Конспект открытого урока русского языка по теме "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мария   Александровна Несветайлова

Тема урока: Корень слова.

 

Тип урока: урок развития умений.

 

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе

в рамках Муниципального конкурса «Педдебют-2016».

Автор: Мария Александровна Несветайлова,

учитель начальных классов МБОУ Лицей №7 им. Д.П. Уланова.

Тема урока: Корень слова.

Тип урока: урок развития умений.

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

слайд 1

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

слайд 2 (нажать в правом верхнем углу на знак «звук»)

Звучит музыка:

  • Мы в город изумрудный идем дорогой трудной, идем дорогой трудной, дорогой не прямой. Заветных три желания исполнит добрый Гудвин. И Элли возвратится с Тотошкою домой! (идет напевая)

слайд 3

Гингема:

  • Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Где-то тут… где-то совсем рядом…(Нюхает воздух). Кто это тут? Мигуны, жевуны? Детишечки!!! Вы тут как оказались? Вас не было в нашей сказке! Так… А превращайтесь-ка вы в Железных дровосеков, Страшил, Львов, Элли и Тотошек. Поможете мне в поисках того самого! Забыла название. Помогите вспомнить:

слайд 3

Из земли растёт росток-

Распустил один листок.

К солнцу тянется вершок-

В землю лезет …

  • Есть у вас тут корешки? Как нет?! Мне летучие обезьяны сказали, что Вы знаете, что это такое! Мне нужно зелье сварить, не хватает только этого ингредиента. Может вы другие корешки знаете, а?

Дети:

- Корень зуба, волоса, ногтя.

Гингема:

  • Непорядок! Как это, слово одно, а означает так много разных предметов? Это ж запутаться можно. Как такие слова называются?

Дети:

- Многозначные!

Гингема:

  • Мне ваши корни не подходят. Есть еще какие?

Дети:

  • Корень слова!

Гингема:

  • Что за чудо чудное, диво дивное? Объясните, что значит «корень слова». Разве слова на полянке растут, их поливают?

Дети:

- Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Гингема:

  • Как же этот корень слова найти? Помогайте говорить заклинание:

слайд 5

Найдем мы корень слова,

Мы к этому готовы.

Мы правил знаем много,

Чтоб корень извлекать.

       Гингема:

  • Мой волшебный котел знает, как нам помочь.

                                                слайд 5

Дети читают на слайде совет котла.

  1. Развитие умений – применение знаний.

слайд 7

Гингема:

  • А расскажу как я вам сказочку. В одной далекой волшебной стране жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить.

слайд 8

  • Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, которую человек посадил сначала.
  • Как называются все эти слова? (Однокоренные).
  • А как нам выделить корень в слове? (дугой)

слайды 5 и 6

Радужная арка

Запылала ярко!

 Гингема:

  • Чую, корешками запахло вкусненькими! Превращайтесь-ка Вы  в садовников, посадите корешки. Достаньте свои лопаты. На лопатах написаны слова, которые мы будем сейчас сажать. Выделите радугой-дугой корень этого слова. Придумайте однокоренные слова к тому слову, что написано на вашей лопате.

слайд 11

- Попробуйте закрыть пальчиком корень. Понятен ли смысл слова теперь? Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

слайд 12

Гингема:

  • Однажды я наблюдала такую картину: встретились на тропинке из желтого кирпича гуси с гусеницей.

  • Вы кто такие?- спросила гусеница.
  • Я – Гусь,  это – Гусыня, это – наш Гусёнок. А ты кто?
  • А я – ваша тётя, Гусеница!

  • Ох и смеялась я! Является ли гусеница родственницей гусям? Однокоренные ли это слова? (Нет, в корне заключен общий смысл однокоренных слов. Слово «гусеница» означает «личинка насекомого», а не «домашняя птица»).

Работа в парах над заданием в карточках «Какое слово лишнее в каждой группе? Почему? Все ли слова однокоренные?»

Гингема:

- Бумбара, чуфара, скорики, морики! Волшебные карточки на партах появитесь! Прочитайте слова в каждой группе. Чтобы выполнить это задание моего котелка, нужно действовать сообща – парой. Какое слово лишнее в каждой группе? Почему? Все ли слова однокоренные? Зачеркните лишнее слово. Выделите корень в оставшихся однокоренных словах. Если ваша пара готова отвечать, поднимите руки вместе (ладошки сомкнуты).

Дети:

  • Лишние слова «лев», «водитель», «делить», так как они не являются однокоренными другим словам. Несмотря на то, что корень у них пишется одинаково, лексическое значение разное.

Гингема:

- У меня для вас сюрприз. Много у меня припасено всяких магических предметов. А это мой волшебный шнурок. Найдите на карточке пары однокоренных слов и соедините волшебным шнурком. Если пары найдены верны, случится чудо, и шнурок повторит рисунок на обратной стороне карточки.

  1. Итог урока.

Гингема:

- Помните, в начале нашего путешествия мой котелок дал нам задание?

  • Научиться находить корень в словах,
  • подбирать однокоренные слова,
  • определять лексическое значение корня.

- Я очень переживаю, смогли ли мы из выполнить?. Отметьте на карточках то, что вы умеете и можете делат. Подсчитайте, сколько у вас получилось баллов.

  1. Домашнее задание.

слайд 13

  • Придумайте и запишите дома в своих тетрадях небольшой рассказ о волшебной стране, используя большое количество однокоренных слов. Выделите корень в этих словах. Удачи Вам, смелые путешественники! А я корешков насобирала, полечу зелье варить и чудеса творить!!! До свидания!

слайд 14 (нажать на звук в правом верхнем углу)

Анализ урока:

  1. Мобилизующее начало: класс к уроку готов, тема урока дана, цели и задачи поставлены.
  2. Формы работы: фронтальная, групповая (в парах), игровая.
  3. Итог урока подведен (саморефлексия).

Сегодня я провела во 2 классе урок русского языка по теме «Корень слова». Благодаря игровой форме учащиеся быстро проявили заинтересованность и любопытство. Смена видов деятельности помогла поддерживать внимание. Ребятам удалось самостоятельно сформулировать тему урока и задачи. В ходе работы по актуализации и применению знаний класс был активен. Работа велась как фронтально, так и группах, парах. Для наглядности подачи материала я использовала мультимедиа оборудование.

На уроке удалось …

Из-за нехватки времени не удалось …

Подводя итог могу сказать, что уроком и его результатами я довольна. Класс положительно воспринял незнакомого учителя, удалось создать доброжелательную атмосферу, использовать фактор новизны и неожиданности. В конце урока я использовала прием саморефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные в корне слова. Обобщение"

Данный урок русского языка по программе Школа 2100  . На уроке  идёт работа с разными источниками информации Ребята ,закрепляя тему о правописании безударной гласной обращаются к словарям, р...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...

Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе по теме «Слова с удвоенными согласными»

На уроке обучающиеся  знакомятся с правилом написания слов с удвоенными согласными и способом их переноса  на основе ранее изученного материала. ...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»

Конспект открытого урока русского языка  в 3 классе  по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»  (по АООП 1 вариант для детей с умственной отстал...