Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах. 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Устинова Наталья Вячеславовна

Цель: формирование умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и бук в слове.

Планируемые результаты : учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klass._ustinova_n.v.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок русского языка. 1 класс.

                                                                                             Устинова Н.В. ГБОУ школа № 1055

                          Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.

Цель: формирование умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и бук в слове.

Планируемые результаты : учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний

Отгадай загадки

В гору бегом, 
А с горы кувырком. ( Заяц)

- Сколько слогов в слове заяц?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в слове?

- Назовите буквы. Сколько букв в слове?

Он драчун и забияка, 
Никогда не знает страха. 
На спине его иголки, 
А иголки очень колки. (Ёрш)

 - Сколько слогов в слове ёрш?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в слове?

- Назовите буквы. Сколько букв в слове?

- Почему звуков больше, чему букв? ( Буква Ё обозначает два звука, если стоит в начале слова)

- Приведите примеры слов, в которых звуков больше, чем букв.

 Слаще мёда, мягче пуха. 
Отдохни! - всё шепчет в ухо. 
Тот, кто будет с ней дружить, 
Будет очень плохо жить. (Лень)

- Сколько слогов в слове лень?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в слове?

- Назовите буквы. Сколько букв в слове?

- Почему звуков меньше, чему букв? (Ь знак не обозначает звука)

- Приведите примеры слов, в которых звуков меньше, чем букв.

- Какие слова можно составить из букв слова мостик? Запишите их.

III. Самоопределение к деятельности

( На доске два мешочка + слова на магнитах)

Язык, шляпа, ёрш, мёд, ель, лес, Юля, утюг.

- Давайте разделим эти слова и разложим их в два мешочка.

- Что вы заметили? (Буквы Е,Ё, Ю, Я в начале слов обозначают два звука.)

- Разделите слова на два мешочка. (Язык, шляпа, ёрш, мёд, ель, лес, Юля, утюг.)

- Как вы разделили слова? ( В первом мешочке слова, где гласные Е, Ё, Ю,Я обозначают два звука, а во втором, где только один звук)

- Кто догадался, о каких буквах мы сегодня с вами будем говорить? Назовите тему урока.

IV. Работа по теме урока.

Работа с электронным приложением.

Работа по учебнику

Задание № 1.

- Прочитайте слова.

- Найдите пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук. ( Пенал-экран, звук – ключ, кино – стол)

- Произнесите эти звуки. Почему в словах пенал – экран, звук - ключ один и тот же звук обозначен разными буквами.

- Прочитайте последнее задание. Выполнение его самостоятельно.

Задание № 2.

- Вспомните ленту букв в азбуке. Как там располагались буквы, обозначающие гласные звуки? Почему?

- Прочитайте задание. Выполните его в парах устно.

 V.  Физкультминутка

Не под окном,                                руки в стороны, вперед;

А около                                           руки вверх, в стороны (кругом);

Катилось О и охало                      дважды плавные круговые движения перед собой;

О охало, О охало,                          руки в стороны, вперед, вниз.

Не под окном, а около.

VI.  Закрепление изученного материала.

 

  1. Работа по учебнику

- Рассмотри записи.

_ Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два  звука? ( В начале слова, после гласных, после разделительного Ъ и Ь.)

- Приведите примеры таких слов.

- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один гласный звук?(После согласных)

- Приведите примеры таких слов.

   2.  Звуко-буквенный анализ слова

 - Отгадай загадки. Определите, сколько в словах – отгадках звуков и сколько букв.

Кто со мною в дождик вышел, 
Для того я вроде крыши. (Зонт – 4 звука, 4 буквы.)

Лежит верёвка, 
Шипит плутовка. 
Брать её опасно - 
Укусит - ясно? ( Змея – 5 звуков, 4 буквы)

Круглое, румяное, 
Я расту на ветке: 
Любят меня взрослые 
И маленькие детки. ( Яблоко – 7 звуков, 6 букв)

 Симпатичен, сер, усат, 
Хвост - шлагбаум полосат. 
Пищу грязной не грызёт - 
Моет всё в воде ... ( Енот – 5 звуков, 4 буквы)

Ходит город-великан 
На работу в океан. (Корабль – 6 звуков, 7 букв)

Прошла девушка беляна, 
Побелела вся поляна. ( Вьюга – 5 звуков, 5 букв)

- В каких словах буквы обозначают два звука? Какие это буквы?

VII.  Рефлексия

- Как вы поняли тему урока?

- Какую работу могут выполнять буквы Е, Ё, Ю, Я? Приведите примеры.

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока.

_ Что нового вы узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Урок русского языка в 1 классе "Буквы е,ё,ю,я и их функции в словах"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС. Проводился с использованием интерактивной доски....

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...