Урок русскогоя языка, 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Фокина Светлана Ростиславна

Урок русского языка по теме "Изменение глаголов прошедшего времени по родам", 4 .класс. Конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nov.docx28.62 КБ
Office presentation icon novaya.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе.

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Цель урока: познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Задачи:

  • Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.
  • Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.
  • Развивать внимание, память, монологическую речь, орфографическую зоркость.
  • Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Проверьте готовность к уроку. Всё ли у вас на месте? Я пожелаю вам удачи, а вы постарайтесь работать быстро, а самое главное дружно!

Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

2. Повторение. Актуализация знаний.

 ( на листочках)

Тест.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета

б) количество

в) предмет

г) действие предмета

2. Глаголы отвечают на вопросы:

к) Какой? Какая? Какое? Какие?

л) Что делает? Что делают?

м) Кто? Что?

н) Как?

3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:

а) Что делала? Что делали?

б) Что делает? Что делают?

в) Что делать? Что сделать?

г) Что сделает? Что сделают?

4. Глаголы изменяются по:

в) склонениям

г) временам

д) падежам

5.Каким членом предложения бывает глагол:

м) дополнением

н) подлежащим

о) сказуемым

п) обстоятельством

6. У какого глагола нельзя определить время:

и) засияет

к) светил

л) сверкать

м) светит

  • Какое слово получилось?
  • Что такое ГЛАГОЛ?
  • Что вы можете рассказать о данной части речи?

3.Лексическая работа. Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы, а затем поставьте их в 3 лицо, мн.число. Определите время и  спряжение. (Слайд 2)

Витать в облаках (мечтать-мечтают).

Зарубить на носу (запомнить – запомнят).

Бить баклуши. (бездельничать – бездельничают)

Как изменяются глаголы прошедшего и будущего времени?

4. Выведение темы и постановка целей урока.

Ребята, перед нами отрывок стихотворения К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

(чтение обучающимися) (слайд 3)

  1. Вступит.слово учителя о поэте.

Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.

В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, – они были переданы на волю

Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания

Думы – любимый жанр поэта

Думы - малороссийские героические народно-эпические произведения, близкие по тематике и идейности историческим песням

Ерма́к Тимофе́евич (1532 — 6 (16) августа 1585, Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Русского государства. Один из исторических героев России.

Погиб в бою с ханом Кучумом.

Ревела буря, дождь шумел;

Во мраке молнии летали;

Бесперерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

  • Какие слова вам не понятны? (Дебри – непроходимые леса)
  • Какие образные средства использует автор?
  • Какими словами автор передает состояние природы? (Словами – ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.)
  • Ребята, что объединяет эти слова? (Это глаголы прошедшего времени.)
  • Докажите. (Во всех глаголах есть суффикс л.)
  • А чем они различаются?
  • Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. («Изменение глаголов прошедшего времени по родам»)

(слайд 4)

  • Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего времени.

5. Открытие новых знаний.

(слайд 5)

Снег сверкал

Солнце сверкал

Заря сверкал

Проблемный диалог.

- Согласны ли вы с таким написанием?

- А какие предложения вам не нравятся? Чем?

- Определите род существительного в каждом предложении.

- Как вы думаете, будет ли меняться глагол в зависимости от рода существительного? (Да)

- Прочитайте правильно эти предложения. Что в них изменилось? (окончание)

- А почему вы меняли окончание? (род существительного)

- Можете ли вы сделать вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам)

- Что меняется у глаголов прошедшего времени? (окончание)

- Давайте понаблюдаем за изменением глаголов прошедшего времени. Проведём исследовательскую работу.

6. Исследование (работа в паре).

(слайд 6)

- Сейчас вы будете работать в парах.

- У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.

- Выделите окончания глаголов.

Глагол

Прошедшее время

Мужской род, он

Женский род, она

Средний род, оно

Что делал? Что сделал?

Что делала? Что сделала?

Что делало? Что сделало?

Петь

Играть

Прибыть

Зачитывают столбики ответов.

  Самопроверка. (Слайд 7)

- Сделайте вывод. (Слайд 8)        

7. Работа с таблицей в учебнике.

- Давайте сравним результаты нашего исследования с данными таблицы в учебнике на с.110.

- Почему глаголы изменили свои окончания?

- Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

Запишите предложения, вставьте окончания.

8. Давайте вернемся к отрывку из стих-ния.  Посмотрите на слайд 9, найдите глаголы. К каким сущ они относятся. Можем ли определить их род? Почему? Можем ли определить род у глаголов? Почему? Сделайте вывод. Изменяются ли гл. прошедшего времени во мн.числе по родам. Слайд 10

9.*Первичное закрепление полученных знаний.

Р.т. с.63 упр.144

10. Закрепление полученных знаний.

А).  Работа с учебником.

С.112 упр.236 по заданию упражнения. (2 чел. на доске)

б).  Самостоятельная работа по вариантам.

(слайд 11)

Ребята, а сейчас работаем с текстом. 1-ый вариант – находит предложения с глаголами прошедшего времени среднего рода, 2-ой вариант - с глаголами прошедшего времени множественного числа. Выпишите предложения. Выделите окончания. (Проверка взаимная..)

Стоял_ раннее утро. Солнце освещал_ верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал_ на песке. Море сверкал_ в лучах солнца. Лёгкие волны набегал_ на берег. На берегу сидел_ белые чайки.

В) Дополнительно. Морфологический разбор 1 из глаголов из самостоятельной работы.

11. Итог урока. Рефлексия. Слайд 12-13

- Что нового узнали вы сегодня на уроке?

- Чему научились?

- А сейчас каждый подумает и оценит, как понял тему урока, а затем оценит свою деятельность на уроке. В тетради нарисуйте кружок соответствующего цвета. Слайд 14.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Слайд 2

Замените глаголами неопределенной формы, а затем поставьте их в 3 лицо, мн.число. Определите время и спряжение. Витать в облаках. Зарубить на носу. Бить баклуши.

Слайд 3

Ревела буря, дождь шумел; Во мраке молнии летали; Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали… КОНДРАТИЙ ФЁДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ Ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.

Слайд 4

«Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»

Слайд 5

Согласны ли вы с таким написанием? Снег сверкал . Солнце сверкал . Заря сверкал .

Слайд 6

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПО РОДАМ Слова для справок: петь, играть, прибыть Глагол М.р. он Ж.р. она Ср.р. Что делал? Что сделал? Что делала? Что сделала? Что делало? Что сделало?

Слайд 7

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПО РОДАМ Глагол М.р. он Ж.р. она Ср.р. Что делал? Что сделал? Что делала? Что сделала? Что делало? Что сделало? петь пел пел а пел о играть играл играл а играл о прибыть прибыл прибыл а прибыл о

Слайд 8

Вывод: Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание , в женском – а , в среднем роде - о .

Слайд 9

Во мраке молнии летали, И ветры в дебрях бушевали .

Слайд 10

Вывод: Глаголы прошедшего времени во множественном числе имеют окончание – и . Во множественном числе род глагола не определяется .

Слайд 11

Стоял… раннее утро. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка. Лучи солнца освещал… верхушки сосен.

Слайд 12

Составь рассказ по плану о глаголах прошедшего времени На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Когда происходит действие : до момента речи , в момент речи, после момента речи? Какая часть слова отличает глаголы прошедшего времени от других временных форм глагола?

Слайд 13

Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? Какие окончания имеют в мужском, женском и среднем родах? Изменяются ли глаголы прошедшего времени по числам? Какое окончание имеют все глаголы во множественно числе? Можно ли определить во множественном числе род глагола?

Слайд 14

Итог урока:

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

ПЛАН урока французского языка Класс: 3 Учебник: Автор Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. Тема урока: Рождество

Класс: 3Учебник: Автор Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. Учебник  для 3 класса общеобразовательных учреждений.Тема урока: РождествоЦель урока: формирование умений понима...