Главные вкладки

    План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему:
    Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей).

    Алевтина Анатольевна Ручко

    Цель: упражнять учащихся в правописании слов; формировать орфографическую зоркость учащихся; дать представление о наиболее полезных и необходимых овощах, ягодах и фруктах; научить применять полученные знания о законах здорового питания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.

    Цель: упражнять учащихся в правописании слов; формировать орфографическую зоркость учащихся; дать представление о наиболее полезных и необходимых овощах, ягодах и фруктах; научить применять полученные знания о законах здорового питания.

    Оборудование.

    1.Орфографические словари для учащихся.

    2.Энциклопедии.

    3.Выставочный зал с корзинками овощей ягод и фруктов (на слайдах)

    4.Выставка книг о здоровой пище.

    5.Выставка детских рисунков (работы  ребят  творческих групп)

    6.  Компьютер

    Ход занятия.

    I.Организационный момент.

            Дети садятся на свои места. На выставочном столе (показ слайдов) в вазах лежат овощи: картофель, капуста, морковь, лук, свёкла).

    II. Игра – демонстрация «Чем полезен продукт?»

            В каждой команде выбирается ученик,  он вспоминает загадку, а другие ребята,  предложив отгадку, кратко рассказывают о пользе этого продукта и показывают его на выставочном столе.

    1-ый (о картофеле)

    Без неё какой обед?

    Без неё обеда нет.

    Жарь её, вари, туши –

    Наедайся от души.

    Картофель – ценный продукт питания. Его клубни содержат крахмал, белки, минеральные соли другие вещества.

    2-ой (о капусте)

    Я морозов не боюсь,

    В сто одёжек завернусь.

            В капусте содержится большое количество минеральных веществ.

    3-ий  (о моркови)

    Красный нос в землю врос.

            Особая ценность моркови в том, что в ней содержится витамин А.

    4-ый (о свёкле)

    Я нужна и для борща,

    И для винегрета.

    Вкусная, сладкая,

    Лучше меня нету.

    Сок столовой свёклы способствует очищению крови. Он хорошо помогает при лечении простудных заболеваний.

    5-ый  (о горохе)

    Осенью пришла беда –

    Треснул домик гладкий.

    Поскакали кто куда

    Круглые ребятки.

            Горох – очень полезный и питательный продукт. Он является строительным материалом для нашего организма.

    Учитель.

     -Если хотите вырасти побыстрее, ешьте гороховый суп и гороховую кашу.

    III.Рубрика «Оказывается» (на экране текст)

    Во Франции картофель долго являлся декоративным растением. Богатые дамы украшали свои платья букетиками из цветов картофеля.

     Задание: записать текст, запомнить слова из словаря.

    В 1-ом предложении указать изученные части речи.

    Во 2-ом предложении найти  грамматическую основу (с последующей взаимопроверкой)

    IV. Работа в группах. «Овощной калейдоскоп (с последующим выводом)

    Учитель.

    -Сейчас мы с вами попробуем создать свой натюрморт. Называется он «Мой любимый овощ». У каждого из вас есть любимый овощ. Подберите к  его названию самые подходящие по смыслу прилагательные по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху.

    Проверка: один представитель от группы зачитывает вслух самые интересные словосочетания.

    V. «Весёлые запоминалки»

    Учитель.

     -Запомнить написание отдельных слов вам помогут «запоминалки в стихах».

    а) Я огурчик, огурец.

        Я зелёный молодец!

    б) Буква «о» вкатилась в слово.

        Превратилась в помидор.

        Чтоб опять не укатилась,

         С буквой «и» соединилась.

      И овальный, и красивый,

        Вырос всем я вам на диво.

        Чтобы грамотно писали,

        Букву «о» не забывали.

    Вывод (на экране) :

    Чтоб здоровым, сильным быть,

    Надо овощи любить!

    VI.Физкультминутка.

     Под «волшебную» музыку выходит Царица  Фруктов и проводит физкультминутку, а ученики  имитируют движения:

    Дружно встали. Раз! Два! Три!

    Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим. (Поворот вправо.)

    Оглядимся величаво,

    И налево надо тоже (Поворот влево.)

    Поглядеть из-под ладошек.

    И направо, и ещё (Поворот вправо.)

    Через левое плечо (Поворот влево.)

    Буквой «л» расставим ноги,

    Точно в танце – руки в боки,

    Наклонившись влево, вправо,

    Получается на славу!

    VII. «В гостях у слова» (знакомство с этимологией слов).

    Учитель.

    - Давайте заглянем в тайны живого слова.

    1. Земляника(слайд)

    Самым характерным в этой ягоде является коротенький её стебелёк, почти не поднимающий её от почвы.

    Стихотворение  на слайде (Автор Ю. Кушак)

    Кто любит меня,

    тот рад поклониться.

    А имя дала мне

    родная землица.

    2. Малина(слайд)

    Одни учёные связывают происхождение слова с корнем «мал»: малиновая ягода состоит из малых ягодок-зёрнышек. Другие считают, что ягода получила имя за свой малиновый цвет.

    Исследовательское задание с последующим обоснованием.

    Все ли слова являются однокоренными? Выделить корень в однокоренных словах.

    Малина, малинка, малинник, малиновый, малиновая.

    3. Помидор.

    Слово «помидор» происходит от итальянского слова «помидоро», что означает «золотое яблоко».

    «Равнение на диктора». Задание: а) запомнить написание и правильное произношение; б) работая в паре, составить с одним из словосочетаний предложение. Вкус помидора, килограмм помидоров, салат из помидоров, банка с помидорами, спелые помидоры, купить помидоров.

    4. Яблоко.

    а) «Минутка почемучек». Когда так говорят?

    Яблоку негде упасть.

    б) Задания по группам. Свободный выбор с использованием справочников, словарей, энциклопедий.

    Сочетаемость слов.

    I гр.

    Пословицы

    II гр.

    Загадки

    III гр.

    Предложения

    IV гр.

                            

    в) Проверка задания.

    VIII. Творческий диктант-фантазия.

    Задание: дополнить предложение по смыслу названиями овощей или фруктов.

            Кружатся и падают осенние листья. Вьётся в воздухе тонкая паутинка. Цветы и травы высыпали в землю свои семена.

            Самая жаркая пора работ на полях и в садах. Между  грядками  лежат высокие груды…(свёклы,  моркови, капусты, картофеля,…).  На  машины погружают   ящики с …(помидорами, огурцами, луком). Поспели сочные  …(яблоки  и груши). Надо успеть собрать урожай!

    IX.Самопроверка  с  использованием орфографического словаря.

     У каждого ученика на парте словарь. Задание: проверить по словарю написания слов, которые вызывают сомнение.

    X. Вывод.

    1. Написание слов, в которых гласные в корне всегда находятся в безударном положении, надо запомнить. В случае сомнения обращайтесь к орфографическому словарю.

    2. Большинство свежих овощей,  ягод и фруктов имеют целебные и диетические свойства. Они занимают ведущее место в лечении многих тяжёлых заболеваний, повышают тонус и работоспособность, поэтому их ежедневное употребление необходимо.

    XI. Оценка знаний, умений и навыков учащихся.

    XII. Домашнее задание творческого характера.

    1. Включить в свой ежедневный рацион питания ежедневное употребление свежих овощей и фруктов.

    2.Запомнить написание названий овощей, ягод и фруктов. Грамотно использовать их в своей письменной и устной речи.

    3. Составить и написать 5 предложений о своём любимом фрукте или овоще.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?, а какие на вопрос КТО" с использованием ЦОР

    Разработка урока по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100" на тему "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? , а какие на вопрос КТО?" с использование ЦОР...

    Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями.

    Мультимедийная презентация для 1 класса. Слово и его значение, знакомство с толковыми словарями, речевая разминка....

    Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

    Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

    Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

    Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....

    Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

         На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...