«Устная и письменная речь»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Тарасова Сахаайа Васильевна

Конспект урока по ФГОС. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Устная и письменная речь135.14 КБ
Файл Язык и речь172.56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС (Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева»

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

План – конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Устная и письменная речь»

Выполнила: студентка 3 курса

Группы ПвНК 14 б

Тарасова Сахаайа Васильевна

Якутск, 2017

Конспект урока

          Предмет: Русский язык

  Дата: 1.03.2017

Тема: устная и письменная речь

Тип урока: урок открытия нового понятия.

Цель: создать условия для открытия нового понятия «устная и письменная речь»

Учебная задача:

  • Какой бывает речь?

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь различать устную и письменную речь.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- умение отделять знание от незнания,

- умение формулировать У.З.

-  умение контролировать свои учебные действия,

- умение оценивать свое понимание и деятельность на уроке.

Познавательные: 

- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать слова;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт.

Коммуникативные:

- уметь слышать и слушать других;

- уметь излагать свою мысль и аргументировать ее

- Личностные: 

- уметь проявлять интерес к изучаемому предмету;

Ход урока

Этапы

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Методы приемы

Результат

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть! Давайте улыбнемся соседу справа и не забудем про соседа слева. Итак, дети, вы готовы окунуться в мир знаний?

Здравствуйте!

Да, мы готовы!

Фронтальная, приветствие, мотивация, эмоциональная подготовка

умение проявлять интерес к изучаемому предмету; умение выражать желание учиться

2.Постановка У.З

2.1. Создание ситуации успеха

Минутка чистописания

- на прошлом уроке с каким же новым учебником мы познакомились? 

- что же нового мы узнали на этом уроке?

Что же такое речь? Что к нему относится?

- русский язык

-мы узнали, что даром речи обладает только человек.

слушание, говорение, письмо, чтение, речь про себя- это все речь

Индивидуальная работа

Рассуждение

Ситуация для обсуждения

уметь ориентироваться в своей системе знаний: доказывать, сравнивать, делать выводы;

2.2. Создание ситуации разрыва

Индивидуальная работа

Рассуждение

Ситуация для обсуждения

находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

2.3. Формулировка У.З.

- так, о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке русского языка?

- мы будем говорить о устной и письменной речи

уметь определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя;

3.Решение У.З.

3.1. Поиск решение У.З.

- что же такое устная речь?

- Слово «устная» образовалась от слова «уста»: устами называли в старину губы.

 - Письменная речь?

Для письма используют буквы и другие письменные знаки.

- устная речь – это речь, которую мы слышим или произносим.

- Письменная речь- это речь, которую мы читаем или записываем.

Индивидуальная работа

Рассуждение

Ситуация для обсуждения

Индивидуальная работа

Рассуждение

 

слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения;

3.2. Моделирование

3.3. Применение

Электронная доска: «Колобок»

Рассмотрите рисунок. Назови сказку.

C:\Users\Euroset\Desktop\оконачательный вариант\DSCN2301.JPG

- Внимательно слушаем сказку.

- Что помогло вам узнать сказку? К какой речи отнесем запись разговора сказочных персонажей: к устной или письменной?

Какой речью вы пользуетесь, чтобы передать содержание сказки?

- давайте сейчас все вместе по данным картинкам (Презентация) попытаемся пересказать сказку «Колобок»

- Задание: словарные слова:

Вставь подходящие по смыслу слова в предложения:

… болтуна не доведет до добра.

Язык не лопатка, знает, что …

… - это родной язык русского народа.

Задание: Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Я   сс   е   и   с

?зык

Ру?кий

Выполнения задания ВКР

Повторяйте за учителем:

За-за-за - идет коза,

Зы-зы-зы - есть козлята у козы,

Зу-зу-зу - веду козу,

Зой-зой-зой - козлята с козой.

3.За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы,зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу,зу-зу-зу - отвязали мы козу.

За-за-за-,за-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу,зу-зу-зу - привязали мы козу.

В звезде найдешь ты букву "з",

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе и в сказке

-Произнесите слово «сказка».

-Разделите слово на слоги;

-Охарактеризуйте последний согласный в первом слоге. Какой это звук?

-Подберите проверяемое слово.

-Как пишется слово «сказка»?

Высказывают свое мнение

-запись разговора относится к устной речи

- устной речи

Пересказывают сказку

Язык болтуна не доведет до добра.

Язык не лопатка, знает, что …

Русский язык - это родной язык русского народа.

Язык

русский

За-за-за - идет коза,

Зы-зы-зы - есть козлята у козы,

Зу-зу-зу - веду козу,

Зой-зой-зой - козлята с козой.

3.За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы,зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу,зу-зу-зу - отвязали мы козу.

За-за-за-,за-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу,зу-зу-зу - привязали мы козу.

В звезде найдешь ты букву "з",

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе и в сказке

-сказка

-З – звонкий, твердый.

-сказочник и т.д

- сказка

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

4. Рефлексия

- Ребята, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Насколько вы поняли тему?

- А активно ли вы работали на уроке? Оцените свою работу по шкале самооценки.

Ребята высказываются

(учащиеся оценивают свою работу по шкале)

Ответы на вопрос Индивидуальная

-Уметь контролировать свои действия;

-Уметь анализировать свое понимания;



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС (Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева»

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

План – конспект урока по русскому языку

Тема урока: «язык и речь»

Выполнила: студентка 3 курса

Группы ПвНК 14 б

Тарасова Сахаайа Васильевна

Якутск, 2017

Конспект урока

          Предмет: Русский язык

  Дата: 28.02.2017

Тема: Язык и речь

Тип урока: урок открытия нового понятия.

Цель: создать условия для знакомства со значением речи и языка в жизни людей, с новым предметом и новым учебником.

Учебная задача:

  • Что такое язык и речь?
  • Для чего нужна язык и речь?

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Осознать роль речи и языка в жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: доказывать, сравнивать, делать выводы;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения;

Личностные: Потребность в дополнительных знаниях.

Ход урока

Этапы

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Методы приемы

Результат

1.Орг. момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово!

Любознательные дети

Знать хотят про всё на свете!

Приветствие учителя

Индивидуальная работа,

беседа

подготовка к уроку

2.Постановка У.З

2.1. Создание ситуации успеха

- На сегодняшнем уроке, вы переходите на следующую ступень. Чтобы

узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника. Разгадайте загадки. (за правильный ответ разд. «Смайлики»)

1.Кто альбом раскрасил наш?

Ну, конечно…

2. Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки

3. Чтоб на праздник сделать маски,

Нам потребуются…

4. Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас!

5. Аз + буки.

6. Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках

На листочках,

Где станции на точках

7. Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?

– Какое слово у вас получилось?

(На доске записаны слова.)

Пенал, тетрадь, язык, портфель.

 – Найдите лишнее слово.

Соединим два слова и получим русский язык. Вы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете

сказать: «Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать.

 – Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу?

– Как называют людей, которые пишут, создают книги?

– Полистайте учебник.

 – Что вы видите на с. 3?

 – Какие тайны хранит эта книга? Что мы сможем узнать на уроках русского языка?

На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас.

 – А что вы видите на с. 4?

 – Откройте с. 134. Что находится там?

Чистописание

-открываем тетрадь, пишем число. Выполняем задание, которое написано у вас в тетради (даны слова речь и слух).

-Мы написали слова: речь и слух. Что же означают эти слова? Давайте посмотрим значения слов в словаре.

Листают новый учебник

(карандаш).

(Ручка.)

(краски).

(Часы.)

(Азбука.)

(Книга.)

(Линейка.)

(Русский.)

(Язык, так как остальные слова

обозначают учебные принадлежности.)

(Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.)

(Авторы.)

(Обращение авторов к первоклассникам.)

(Как правильно говорить и писать на русском языке.)

(Условные обозначения.)

(Справочные материалы.)

Открывают тетрадь, выполняют задание

Высказывают свое мнение

Смотрят значения слов в словаре

Индивидуальная работа

Рассуждение

Ситуация для обсуждения

уметь ориентироваться в своей системе знаний: доказывать, сравнивать, делать выводы;

2.2. Создание ситуации разрыва

- А для чего нам нужна речь? Слух?

№1 с.6

- Рассмотрите рисунок. (интерактивная доска) Прочитайте. О чем  сообщает автор?

- А как общаются животные?

- А  человек может сказать, что говорят животные?

- Так можно ли отнести звуковые сигналы животных к речи?

Высказывают свое мнение

(Только человек обладает даром речи)

- у них нет речи как у нас

-нет

Индивидуальная работа

Рассуждение

Ситуация для обсуждения

находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

2.3. Формулировка У.З.

- значит, какая задача стоит перед нами на сегодняшнем уроке?

- узнать что такое речь и язык

уметь определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя;

3.Решение У.З.

3.1. Поиск решение У.З.

№ 2.

- Рассмотрите схему на рисунке на с.5

- Что делает мальчик вверху слева?

- Какой это вид речи?

- А что делает девочка  вверху справа?

- А какой это вид речи?

- А что делает девочка внизу слева?

- Какой это вид речи?

- Что делает мальчик внизу слева?

- Какой это вид речи?

Сделайте вывод: для чего нужна речь?

Прочитайте сведение о языке.

- Что такое речь?

- Приведите пример такого вида речи, как письмо.

Знакомятся с учебником

(слушает)

(слушание)

(говорит.)

(говорение).

(читает).

(чтение)

(Пишет)

(письмо)

Высказывают свое мнение

Индивидуальная работа

Рассуждение

Ситуация для обсуждения

Индивидуальная работа

Рассуждение

Ситуация для обсуждения

 

слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения;

3.3. Применение

Выполнения задания ВКР

Повторяйте за учителем:

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Произнесите слово «снег»;

Определите на слух, какие согласные звуки произносятся в начале (в конце) слова.

Дайте характеристику 3 согласному.

Слушайте и повторяйте слово за учителем, подражая его произношению. Следите за правильным произношением мягкого согласного перед гласным.

Как мы можем определить букву?

Напишите в тетради слово «снег»;

Слушают подражая учителю

(Учащиеся могут показывать карточки с соответствующими буквами);

(Согласный, звонкий, мягкий);  

(найти проверяемое слово);

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

4. Рефлексия

- Ребята, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Насколько вы поняли тему?

- А активно ли вы работали на уроке? Оцените свою работу по шкале самооценки.

Ребята высказываются

(учащиеся оценивают свою работу по шкале)

Ответы на вопрос Индивидуальная

-Уметь контролировать свои действия;

-Уметь анализировать свое понимания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся"

Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты....

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».

Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...