Урок по русскому языку "ь" на конце имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Абросимова  Ирина Алексеевна

Урок по русскому языку "ь" на конце имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak_russkiy_yazyk.docx31.7 КБ
Файл _na_kontse_sushchestvitelnyh.pptx868.27 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I.Организация деятельности учащихся

II. Вводная беседа

III. Минутка чистописания

III. Повторение правила

IV. Работа с учебником.

V. Работа в парах.

VI. Физминутка

VII. Работа с деформированным

текстом

VIII.  Работа с презентацией

IX. Устная игра слова

X. Тестовая работа

XI. Подведение итогов и рефлексия.

Здравствуйте. Меня зовут Ирина Алексеевна. Сегодня урок русского языка и проведу у вас я.

Ребята, мы с вами продолжаем изучение ранее изученной вами темы: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих».  Я бы хотела, чтобы вы посмотрели на доску. Вы видите слова, на какие группы мы могли бы разделить слова.

Распределили слова, и по какому признаку мы делили эти слова?

Ребята, а теперь давайте с вами подумаем, какие еще группы мы можем с вами образовать из слов

(гараж, дочь, ночь, печь, врач, камыш).

Правильно, молодцы ребята. А теперь давайте с вами сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

И тема нашего сегодняшнего урока « Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» ( повторение).

 

Какие мы с вами знаем шипящие звуки?

 А какие шипящие буквы?

И сегодня на уроке мы с вами займемся правописанием таким сочетанием букв ( чэ и ь; ща и ь; ша и ь).

Открываем тетради. Запишем число и классная работа.

Ребята, какое сегодня число?

Ребята кто запишет глазки на меня.

На следующей строке нам необходимо чередуя, мы свами запишем эти строчные, буквы до конца одной строки.  

Кто напишет, поставьте ручку на локоток.

Ребята, давайте с вами повторим правило правописания мягкого знака на конце существительного.

Когда же пишется мягкий знак в именах существительных после шипящих?

Ребята, а теперь давайте с вами запишем слова  ж. р. которые мы с вами уже анализировали на уроке. Какие же то слова?

Запишем эти слова у себя в тетрадке с новой строчки и с большой буквы, подпишем над ними (ж.р.) и подберем еще три своих слова ж.р., в которых мягкий знак пишется после шипящих. И запишем их.

А когда мягкий знак не пишется на конце существительных после шипящих?

Правильно.

Открываем учебник на странице 34 и давайте посмотрим упражнение 60.

(Имя ребенка) читает упражнение.

Пожалуйста, первое слово- товарищеский, какое однокоренное  существительное мы можем подобрать? Товарищ, хорошо, будем писать мягкий знак? почему, подписали сверху м.р, выделели орфограмму. Следующее прилагательное…

Пожалуйста, запишите словосочетания до конца самостоятельно.

Хорошо, кто написал, отложите в сторону тетради и ручки.

На ваших столах вы видите, лежит листочек А4 поделенный на две колонки в одной колонке написано м. р., а в другой ж.р. и конвертики. Достаньте содержимое из конверта. Работать вы будите в парах.

Вы видите слова, ваша задача распределить слова по двум колонкам. Но ребята, не забывайте, мы с вами говорим о правописание мягкого знака на конце сущ. после шипящих и я специально пропустила в словах мягкий знак и там где это необходимо вставьте его, посовещавшись друг с другом.

Кто сделает, поднимает глазки на меня и мы с вами, будем проверять, как вы справились с этим заданием.  

Ребята давайте проверим, в какие слова вы вставили мягкий знак?

Правильно, во всех словах женского рода, вы вставили мягкий знак, в мужском роде мы мягкий знак не пишем.

Какие слова у вас мужского рода получились?

А теперь давайте с вами запишем эти слова себе в тетрадку. Первый вариант пишет слова ж.р., а второй вариант слова м.р. в строчку.

Кто напишет глазки на меня.

Ребята мы с вами хорошо поработали, давайте немножко отдохнём.

Молодцы ребята! Присаживайтесь.

Ребята, на ваших столах вы видите карточки. На них  написан текст, вам нужно вставить подходящие по смыслу существительные в данные предложения. Вы их найдете в словах для справок, так же в этих словах пропущен мягкий знак, вставьте его, где это необходимо. Работайте прямо на этих карточках, после выполнения мы с вами проверим.

Кто выполнил, поставьте ручку на локоток. Давайте проверим, как вы выполнили задание. Посмотрите на слайд.  

(Имя ребенка) прочитай первое предложение, что у тебя получилось.

Почему в слове «рожь» вы написали «ь»?

( И так каждое предложение разбираем с детьми).

Мы с вами хорошо поработали, давайте с вами поиграем.

Игра  «Группа слов». ( работа с диском к учебнику) 

Нам с вами  надо помочь братьям Лосям спуститься на землю. Для этого вам нужно правильно распределить мешочки по корзинам.

Молодцы! Лоси очень довольны, что мы с вами помогли им спуститься на землю.

Ребята, а теперь давайте с вами устно поиграем. На партах у вас лежат карточки «+» и «-», если в слове, которое я называю есть «ь», то вы поднимаете карточку с «+» ,  а если в этом слове не пишется «ь», то поднимаем  знак «-».

И в конце нашего урока давайте выполним  маленькую самостоятельную работу на закрепление изученного материала.

Сейчас я вам раздам листочки с заданием, вы выполните задание прямо на них, но не забудьте подписать свою фамилию имя

Ребята мы с вами очень хорошо поработали, повторили и закрепили с вами ранее изученный материал.

На словах у вас лежат солнышки и тучки.

Если вы считаете, что очень хорошо поработали на уроке, то покажите мне солнышко. А если вы считаете, что не очень хорошо поработали, но пообещаете мне, что на следующем уроке вы будете очень хорошо работать покажите мне тучку.

Спасибо большое, опустите карточки.

На этом наш урок закончен. Спасибо за урок.

До свидания.

Первая группа, это слова, которые пишется мягкий знак после шипящих, а во вторую группу слова в которых мягкий знак обозначает мягкость ( или в этих словах нет шипящих).

Слова м.р. – гараж, врач, камыш

Слова ж. р. – дочь, мощь, речь.

Ответы детей.

(ч, щ, ш, ц)

(ча, ща, ша, цэ)

Двенадцатое февраля

Дети записывают число и классная работа.

Дети отвечают правило.

На конце сущ. ж.р.

.

Дочь, ночь, печь.

Например: глушь, тишь, дичь.

На конце сущ. м.р

Ребенок читает упражнение.

мышь, ночь, печь, рожь, дочь, ложь, мощь

мяч, шалаш, грач, нож, камыш

Дорога шла через рожь.

Потому, что слово «рожь» ж.р., поэтому слове мы пишем «ь».

Дети показывают «+» или «-».

На доске слова:

дочь, ночь, гараж, печь, врач, камыш, день, конь, пень.

1 группа: гараж, дочь, ночь, печь, врач, камыш.

2 группа: день, конь, пень.

(Слова день, конь, пень – убираются с доски).

На доске

м.р. – гараж, врач, камыш

ж. р. – дочь, ночь, печь.

Слайд №1 Тема: «Правописание мягкого знака(ь) имен существительных после шипящих».

пишется     не

(ь) в ж.р.  пишется

                   (ь) в м.р

Слайд №1

Стрелки на м.р и ж.р

Ж.р. – мышь, ночь, печь, рожь, дочь, ложь, мощь.

М.р. – мяч, шалаш, грач, нож, камыш, плач, товарищ.

Слайд №2 Страничка из словаря:

Мощь – мужество, сила. Словарь Ожегова С.И.

Текс:  Дорога шла через …….. . Вот пробежала ……. . В роще послышался ……. .

Это …….. затянул песню. Вот и река. Наступила ….. и ловля началась. Кругом стояла ….. . ……. шептался с рекою.

Слова для справок:  ноч?, рож?, камыш?, мыш?,  сыч?, плач?, тиш?.

Слайд № 3 (Проверка)

Дорога шла через рожь. Вот пробежала мышь. В роще послышался, плачь .

Это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ночь и ловля началась. Кругом стояла тишь . Камыш шептался с рекою.

Игра  «Группа слов». ( работа с диском к учебнику).

Печь, мышь, тушь, ложь, молодежь, дочь.

Грач, врач, багаж, силач, ёрш, мяч.

Тест:
1. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова.
2. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.

3. В каком ряду все слова пишутся с ь:

1. рож?,  доч?, печ?

2. мяч?, ёрш?, меч?

3. ноч?, калач?, молодеж?
4. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется ь знак;
б) пишется ь знак.

5. В каком ряду во всех словах не пишется ь:

1. ключ?, камыш?, борщ?

2. Ковш?, лож?, реч?

3. Мощ?, тиш?, стриж?
6. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
в) на падеж.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных»

Слайд 4

чь чь чь чь чь чь чь ш ь шь шь шь шь шь щь щь щь щь щь щь 12 февраля. Классная Работа.

Слайд 5

Мягкий Знак «Ь» Пишется в Ж.р Не пишется в М.р

Слайд 7

Женский род Мужской род мыш ь , ноч ь , печ ь , рож ь , доч ь , лож ь , мощ ь мя ч , шала ш , гра ч , но ж , камы ш

Слайд 9

Дорога шла через рож ь . Вот пробежала мыш ь . В роще послышался, плач ь . Это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ноч ь и ловля началась. Кругом стояла тиш ь . Камыш шептался с рекою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.

З класс Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после  шипящих.Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.Дидактическая це...

урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс УМК "Школа 2100"

урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" - "Изменение имен существительных по падежам"...

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"

План-конспект урока русского языка 3 класс по теме "Число имен существительных" и презентация к данному уроку....

Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"

- закреплять знания об однородных членах предложения;          - развивать орфографическую зор...

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

урок русского языка в 3 классе программа Школа России...