взаимопроверку выполненной работы.  Оцените результат работы товарища на полях по критериям: без ошибок - знак +,   1-2 ошибки-знак + -, больше 2 ошибок- знак минус

- Кто доволен  своими  результатами работы?

- Кто не доволен? Почему? Над чем нужно поработать?

 Раздаточный материал

Самостоятельная работа обучающихся

Проверка по эталону, рефлексия выполненного задания

Учащиеся фиксируют результат сигнальной карточкой

Индивидуальная работа

 Взаимопроверка, оценка результата

7 этап. Включение в систему знаний

Цель

- выявить границы применимости нового знания.

  • Где вы можете применить  полученные знания? ( Если сами будем писать письмо.)

- А в  ваших семьях часто ли   пишут и получают письма. Почему? (Люди общаются по сотовым телефонам, пишут друг другу SMS     сообщения, электронные письма.

- Все эти формы общения – веление времени. Они очень удобны. Электронное письмо, SMS доходит до адресата мгновенно. Отправитель тоже может получить ответ в ту же минуту. Но пройдёт время  письмо или SMS нужно удалять из памяти компьютера, телефона. А простые письма, написанные друг другу можно хранить долго. До нашего времени сохранились письма солдат с фронта, письма великих людей, классиков русской литературы.

  Выставка книг. Показ слайда.

Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника»

 Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»

А.И.Герцен «Письма из Франции и Италии»

М.С.Лунин «Письма из Сибири»

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» и т.д

-Литературные произведения в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета относится к эпистолярному жанру (лат.Epistola – письмо)

-Выскажите свою точку зрения: нужен ли эпистолярный жанр сегодня?(Да. Они хранят факты, мысли, чувства.)

Учебный диалог

8 этап. Рефлексия деятельности

Цель 

- зафиксировать содержание урока.

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

  •  Сформулируйте тему урока? ( Как пишут письма)
  • Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать что такое письмо, как его писать)
  • Достигли ли вы цели? Докажите. (Мы достигли цели, мы узнали, что такое письмо, для чего пишут письма,  части письма,  можем доказать)
  • Я предлагаю вам оценить  уровень знаний по теме урока с помощью шкалы.
  • Те, кому  новая информация не понятна- низкий уровень
  • Те, кто разобрался с новой информацией, может  рассказать, не было ошибок в самостоятельной работе- высокий уровень, у кого была одна ошибка- хороший уровень, у кого  были ошибки и остались вопросы- средний уровень
  • Сможем ли мы сейчас оценить умение? (Пока нет,  нужно поучиться самим писать письма)

- Этому мы будем учиться на следующих уроках, работать над ошибками, повышать свой результат. Ведь не стыдно не знать, а стыдно не хотеть знать.

 Работа со шкалой самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Учимся писать письма" УМК "Школа XXI века"

Урок развития речи. На этом уроке идет обучения правильному написанию письма. Отрабатываются навыки монологической речи. Проводится поисковая работа на краеведческом материале....

Урок по русскому языку на тему « Письмо. Адрес»

Цель данного урока - дать учащимся элементарное представление о письме как тексте, его  разновидностях, структуре; показать, какое значение имеет в жизни людей переписка; научить при н...

урок по русскому языку в 4кл как пишутся местоимения с предлогами

Урок по с. Л.В.Занкова в 4 классе, в уроке использованы различные технологи: технология критического мышления, групповая работа......

Открытый урок по русскому языку на тему Тема: Письмо заглавной буквы Д

Тип урока: освоения новых знаний.Цель: научить правильно писать заглавную букву Д, а также слоги и слова с этой буквой.Задачи урока:• Научить писать заглавную букву Д.• Формировать графические ум...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо" 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа" Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова,которые случайно звучат и пишутся одинаково"

Класс: 2УМК: ПНШТип урока Урок открытия новых знанийТема: Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутсяУчитель:  Сульдина Вера ПетровнаДата 214.11.2018Цель урока: знакомство со словам...