Технологическая карта урока русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тимашова Ирина Викторовна

«Русский язык» во 2-м классе на тему «Буквы звонких и глухих согласных в конце слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тимашова И.В.

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 511

Г.Санкт-Петербург

Технологическая карта урока по учебному предмету

«Русский язык» во 2-м классе на тему «Буквы звонких и глухих согласных в конце слова»

Тип урока

Открытия нового знания (ОНЗ).

Авторы УМК

Р.М.Бунеев,Е.В.Бунеева,О.В.Пронина

Цели урока

Учащиеся сформулируют  правило о правописании парных согласных в конце слова, преобразуют «новое» знание в схему, смогут создать алгоритм правописания парных согласных в конце слова

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные: Формируется умение правильно писать слова с парными согласными в конце слова

Оборудование

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, презентация по теме урока, карточки для дифференцированной работы, карточки - опоры для оценивания результатов работы.

Образовательные ресурсы

Информационный материал

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина: учебник «Русский язык».   2 класс, Л.Ю. Комиссарова Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса

Демонстративный материал

Электронная презентация

Портреты  литературных героев

Карточки со способами проверки парного согласного в конце слова

Межпредметные связи

- Литературное чтение

А.Толстой  «Буратино или приключение Золотого ключика»

- Окружающий мир

Темы – «Транспорт», «Грибы»

Технологическая карта урока

Цели деятельности

Самоопределение к деятельности

Планируемый результат

  • Мотивировать учащихся к изучению темы
  • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме гостей

С маленькой удачи начинается большой успех.

-Как понимаете эту пословицу?

-Какие удачи у вас уже были на уроках?

-Сегодня на уроке вас ждет еще одно маленькое открытие.

К нам на урок пришли гости-  Буратино и Артемон.

И принесли нам необычный свиток. Там послание, когда его писали, так торопились, что в словах забыли дописать буквы.

Текст- свитка:

Буратино и Артемон! Идите прямо через зеленый лук. Справа будет большой прут.  Садитесь в деревянный плод и не пугайтесь стрекос. Они не кусаются. На  другом берегу есть дуп и мы вас там ждем. Мальвина.

Почему наши гости не смогли прочитать этот свиток?

(Школьники высказывают разные версии.)

Есть ли у вас желание помочь нашим гостям правильно написать буквы и прочитать свиток, так что бы все понимали его смысл?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы

- желание помочь гостям

Парные согласные (оглушение звонких согласных, вывод правила проверки )

Другом берегу Учебные задания

на «знание»(З), «понимание»(П), «умение»(У)

Планируемы результаты

  • Актуализация знаний об основных признаках согласных
  • Актуализировать умение составлять правильно пары
  • Научить

- определять в словах парные согласные и обосновывать свое мнение

-рассказать алгоритм проверки парных согласных

- определять и проверять их в словах согласно алгоритму и выделять графически

- выполнять учебное задание, используя алгоритм

-выполнять взаимопроверку, самопроверку

-формировать собственное мнение при взаимодействии

- учитывать мнение партнера при работе в паре

Цели:

- Ввести понятие « проверка написания букв согласных звуков в конце слова»

- Научить:

- находить в словах парный согласный в конце слова.

- проверять его использую алгоритм - любые три способа проверки.

- графически выделять оформлять данную орфограмму

-  на слух определять в словах парный согласный звук

- выполнять учебное задание пользуясь правилом

- формулировать высказывание ,мнение в рамках учебного диалога

- аргументировать свою позицию и координировать ее с мнением партнера в рамках учебного сотрудничества

Задание 1 (З)

Назовите все согласные звуки.

Назовите, по каким признакам составляются пары согласных

Задание 2 (П) с взаимопроверкой

На доске  в разнобой записаны согласные. Можно ли утверждать, что из всех согласных можно составить пары? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) с  взаимопроверкой

Составьте из них пары по звонкости-глухости и аккуратным каллиграфическим почерком запишите в тетрадь

Сообщение учителя.

Когда мы говорим звонкие согласные звуки в конце слова заменяются глухими. Значит – оглушаются.

Написание букв согласных звуков в конце слова – это орфограмма.

Перед нами карта страны Грамматика. Нам предстоит отправиться в путешествие по ней, что бы помочь нашим гостям.

Для этого путешествия нам необходимо выбрать вид транспорта.

Задание 4 (З)

Отгадайте загадку

Что за чудо – синий дом?

Ребятишек много в нем

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус)

- Какой звук мы слышим на конце слова? (с)

- Какие виды транспорта вы еще знаете? (самолет, поезд, пароход, автобус, машина)

Задание 5 (П)

- Какое слово лишнее? Обоснуйте свое мнение.

- Что общего в остальных словах? Обоснуйте свое мнение

Задание 6 (У) с взаимопроверкой в паре

-Записать слова в столбик

Автобус

Поезд

Пароход

Самолет

- Произнести слова быстро 2-3 раза.

-  Какой звук в слове обозначает другую буку?

-Подчеркнуть ее.

Задание 7 (П)

- Дайте характеристику звукам, которые мы слышим в этих словах. (согласный, глухой, парный)

- Измените данные слова, образовав от них слова во множественном числе.

- Что изменилось в словах? Обоснуйте свой ответ.

Задание 8 (У) с самопроверкой

-Во второй столбик запишите эти слова во множественном числе.

Автобусы

Поезда

Пароходы

Самолеты

- Подчеркните гласный звук двумя чертами.

Сообщение учителя

Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, надо изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный.

Чтобы легче было проверить написание, необходимо выбрать один из трех способов:

  1. Можно подобрать однокоренное слово:

Например: клюв - клювик

  1. Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много:

Например: груз – грузы

  1. Можно подставить слово - нет:

Например: клад – нет клада

Задание 9 (П) с взаимопроверкой

Учебник стр. 153 задание 1 , задание 2

Задание 10 (З) работа в паре с взаимопроверкой

На карточках слова

Ле(з,с), сне(г,к),но(ж,ш),наро(д,т),расска(з,с),каранда(ш,ж).

- Разбейте эти слова на две группы. Обоснуйте свое мнение.

- Запишите их в два столбика. Графически выделите орфограмму.

Учебник стр. 172

- Найдите в словаре словарное слово с парной согласной на конце, запишите его.

Задание 11 (П)

Посмотрите на картинку. Что вы видите на ней? (Дети пруд, учитель показывает прут).

-Почему слышите одно и то же, но  в то же время разное? Обоснуйте свое мнение.

- От чего зависит парный согласный на конце слова?  (от значения слова)

Сообщение учителя.

В русском языке существуют слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Поэтому написание парной согласной на конце слова зависит от значения слова.

Например:

Лук-луг

Плот-плод

Грипп-гриб

Задание 12 (У) с взаимопроверкой

-На какие две группы можно разбить все грибы? Обоснуйте свое мнение.

-Любите ли вы собирать грибы? Какие правила должны соблюдать?

- Вашими грибами будут слова с парными согласными.

Сообщение учитель.        

Я буду зачитывать отрывки из знакомых произведений. Вы будите называть и записывать только те слова, у которых на конце слова стоит парный согласный, требующий проверки.

«Осень! Осыпался весь наш бедный сад*. Лучше б снег* да вьюгу встретить грудью рад*. У лукоморья дуб* зеленый , златая цепь на дубе том. Где бодрый серп* гулял и падал колос*. Теперь уж* пусто все- простор везде. Однажды Лебедь*,Рак и Щука везти с поклажей воз* взялись»

Диагностические задания

Учебник, с. 151, упр. 236

1.Прочитать задание

2. Выписать слова, где звуки обозначены другой букой.

-Хлеб, глаз, год, уж.

3. Подчеркнуть эту букву.

4.Определить, где находится этот звук в слове?

Познавательные умения

-раскрыть значение слова «оглушение согласных» и использовать это в активном словаре

-определять в словах звуки , которые обозначаются другой буквой и обосновать свое мнение

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание, используя правило.

- выполнять взаимопроверку и самопроверку

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное мнение при взаимодействии

- учитывать мнение партнера при работе в паре.

Предметные умения:

- рассказывать об основных признаках парности согласных

- рассказывать о способах проверки парного согласного в конце слова

- определять парный согласный в слове и выделять орфограмму графически.

Диагностическое задание

Учебник с.152 упр. 238

  1. Причитать столбики слов
  2. Определить отличие 2 и 3 столбика от первого

Познавательные умения

- понять способы проверки парного согласного.

- понять, что какую роль играет гласный звук после согласного.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание, используя правило.

- выполнять взаимопроверку и самопроверку.

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное мнение при взаимодействии

- учитывать мнение партнера при работе в паре.

Предметные умения:

-  составлять  из слов группы по определенным признакам

-  определять на слух слова с парными согласными в конце слова

- определять и обосновывать значение слов и выбор согласного  для этого слова в конце.

Диагностика качества освоения темы

Цель – установит степень усвоения темы:

-  определить слова с парной согласной в конце слова

- находить проверочные слова ,используя любые три способа

- графически выделить орфограмму

Контрольное задание

  1. Причитайте текст.

На пруду плавал лебедь. У воды рос камыш. На берег выполз уж. На высокий дуб сел ястреб.

  1. Выпишите из него слова с парной согласной на конце слова
  2. Запишите к нему проверочное слово
  3. Обозначьте орфограмму графически.

Регулятивные умения

- проверять выполнение задания

Предметные умения:

- определять парный согласный в конце слова

- графически выделять его

Цель деятельности

Интеллектуально - преобразовательная деятельность

Планируемый результат деятельности

- стимулировать интерес творческое отношение к процессу восстановления свитка.

- Научить:

- ориентироваться в различных вариантах выполнения задания

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием

- использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания

- представлять результат своей деятельности

  1. Информативный вариант.

Помогите нашим гостям восстановить текст свитка.

  1. Эвристический вариант.

Напишите текст свитка так, чтобы все герои встретились.

Личностные умения:

- проявлять творческое отношение к процессу создания текста свитка

Познавательные умения:

- выбрать вариант выполнения задания

- использовать приобретенные знания для его выполнения

Регулятивные умения:

-выполнять учебное действие в соответствии с планом

Коммуникативные умения

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности

Предметные умения:

- составить и оформить текст свитка

Рефлексивная деятельность

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью

- оценивать результат учебной деятельности.

  1. Задание на самоанализ

Допиши предложение.

На уроке по теме «Буквы звонких и глухих согласных в конце слова» я узнал …….., понял …….., научился………..

  1. Задание на самооценку

На уроке использовалась контрольная лента, на которой с помощью смайликов фиксируются свои результаты.

По итогам урока учащиеся выбирают для себя соответствующую формулировку:

«Я полностью справился с заданием самостоятельно»

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали»

«Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо еще поучить»

Личностные умения:

- оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить полученный результат с поставленной целью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...