Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей).
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Алевтина Анатольевна Ручко

Цель: упражнять учащихся в правописании слов; формировать орфографическую зоркость учащихся; дать представление о наиболее полезных и необходимых овощах, ягодах и фруктах; научить применять полученные знания о законах здорового питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.

Цель: упражнять учащихся в правописании слов; формировать орфографическую зоркость учащихся; дать представление о наиболее полезных и необходимых овощах, ягодах и фруктах; научить применять полученные знания о законах здорового питания.

Оборудование.

1.Орфографические словари для учащихся.

2.Энциклопедии.

3.Выставочный зал с корзинками овощей ягод и фруктов (на слайдах)

4.Выставка книг о здоровой пище.

5.Выставка детских рисунков (работы  ребят  творческих групп)

6.  Компьютер

Ход занятия.

I.Организационный момент.

        Дети садятся на свои места. На выставочном столе (показ слайдов) в вазах лежат овощи: картофель, капуста, морковь, лук, свёкла).

II. Игра – демонстрация «Чем полезен продукт?»

        В каждой команде выбирается ученик,  он вспоминает загадку, а другие ребята,  предложив отгадку, кратко рассказывают о пользе этого продукта и показывают его на выставочном столе.

1-ый (о картофеле)

Без неё какой обед?

Без неё обеда нет.

Жарь её, вари, туши –

Наедайся от души.

Картофель – ценный продукт питания. Его клубни содержат крахмал, белки, минеральные соли другие вещества.

2-ой (о капусте)

Я морозов не боюсь,

В сто одёжек завернусь.

        В капусте содержится большое количество минеральных веществ.

3-ий  (о моркови)

Красный нос в землю врос.

        Особая ценность моркови в том, что в ней содержится витамин А.

4-ый (о свёкле)

Я нужна и для борща,

И для винегрета.

Вкусная, сладкая,

Лучше меня нету.

Сок столовой свёклы способствует очищению крови. Он хорошо помогает при лечении простудных заболеваний.

5-ый  (о горохе)

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий.

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

        Горох – очень полезный и питательный продукт. Он является строительным материалом для нашего организма.

Учитель.

 -Если хотите вырасти побыстрее, ешьте гороховый суп и гороховую кашу.

III.Рубрика «Оказывается» (на экране текст)

Во Франции картофель долго являлся декоративным растением. Богатые дамы украшали свои платья букетиками из цветов картофеля.

 Задание: записать текст, запомнить слова из словаря.

В 1-ом предложении указать изученные части речи.

Во 2-ом предложении найти  грамматическую основу (с последующей взаимопроверкой)

IV. Работа в группах. «Овощной калейдоскоп (с последующим выводом)

Учитель.

-Сейчас мы с вами попробуем создать свой натюрморт. Называется он «Мой любимый овощ». У каждого из вас есть любимый овощ. Подберите к  его названию самые подходящие по смыслу прилагательные по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху.

Проверка: один представитель от группы зачитывает вслух самые интересные словосочетания.

V. «Весёлые запоминалки»

Учитель.

 -Запомнить написание отдельных слов вам помогут «запоминалки в стихах».

а) Я огурчик, огурец.

    Я зелёный молодец!

б) Буква «о» вкатилась в слово.

    Превратилась в помидор.

    Чтоб опять не укатилась,

     С буквой «и» соединилась.

  И овальный, и красивый,

    Вырос всем я вам на диво.

    Чтобы грамотно писали,

    Букву «о» не забывали.

Вывод (на экране) :

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить!

VI.Физкультминутка.

 Под «волшебную» музыку выходит Царица  Фруктов и проводит физкультминутку, а ученики  имитируют движения:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим. (Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё (Поворот вправо.)

Через левое плечо (Поворот влево.)

Буквой «л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо,

Получается на славу!

VII. «В гостях у слова» (знакомство с этимологией слов).

Учитель.

- Давайте заглянем в тайны живого слова.

1. Земляника(слайд)

Самым характерным в этой ягоде является коротенький её стебелёк, почти не поднимающий её от почвы.

Стихотворение  на слайде (Автор Ю. Кушак)

Кто любит меня,

тот рад поклониться.

А имя дала мне

родная землица.

2. Малина(слайд)

Одни учёные связывают происхождение слова с корнем «мал»: малиновая ягода состоит из малых ягодок-зёрнышек. Другие считают, что ягода получила имя за свой малиновый цвет.

Исследовательское задание с последующим обоснованием.

Все ли слова являются однокоренными? Выделить корень в однокоренных словах.

Малина, малинка, малинник, малиновый, малиновая.

3. Помидор.

Слово «помидор» происходит от итальянского слова «помидоро», что означает «золотое яблоко».

«Равнение на диктора». Задание: а) запомнить написание и правильное произношение; б) работая в паре, составить с одним из словосочетаний предложение. Вкус помидора, килограмм помидоров, салат из помидоров, банка с помидорами, спелые помидоры, купить помидоров.

4. Яблоко.

а) «Минутка почемучек». Когда так говорят?

Яблоку негде упасть.

б) Задания по группам. Свободный выбор с использованием справочников, словарей, энциклопедий.

Сочетаемость слов.

I гр.

Пословицы

II гр.

Загадки

III гр.

Предложения

IV гр.

                        

в) Проверка задания.

VIII. Творческий диктант-фантазия.

Задание: дополнить предложение по смыслу названиями овощей или фруктов.

        Кружатся и падают осенние листья. Вьётся в воздухе тонкая паутинка. Цветы и травы высыпали в землю свои семена.

        Самая жаркая пора работ на полях и в садах. Между  грядками  лежат высокие груды…(свёклы,  моркови, капусты, картофеля,…).  На  машины погружают   ящики с …(помидорами, огурцами, луком). Поспели сочные  …(яблоки  и груши). Надо успеть собрать урожай!

IX.Самопроверка  с  использованием орфографического словаря.

 У каждого ученика на парте словарь. Задание: проверить по словарю написания слов, которые вызывают сомнение.

X. Вывод.

1. Написание слов, в которых гласные в корне всегда находятся в безударном положении, надо запомнить. В случае сомнения обращайтесь к орфографическому словарю.

2. Большинство свежих овощей,  ягод и фруктов имеют целебные и диетические свойства. Они занимают ведущее место в лечении многих тяжёлых заболеваний, повышают тонус и работоспособность, поэтому их ежедневное употребление необходимо.

XI. Оценка знаний, умений и навыков учащихся.

XII. Домашнее задание творческого характера.

1. Включить в свой ежедневный рацион питания ежедневное употребление свежих овощей и фруктов.

2.Запомнить написание названий овощей, ягод и фруктов. Грамотно использовать их в своей письменной и устной речи.

3. Составить и написать 5 предложений о своём любимом фрукте или овоще.