Конспект урока по русскому языку "Число имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_imyon_sushchestvitelnyh.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «б»

Тема: «Число имен существительных»

Цели деятельности учителя:

- формировать умения определять число имен существительных;

- формировать умение изменять имена существительные по числам;

- показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа; некоторые имена  существительные могут    иметь форму только единственного или только множественного числа.

предметные:

- научатся определять  грамматический признак имён существительных - число;

- научатся изменять имена существительные по числам.

личностные: 

- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать успешность при изучении темы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл, 2 часть, УМК «Школа России» автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, презентация.

Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок наш мы начнем.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.

Постановка учебной задач и её решение

Практич.:

словарная работа;

Словесн.: ответы на вопросы;

Формулирование темы и цели урока;

7

3

Словарная работа.

- Записываем слова в строчку через запятую, первое слово с красной строки с заглавной буквы.        

Корова, дежурный, союз, обед, север, урожай, помидор, мороз, класс, картофель.

- М., прочитай записанные слова по слогам, остальные внимательно слушаем и проверяем.

- Поднимите руку те, у кого все верно.

- Молодцы!

- Прочитайте слова.

Реки, река, мост, мосты, лес, леса.

- Разделите их на две группы. (Река, мост, лес; реки, мосты, леса.)

- По какому признаку вы разделили слова на группы? (В первой группе имена сущ. обозначают один предмет, во второй – несколько предметов)

- В каком числе стоит имя сущ., если обозначает один предмет? (в ед.ч)

- В каком числе стоит имя сущ., если обозначает несколько предметов? (во мн.ч.)

- Сформулируйте тему урока. («Число имен существительных»)        

- Какие цели поставим перед собой? (научиться изменять существительные по числам и др.)

Записывать слова

Высказывать свое мнение;

Определять тему урока и его цели;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других. 

Р:целеполагание 

3.

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог;

Практический: выполнение письменного задания;    выделение окончаний;    

Словесный:  учебный диалог;

Практический: изменение сущ. по числам;

2

5

3

Актуализация опорных знаний.

- Что мы уже знаем об имени существительном?

  • Имя существительное – это часть речи.
  • Отвечает на вопросы кто? и что?
  • Обозначает предмет.
  • Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
  • Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

- Приведите примеры имен собственных. (Москва, Дружок и т. д)

- Приведите примеры имен одушевленных. (Собака, мальчик, мама)

Изучение нового материала.

Упр. 28. стр.62.

- Прочитайте существительные в скобках. Измените их форму числа и сравните.

- Чем они похожи и чем отличаются?

- Как определить, в каком числе употреблено каждое имя сущ.? Какая значимая часть в слове указывает на изменение по числам? (по окончанию)

- Выполните письменно задание к упражнению. Над именами сущ. укажите их число, выделите окончания.

(Дуют ветры. Завывают метели. У домов лежат сугробы. Морозом разрисованы окна. Во мн.ч)

Упр. 30, 31. Стр. 63.

- Прочитайте слова и скажите, к какому числу они относятся? Попробуйте изменить формы данных существительных.

(белье ед.ч, детвора ед.ч, брюки мн.ч, каникулы мн.ч, кудри мн.ч, мошкара ед.ч, тесто ед.ч., молоко ед.ч)

- Какой вывод мы можем сделать?

(некоторые существительные могут быть только в форме множ. числа. или ед.ч.)

Отвечать на вопросы;

Приводить примеры;

Изменять слова по числам, выделять окончания;

       

Изменять формы сущ.;

                                                                                   

Делать выводы;

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Дин.пауза

2

Видеоролик.

Выполнять физ.упр.

Практический:

распределение слов по группам;

Практический: фронтальная проверка;

Практический:

списывание с грамм.заданием;

7

5

- На слайде слова, прочитайте их. Подумайте, все ли слова изменяются по числам?

- Распределите слова по 3 группам:

  1. Имена. сущ., которые изменяются по числам.
  2. Имена. сущ., которые употребляются только в ед. числе.
  3. Имена. сущ., которые употребляются только во мн. числе.

Очки, шофер, молоко, рисунок, газета, творог, ножницы, синица, сахар, шашки, дружба, тетрадь, санки, пальто, мед, сливки, шоссе, яблоко, брюки.

- У доски выполняют по одному человеку из ряда. Остальные самостоятельно.

  1. Шофер, творог, рисунок, газета, мед, синица, шашки, тетрадь, санки, яблоко.
  2. Молоко, сахар, дружба, пальто, шоссе.
  3. Очки, ножницы, сливки, брюки.

- Поднимите руку те, кто согласен в первой(2,3) группе слов.

- Хорошо, вы справились с заданием.

- Прочитайте слова на слайде.

Г_лова, б_рега, гр_за, ст_рона, гн_здо, сугро_, черте_, рука_.

- Подберите проверочное слово для каждого из них, изменив число имени существительного.

Запишите по образцу сначала проверяемое, затем проверочное слово.

Голова – головы.

- Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы!

Распределять слова по группам;

Выполнять проверку упр;

Подбирать проверочные слова;

Выполнять проверку упр.;

П: осуществляют поиск необходимой информации;

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

П:осуществляют поиск необходимой информации;

К: контроль действия партнера;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

5

- Итак, чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном числе?

(в ед.ч. обозначает один предмет, во мн.ч. обозначает несколько предметов)

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение существительного по числам? (окончание)

Домашнее задание: правило на стр. 63., составить по 3 словосочетания с сущ. в ед и мн.числах.

Выставление оценок.

- Продолжите фразы:

« Я узнал…»

«В ходе урока удалось научиться…»

«Порадовался тому, что…»

 «Расскажу дома о…»

- На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

Отвечать на вопросы;

Записывать домашнее задание;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Понятие о склонении. Три склонения имён существительных"

Урок изучения нового материала в 4 классе по теме: "Понятие о сколнении существительных. Три склонения" по учебнику Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой "Русский язык"...

Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"

Тема.  Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса Школа России

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по программе Школа России...