Главные вкладки

    План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему:
    Занимательная грамматика "Дружба имени существительного с прилагательным".

    Алевтина Анатольевна Ручко

    Цель: закреплять умение устанавливать связь между частями речи; выделять слова, называющие признаки предметов, по их лексическому значению и по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon druzhba_sushchestvitelnogo_s_prilagatelnym.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Дружба имени существительного с прилагательным.

    Цель: закреплять умение устанавливать связь между частями речи; выделять слова, называющие признаки предметов, по их лексическому значению и по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?

    Ход занятия.

    От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.

    - А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы.

    Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

    На доске записан главный вопрос: какую роль в языке выполняют слова-названия признаков предметов?

    – Ребята, сегодня мы должны ответить на этот вопрос. Внимательно прочитайте слова (записанные на мультемедийной доске), найдите в каждом столбике лишнее слово. Какие группы слов получили?  

     белка                принес          вкусное

     рыжий              рисует          зеленеет

     солнце              ползёт          красные

     ёжик                 сладкое        мальчик

     играть              спит              умная

    (Дети называют слова каждой группы, учитель меняет карточки местами.)

    белка               поёт              вкусный

    мальчик           рисует          сладкое        

    солнце             ползёт           красный

    ёжик                 спит               рыжий

    школа              играть            умная

    – По какому признаку вы определили слова в 1-й столбик? (Это имена существительные.)

    – Докажите. (Эти слова отвечают на вопросы: Кто? Что? и обозначают предмет.)

    – Какие признаки имен существительных вы знаете? (Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, единственного и множественного числа.)

    – По какому признаку вы определили слова во 2-ую группу? (Это глаголы.)

    – Докажите. (Эти слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы Что  делать? Что  сделать?  Что  делают?   и т. д., бывают единственного и множественного числа.)

    – Обратимся к третьей группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните этот столбик своими примерами. (Дети приводят примеры)

    – Что общего у этих слов? (Они отвечают на одинаковые вопросы)

    – Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке такие слова.

    – Сформулируйте тему урока.

    – Послушайте текст. (Учитель читает текст 2 раза):

    А) Наступила весна. Тает снег. Бугут ручьи. Светит солнце. Летят птицы.  

    Б) Наступила ранняя  весна. Тает последний снег. Бегут говорливые  ручьи. Светит ласковое солнце. Летят  голосистые птицы.

    – О чем был первый текст? (О весне.)

    – О чем был второй текст?  (Тоже о весне)

    – Как вы узнали?

    – Какие прилагательные украшают текст?

    – Можно ли считать эти тексты одинаковыми?  (И да, и нет.)

    – Докажите.  

    – Что же отличает первый текст от второго? (Наличие слов-названий признаков предметов. С ними текст становится красивее. Слова-названия признаков предметов нужны для красоты описания.)

     

    – Во втором тексте я использовала прилагательное последний  для описания снега. Но это слово не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово пушистый или слово серебристый. (Нет, слово последний наиболее точно описывает снег.)

    Вывод: слова-названия признаков нужны для точности описания.

    – Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег. (Каждому ученику дается карточка, дети ставят стрелки.)

    Какой может быть снег:

         Зимний,  весенний,  последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

    – Если точно описать предмет с помощью слов-названий признаков, то можно узнать его, даже не видя. Например,

    Бурый, мохнатый, косолапый…. (медведь)    

    А здесь кто-то важный на толстенькой ножке,

    сам в красной шляпке, на шляпке белые горошки. (мухомор)

    О ком пойдёт речь?

    У неё самое большое, любящее сердце. Она дарит детям тепло, любовь, радость, нежность, заботу и надежду. Она всегда рядом…  (мама)

    - Давайте опишем маму: Какие у мамы руки? Какой у мамы голос? Какое у мамы сердце? Какая мама?

    – А теперь попробуйте описать своего одноклассника с помощью слов-названий признаков, а мы отгадаем, о ком идет речь. (Дети пытаются отгадать, о ком идет речь.)

    – Что уточняют эти слова? (Имя существительное)

    У существительных подчас. Не жизнь, а просто скука.

    Ни цвета нет у них без нас,  ни запаха, ни звука!

    Но если нас к ним приложить, им веселее станет жить:

    Вот громкий стук, вот желтый шар,

    Вот сокрушительный удар, вот звонкий колокольчик,

    А вот и острый кончик.

    – С помощью слов-названий признаков можно описать у существительных величину, форму, вкус и т.д.

    (Учитель выставляет карточки со словами: величина, форма, вкус, цвет…)

    – Всё это называется одним словом – «признаки».

    – Итак, ответим на главный вопрос урока: какую роль в языке выполняют слова-названия признаков предметов.

    Вывод: слова-названия признаков нужны для описания и уточнения имен существительных.

    Оценивание работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

    План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

    Проверочная работа "Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном"

    Цель данной проверочной работы - контроль соотношений произнесения и написания слов; определение орфограмм в словах, обобщение изученных по темам правил...

    «Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных»

    -          На уроке мы будем работать над определением рода и числа имен существительных и прилагательных....

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Связь имен существительных с именами прилагательными"

    Презентация содержит разнообразные задания на закрепление темы, представляет возможность работать фронтально, индивидуально, группой (4ками,6ками).Красочно оформленная и информативно насыщенная-содерж...

    Конспект урока " Связь имени существительного с именем прилагательным" (3 класс, УМК "Школа России")

    Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Связь имени существительного с именем прилагательным". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК &qu...

    Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"

    Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...

    Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

    Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...