Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Учащиеся отрабатывают правописание безударных окончаний глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок русского языка 4 класс.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.  

Цель урока:  закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, фиксирование учащимися собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.

Задачи урока:  

-учащиеся фиксируют собственные затруднения и выявляют их причины,

-учатся ставить учебную задачу,

-учатся работе в паре и в группах,

-систематизируют знания о грамматических признаках глаголов,

-учатся писать без ошибок личные окончания глаголов,

-учатся по личным окончаниям глагола определять его грамматические признаки,

-учатся контролировать и оценивать себя.

Оборудование: учебники, тетради, карточки с заданиями, листы самоконтроля, презентация, видеоролик-физминутка, «мордашки-солнышки», тренажёр по русскому языку «Правописание безударных окончаний глагола».

Ход  урока:

1.Организационный момент:

- Приветствие.

-Настрой на продуктивную работу.

Добрый день, ребята и гости нашего урока.

Ребята, поприветствуйте наших гостей, повернув головки назад и кивнув.  

Представьте себе зимний морозный день, на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

-Проверим готовность  к уроку.

Слайд 1.  

Добрый день! Вам молвит зоркость;

Каждому  она нужна.

Говорит чуть слышными словами:

Милые друзья, на весь урок останусь с вами.

        ( обработка стих. А. Кондратьева )  

 Именно орфографическая зоркость, внимание и память нам будут помогать в решении важных вопросов правописания.

-Откроем тетради и  запишем число и классная работа.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, отгадайте загадку:

-Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет. (В. Кондрашов)

-О какой части речи говорится в этой загадке?

Ученики: О глаголе.

Проводится игра “Спроси соседа о глаголе” (развитие устной научной речи, карточки с вопросами учащиеся готовят друг для друга дома)

Слайд 2. Строки из стихотворения И. Сурикова:

Ярко солнце свет…  т,

В воздухе тепло,

И куда ни глян…  шь,

Все кругом светло.

-Прочитайте строки.

-Проанализируйте пропущенные орфограммы и сформулируйте тему урока

( Правописание безударных личных окончаний глаголов) Слайд 3. 

- Это первый урок по этой теме или вы уже умеете это делать? (Мы этому уже учились)

- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?  

( Выписать глаголы, вставив пропущенные в окончании буквы, определить грамматические признаки глаголов: время, число, лицо, спряжение)

Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Проводится фронтальная проверка на доске.

- Как вы действовали при написании окончаний?( На доске появляется схема)

Слад 4.

        ГЛАГОЛ   /   ?

               Начальная форма

        /                        \

        -ить        ост. суффиксы

        /        \

        2 спр.        1 спр.

        /        \

        исключ.? + -        исключен.?-        -е…

        /                        \

        -и…             -е..

-Все ли грамматические признаки необходимо называть, чтобы верно написать окончания глаголов? ( Нет, достаточно определить спряжение).

3.Формирование цели урока и постановка учебных задач.

- Какова цель сегодняшнего урока?  (Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов)

- Сформулируйте учебные задачи. ( Учиться ставить глаголы в начальную форму, научиться по личным окончаниям определять спряжение глаголов. Научиться по личным окончаниям определять грамматические признаки глаголов ).

Оцените свои знания по данной теме на листочках самооценки.

4. Работа над решением поставленных задач.

4.1 Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме.

Работа в парах. Один на тренажёре.

-Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного окончания глагола? (  Поставить глагол в начальную форму для того, чтобы определить спряжение.  От спряжения зависит буква в окончании.)

-У вас карточки со словами:

1.Наступаешь (наступать-1 спр.), пролетаем  (пролетать-1 спр.),  слышим (слышать –искл. 2 спр.), исчезаешь(исчезать-1 спр.), дуем(дуть-1 спр.), чувствуем(чувсвовать-1 спр.), любим(любить-2 спр.), гоним (гнать-искл., 1 спр.)

2.Дышишь (дышать-искл.,2 спр.), оживаем (оживать-1спр.), любим (любить- 2 спр.), смотрим (смотреть-искл.,1спр),пробегаешь (пробегать-1 спр.), светишь (светить-2 спр.), видим (видеть- искл., 1 спр.)летаем(летать 1 спр.)

-Работа в парах (устно). Первый участник называет глагол из карточки, второй- устно ставит его в начальную форму, определяет спряжение и называет безударную гласную в окончании глагола.

После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает

«второго» : ответ без ошибок-5, одна ошибка-4, две ошибки-3.Затем дети меняются ролями. Оценка выставляется простым карандашом на шкале.

Физминутка.

4.2 Упражнение  в написании окончании глаголов.

Индивидуальная работа с взаимопроверкой в группах.

На доске 4 образца текстов с разным уровнем сложности. Учащиеся определяют степень трудности задач, самостоятельно проанализировав тексты .Каждый ученик выполняет задания по своему выбору. После раздачи задания, учитель на доске магнитами разных цветов выделяет уровень текстов и перед каждым учеником ставит фишку определенного цвета, соответствующую этому уровню, чтобы после выполнения задания дети могли произвести взаимопроверку, собравшись по группам.

1 уровень ( легкий - по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)

  Все мы (испытывать) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с  полей,  Солнце (обливать)  облива..т  весенний  лес  светом.  Птицы (строить) стро..т  гнезда.

2 уровень  ( сложнее - в начальную форму глаголы нужно поставить самим)

  Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.

3 уровень (более сложный- встречаются глаголы- исключения)

  Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и  мчит вперед, тороп..тся  согнать их в одно место.

4 уровень( сложный(творческий)- глаголы нужно самостоятельно подобрать по смыслу)

……………….    весна. Ярко…………………..    солнце. …………...   теплый ветерок. Последний снег………………….в лесу. Природа…....................  . Звери ……………….. приближение весны.

Взаимопроверка в группе.

-Оцените себя на шкале простым карандашом.

5.Работа с учебником.

Урок 56 стр.140 упр.1, стр.141 упр.3

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли? Какие открытия для себя вы сделали сегодня? Чего вы достигли на уроке?

 -Сравните свою первую оценку на шкале( зеленая ручка) с оценками  работ, выполненными на этом уроке

- Кто оценил себя в начале урока выше своих возможностей?

- Кто оценил себя ниже своих способностей?

- Кто оценил свои знания правильно?

- При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (писать безударные окончания глаголов без ошибок, выучить алгоритм действия, выучить глаголы- исключения и т .д.)

-Что нового и интересного вы узнали на уроке?

-Что запомнилось? Понравилось? Не понравилось?

-Какие трудности вам пришлось преодолеть?

-Оцените свою удовлетворённость уроком (приём “Мордашки – солнышки”).

-Оцените свою работу на уроке.

 

Сообщение отметок за работу.

Закончить хочу  словами пословицы: Ученику – удача, учителю – радость. Слайд 5.

Вам улыбнулась удача, вы приобрели новые знания и хорошие отметки. От этого мне очень радостно.

Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4А классе. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Открытый урок по русскому языку в 4А  классе.Тема: «Правописание безударных личныхокончаний глаголов»....

Конспект урока по русскому языку в 4 кл "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Школа 2100Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи: Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Диктант по русскому языку 4 класс по теме "Правописание личных окончаний глаголов"

Данный текст диктанта может быть использован при контроле навыка изучения темы "Безударные личные окончания глагола"...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"

В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .Планируемые результаты:Личностные:- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неу...

Карточки для урока русского языка в 4 классе по теме «Безударные личные окончания глаголов».

Карточки для урока русского языка по теме «Безударные личные окончания глаголов». Имеется проверка. Можно работать как в парах, так и в группах....