Конспект урока русского языка, 3 кл. + презентация
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Канаева Светлана Евгеньевна

Конспект урока русского языка.

Тема: Окончания существительных

во множественном числе в Р.п.

(нулевое, -ов, -ев, -ей).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент 

Словесный: слово учителя

Мотивационный этап

Словесный: слово учителя

Практический: выполняют письменное упражнение

08:00-

08:00

08:00-
08: 01

08:01-

08:04

Здравствуйте, ребята. Проверим свою готовность к уроку. У всех на партах лежит учебник русского языка, рабочая тетрадь, пенал. Можете садиться.

– Поднимите правую руку те, кто хочет писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто готов сегодня отвечать на вопросы…

Молодцы, отлично!

Минутка чистописания.

Похлопайте в ладоши.

Постучите в кулачки.

Покатайте карандаш между ладонями.

Покатайте карандаш по верхней стороне левой ладони, затем – правой.

Помассируйте, тупым концом ручки, подушечку каждого пальца.

На доске написаны слова (слайд 1):

                     д..кабрь                         сев..р

                     в..н..грет                       косм…с

                     м..роз                             в..р..бьи

                     с..ница                           в..кзал

Запишите каллиграфически, вставляя пропущенные буквы.

Давайте проверим. Z, прочитай первое слово, какую букву ты написал, вместо пропуска? Z2, второе слово и т.д.

(Слайд 2). Декабрь, винегрет, мороз, синица, север, космос, воробьи, вокзал.

Проверять свою готовность к уроку.  Приветствовать учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Выполнять разминку для рук.

Записывать слова каллиграфически, вставляя пропущенные буквы

Л: самоопределение;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме.

2. Актуализация знаний

Практический: выполняют письменное упражнение

08:04-

08:06

(Слайд 3). У вас на столах лежат карточки. Выполните задание в парах. Впишите напротив каждого вопросы «да», если утверждение является верным или «нет», если утверждение ложное.

Проверим. Z, читай первое утверждение, оно является верным? Z2, второе утверждение и т.д.

(Слайд 4) Проверьте, у кого не так? Какие вы допустили ошибки?

Выполнять задание в парах.
Отвечать на вопросы в таблице.

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

3. Постановка учебной задачи, целеполагание

Словесный: слово учителя

08:06-

08:08

Ребята, прочитайте предложения (Слайд 5) :

У рыб нет зуб.

У рыб нет зубов.

У рыб нет зубей.

Какое предложение написано правильно?

Что вы можете сказать об этих словах, в данном предложении? (Это существительные мн. числа стоят в родительном падеже).
Что изменяется в слове «зуб» в каждом предложении?(Окончание).

Сформулируйте тему урока? (Окончания существительных во множественном числе в Р.п.)

(Слайд 6). Какие цели на урок мы поставим?

(Познакомиться особенностями окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже; научиться образовывать существительные в Р.п. мн.ч. от существительных И.п. мн.ч.)

Читают предложения на доске.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока.

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Р: целеполагание.

4. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Практический: работа в группах

Работа с учебником: выполнение упражнения

Работа с учебником: выполнение упражнения

Работа с учебником: выполнение упражнения

Практический: выполняют письменное упражнение в печатной тетради

08:08-

08:09

08:09-
08:14

08:14-

08:16

08:16-

08:17

08:17-
08:20

08:20-

08:21

08:21-
08:24

08:24-

08:29

08:29-
08:32

08:32-

08:34

08:34-

08:36

08:36-
08:44

Будем учиться правильно писать окончания имен существительных родительного падежа множественного числа.

На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (Кого? Чего?)

Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа? (Таблица, слайд 7).
                             
 Работа в группах

Разделимся на группы. 1 группа будет работать у доски. У вас на столах лежат карточки. Найдите карточки, обозначающие падежи. (И.п., Р.п.) Найдите карточки, обозначающие род (ср.р., м.р., ж.р.) Какой род может иметь И.п., какой Р.п.? Подставьте под карточку падежа, те рода, которые он может иметь. У вас остались карточки с окончаниями. Распределите эти карточки так, чтобы стало понятно, какое окончание имеет существительное во мн.ч. в определенном роде и падеже.
Сравните с образцом на доске, у кого есть ошибки? Какие? Давайте исправим их. Поставим нужную карточку на свое место.  

Устное задание

Перед вами карточки со словами. Нам нужно определить какой падеж и род имеет данное слово, используя нашу таблицу. Z, куда мы отнесем это слово? (Килограммы – И.п., м.р.) Почему? (Оно имеет окончание –ы). Z, второе слово? Почему?

Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 73, прочитайте тему урока. Z, прочитай слова Анишит Йокоповны.

Обратим внимание на плакат Летучей Мыши.

В какой форме записаны слова в первой колонке? А во второй? Прочитаем эти слова. Чем отличается каждое слово первой колонке, от слова во второй? (У них разное окончание). К какой части речи относятся все эти слова? (Существительное).

Упражнение №83.

Выполним упр.83. Откройте рабочую тетрадь, отступите от последней записи две строчки вниз, запишите число, классная работа, номер упражнения. Z, прочитай задание. Что нужно сделать? Всем понятно, как выполнять задание? Можете выполнять упражнение.  

Упр. 83.
На столе нет
помидоров, апельсинов, яблок. В зале не осталось свободных мест. У неё много дел. У него было по паре ботинок и сапог, но не было валенок. В этом магазине нет ни чулок, ни носков.

Какие слова из второго столбика плаката Летучей Мыши не попали в это упражнение? (Килограммов, рельсов, окон). Составьте устно предложения с 1,2,3 словами.

Z, какое упражнение ты составил? Давайте запишем его.

Правило.

Познакомимся с правилом Летучей Мыши на стр. 75. Z, прочитай правило.

Упражнение №84.

Выполним упр. 84. Z, прочитай задание. Что нужно сделать? Всем понятно задание? Можете выполнять.
Проверим задание. Z, прочитай, что у тебя получилось.
Упр. 84.
За ним среди
ручьев и луж
Гудит, шумит, машина-
душ.

Повторим правило.

Упражнение №86.

Упражнение №86. Z, прочитай задание. Вам понятно задание? Запишите первое словосочетание. Какое слово является главным? (Повадки). Задайте вопрос от главного слова к зависимому. (Повадки какие?). Какой частью речи является слово «повадки»? (Сущ.) А слово «звериные»? (Прилагательное). Запишите 2-ое словосочетание.
Последние три словосочетания запишите и разберите самостоятельно.  

Упр. 86

Звериные повадки. Повадки какие? Звериные. Гл. сл. -повадки. Зависимое-звериные. Звериные-прилагательное. Повадки-существительное. Березовые ветки. Ветки какие? Березовые. Гл.сл.-ветки. Зав.сл.- березовые. Березовые-прилагательное. Ветки -существительное. Детские игры. Игры какие? Детские. Гл.сл. –игры. Зав.сл. –детские. Детские- прил. Игры- сущ. Воробьиные драки. Драки чьи? Воробьиные. Драки- сущ. Воробьиные- прил. Дверные ручки. Ручки какие? Дверные. Ручки- сущ. Дверные- прил. Кленовые листья. Листья какие? Кленовые. Листья- сущ. Кленовые- прил.

Проверим упражнение. Z, прочитай, что у тебя получилось.

Выполним вторую часть упражнения. Z, прочитай, что нужно сделать. Запишите словосочетания в столбик в мн.ч. Р.п. и выделите окончание. Разберем первое словосочетание. Как мы его запишем? (Повадки зверей). Какое слово имеет форму мн.ч. Р.п.? (Зверей). Какое окончание мы должны выделить? (-ей). Разберем 2-ое словосочетание.

Динамическая пауза

Ребята, встанем, немного разомнемся.

(Видео- физкультминутка). 

Работа с учебником.

Обратите внимание на выводы на стр. 77. Посмотрите на выполненное упражнение в тетради. Чем можно дополнить эти выводы? (Нулевое, -ов, -ев, -ей). Запишите выводы в тетрадь.

Работа в печатной тетради.

Задание №44.

Откройте печатную тетрадь на стр. 42, упр. 44. Z, прочитай задание. Что нужно сделать? Z, как мы запишем первое слово в форме мн.ч. Р.п.? (Ужей). Правильно. Выполните задание самостоятельно.
Поменяйтесь тетрадями, проверим задание.
(Слайд 8).
Задание №44.
Уж- ужей. Слон- слонов. Енот- енотов. Олень- оленей. Морж- моржей. Еж- ежей. Бегемот- бегемотов. Кашалот- кашалотов. Тюлень- тюленей. Стриж- стрижей.

У кого все верно, поставьте «+».

Отвечать на вопросы.

Работать в группах.

Работать с учителем в фронтальном режиме.

Работать с учебником.

Выполнять упражнение.

Составлять предложения.

Работать с текстом учебника. Знакомиться с правилом.

Выполнять упражнение.

Работать с учителем в фронтальном режиме.

Выполнять упражнение.

Выполнять физические упражнения.

Делать выводы.

Выполнять задание в печатной тетради.

Выполнять взаимопроверку.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

П: развитие умения анализировать познавательный объект (текст учебника).

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

К: осознание значимости совместной деятельности.

5. Итог урока.
Рефлексия.

Словесный: слово учителя

08:44-

08:45

Вспомните, какую цель ставили на урок? Достигли ее? 

(Слайд 9). Закончите предложения:

 «Сегодня я узнал …»

 «Было интересно …»

 «Я считаю, что на уроке я поработал ...»

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Стр. 75, упр. 85

Проводить самооценку.

Л: определяют личностный смысл изучения темы;

Р: умение давать самооценку.

Дата: 01.03.2017г.                                                                                                                      Учитель: Ермакова О.В.

Школа: 26                                                                                                                                   Методист: Зубарева Н. С.

Класс: 3-8                                                                                                                                   Студентка: Канаева С., 46 группа.

Кабинет: № 39

Конспект урока русского языка.

Тема: Окончания существительных

во множественном числе в Р.п.

(нулевое, -ов, -ев, -ей).

Цели деятельности учителя:

-познакомить детей с особенностями окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже;

- учить образовывать существительные в Р.п. мн.ч. от существительных И.п. мн.ч.

Планируемые результаты

Личностные:

-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;

-развивать умение работать самостоятельно и в паре, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

-изучить особенности окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже;

-создать условия для развития умений правильно употреблять их в речи.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник 3 класс "Русский язык" 3 часть (М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова), тетрадь для самостоятельных работ №2 по русскому языку (Т.А. Байкова), рабочая тетрадь, учебная презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первое марта. Классная работа.

Слайд 2

д..кабрь сев..р в..н..грет косм…с м..роз в..р..бьи с..ница в..кзал

Слайд 4

Высказывания Ответы 1. Имена существительные обозначают признак предмета? 2. Имена существительные в начальной форме отвечают на вопросы: кто? что? 3. Имена существительные не изменяются по числам? 4. Имена существительные в единственном числе различаются по склонениям? 5. Склонение существительного можно определить по роду и окончанию? нет нет да да да

Слайд 5

У рыб нет зуб. У рыб нет зубов. У рыб нет зубей.

Слайд 6

Окончания существительных во множественном числе в Р.п. (нулевое, -ов, -ев, -ей). Цели: познакомиться особенностями окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже; учиться образовывать существительные в Р.п. мн.ч. от существительных И.п. мн.ч

Слайд 7

М.р. Ж.р. Ср.р. -ов, -ев, -ей -ей, -ов, -ев,

Слайд 8

М.р. Ж.р. Ср.р. -ы, -и -ы, -и -а, -я

Слайд 9

Уж- ужей Еж- ежей Слон- слонов Бегемот- бегемотов Енот- енотов Кашалот- кашалотов Олень- оленей Тюлень- тюленей Морж- моржей Стриж- стрижей

Слайд 10

«Сегодня я узнал …» «Было интересно …» «Я считаю, что на уроке я поработал ...»



Предварительный просмотр:

Высказывания

Ответы

1. Имена существительные обозначают признак предмета?

2. Имена существительные в начальной форме отвечают на вопросы: кто? что?

3. Имена существительные не изменяются по числам?

4. Имена существительные в единственном числе различаются по склонениям?

5. Склонение существительного можно определить по роду и окончанию?

Высказывания

Ответы

1. Имена существительные обозначают признак предмета?

2. Имена существительные в начальной форме отвечают на вопросы: кто? что?

3. Имена существительные не изменяются по числам?

4. Имена существительные в единственном числе различаются по склонениям?

5. Склонение существительного можно определить по роду и окончанию?

Высказывания

Ответы

1. Имена существительные обозначают признак предмета?

2. Имена существительные в начальной форме отвечают на вопросы: кто? что?

3. Имена существительные не изменяются по числам?

4. Имена существительные в единственном числе различаются по склонениям?

5. Склонение существительного можно определить по роду и окончанию?

Высказывания

Ответы

1. Имена существительные обозначают признак предмета?

2. Имена существительные в начальной форме отвечают на вопросы: кто? что?

3. Имена существительные не изменяются по числам?

4. Имена существительные в единственном числе различаются по склонениям?

5. Склонение существительного можно определить по роду и окончанию?

Высказывания

Ответы

1. Имена существительные обозначают признак предмета?

2. Имена существительные в начальной форме отвечают на вопросы: кто? что?

3. Имена существительные не изменяются по числам?

4. Имена существительные в единственном числе различаются по склонениям?

5. Склонение существительного можно определить по роду и окончанию?



Предварительный просмотр:

М. р.

Ж. р.

Ср.р.

-ов  -ев

-ей

-ей

-ов -ев

М. р.

Ж. р.

Ср.р.

-ов -ев

-ей

-ей

-ов -ев

М. р.

Ж. р.

Ср.р.

-ов -ев

-ей

-ей

-ов -ев

М. р.

Ж. р.

Ср.р.

-ов -ев

-ей

-ей

-ов -ев

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

-ы  -и

-ы  -и 

-а  -я 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

-ы  -и

-ы  -и 

-а  -я 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

-ы  -и

-ы  -и 

-а  -я 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

-ы  -и

-ы  -и 

-а  -я 

И.п.  Р.п. И.п.  Р.п.

И.п.  Р.п. И.п.  Р.п.



Предварительный просмотр:

И.п.  Р.п. М.р.     Ж.р. Ср.р.

-ов  -ев  

-ей  -ов

-ев   -ей

-ы  -и

 -а   -я 

-ы   -и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка и презентация

Урок по   русскому  языку  /УМК «Начальная школа XXIвека» под руководством Н.Ф.Виноградовой/ по теме:  «  Учимся  писать слова с удвоенными согласными в корне»...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"

Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...

Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...