Календароно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Шемарова Екатерина Александровна

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-  формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_4klass_russkiy_yazyk._shemarova_e.a.docx89.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и программы УМК «Школа России» под редакцией В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого.,М.В.Бойкиной , М.Н.Дементевой , Н.Ф.Стефаненко «Русский язык .1-4»Программма ориентирована на учебник базового уровня общеобразовательных учреждений Русский язык 3 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык изд. Просвещение,2015,входящий в Федеральный перечень допущенных и разрешенных учебников Минобразования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018учебный год .

Выбор программы обусловлен тем, что её составители отводят важную роль предмету «Русский язык»  в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Эта программа соответствует государственному общеобразовательному стандарту 2009 года виду, миссии, целям, особенностям школы и контингенту учащихся.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К.Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах по этой программе  создаёт хорошую основу для дальнейшего лингвистического образования и речевого развития.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  3. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В четвертом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи - наречием.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

    Федеральный базисный учебный план отводит на изучение русского языка в 4-м классе 170 часов в год (5 часов в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

  • Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
  • В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека.
  • На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
  • Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Планируемые результаты. Личностные результаты.

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты. Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:

  • предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
  • главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
  • однородные члены предложения;
  • состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
  • правописание парных согласных в корне;
  • правописание непроизносимых согласных;
  • правописание слов с двойными согласными;
  • изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;
  • правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
  • имя числительное; правописание количественных числительных.

              Учащиеся должны уметь:

- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;

-  ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

-  устанавливать связь слов в предложении;

-  распознавать предложения с однородными членами;

-  выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

-  производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

-  производить разбор слова по составу;

-  обозначать парные согласные в корне;

-  писать слова с непроизносимыми согласными;

-  писать слова с двойными согласными;

-  изменять имена существительные по падежам;

-  склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;

-  писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;

-  писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);

-  использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

-  пользоваться словарями и справочной литературой.

VI. Содержание учебного предмета.

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (41 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (31 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (9 ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (32 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи.

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение (18 ч)

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения программы

Скорректи

рованные сроки прохождения программы

Повторение  изученного  в  3

классе -(11 часов)

1.

Знакомство с учебником «русский язык». Наша речь и наш язык. Повторение  изученного  о

предложении.

Знакомятся  с  учебником,  его  структурой,

назначением.  Определяют  границы  предложения,

записывают их, правильно оформляя на письме.

01.09.-08.09.

2.

Язык и речь. Формулы вежливости. Виды  предложений  по  цели

высказывания и интонации.

Классифицируют  предложения  по  цели

высказывания.  Различают  распространенные  и

нераспространенные  предложения.  Находят  в

тексте  и  распознают  повествовательные,

вопросительные  и  побудительные  предложения.

Выбирают  знак  для  постановки  в  конце

предложения.

01.09.-08.09.

3.

Текст и его план. Связь  слов  в  предложении.

Словосочетание.

Определяют  тему  текста.  Объясняют  заголовок.

Различают  заголовок.  Различают  тексты  разных

типов  (описание,  повествование, рассуждение).

Анализируют  и  сопоставляют  содержание

текстов.  Воспроизводят  текст.  Составляют  текст

по  картинке  и  по  опорным  словам.

Озаглавливают собственный текст.

01.09.-08.09.

4.

Обучающее изложение «Первая вахта».

Определяют  тему   и  основную  мысль  текста.

Делят  на  части.  Контролируют  правильность

записи текста.

01.09.-08.09.

5.

Анализ изложения. Работа над ошибками. Типы текстов.

Анализируют допущенные ошибки. Различают  тексты  разных

типов  (описание,  повествование, рассуждение).

Анализируют  и  сопоставляют  содержание

текстов.  Воспроизводят  текст.  Составляют  текст

по  картинке  и  по  опорным  словам.

Озаглавливают собственный текст.

01.09.-08.09.

6.

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Классифицируют  предложения  по  цели

высказывания.  Различают  распространенные  и

нераспространенные  предложения.  Находят  в

тексте  и  распознают  повествовательные,

вопросительные  и  побудительные  предложения.

Выбирают  знак  для  постановки  в  конце

предложения.

11.09.-15.09.

7.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Главные  и  второстепенные

члены предложения.

Выделяют  в  тексте  грамматическую  основу  и

второстепенные члены предложения (дополнение,

определение. обстоятельство)

11.09.-15.09.

8.

Диалог. Обращение.

Находят обращения в предложении, устанавливают различия между обращением и подлежащим, графически обозначают  обращение; опознают обращения на слух и находят их в письменной речи (в текстах художественного и разговорного стиля), правильно интонируют  предложения с обращениями, употребляют в собственной речи и следят за культурой речи; расставляют знаки препинания.

11.09.-15.09.

9.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Выделяют  в  тексте  грамматическую  основу  и

второстепенные члены предложения (дополнение,

определение. обстоятельство)

11.09.-15.09.

10.

Контрольный диктант по теме «Повторение».

Пишут  диктант,  включающие  орфограммы, контролируют правильность записи текста.

11.09.-15.09.

19.09.

11.

Работа над ошибками.

Словосочетание.

Анализируют допущенные ошибки.

Устанавливают  связь  слов  в  предложении.

Составляют схемы предложения.

18.09.-22.09.

Предложение (9 ч)

12.

Однородные члены предложения (общее понятие).

Знают  понятие  однородные  члены  предложения.

Распознают предложения с однородными членами

в тексте.

18.09.-22.09.

13.

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Наблюдают  за  связью  однородных  членов  в

предложении.  Соблюдают  интонацию

перечисления  при  чтении  предложений  с

однородными  членами.  Расставляют  знаки

препинания  в  предложениях  с  однородными

членами.  Составляют  предложения  с

однородными членами, в том числе и по схеме.

18.09.-22.09.

14.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

18.09.-22.09.

15.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Воспроизводят  текст  по  картине,  соотносят

заголовок с темой и основной мыслью, составляют

план, точно употребляют слова и словосочетание.

18.09.-22.09.

16.

Работа над ошибками.

Наши проекты

«Похвальное слово знакам препинания».

Анализируют допущенные ошибки.

Выполняют исследовательский проект; выступают  с защитой своего проекта; слушают проекты своих одноклассников и задают вопросы по теме проекта.

25.09.-29.09.

17.

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Распознают простые и сложные предложения; используют сложные предложения в устной и письменной речи; соотносят  схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; составляют  сложные предложения из данных простых предложений.

25.09.-29.09.

18.

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Наблюдают  за  построением  предложений  с

однородными  членами,  за  использованием  союзов

и постановкой запятых.

25.09.-29.09.

19.

Обучающее изложение «Рыбаки».

Определяют  тему   и  основную  мысль  текста.

Делят  на  части.  Контролируют  правильность

записи текста.

25.09.-29.09.

20.

Работа над ошибками.

Слово и его лексическое значение.

Анализируют допущенные ошибки.

Различают многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; подбирают слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач; на практическом уровне различают слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

25.09.-29.09.

Слово в языке и речи (19 ч)

21.

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Пишут  диктант,  включающие  орфограммы, контролируют правильность записи текста.

02.10--06.10

22.

Работа над ошибками.

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

Анализируют допущенные ошибки. Объясняют значения многозначных слов; составляют предложения со словами в прямом и переносном значении; уточняют лексическое значение устаревших и заимствованных слов в толковом словаре; выполняют разбор слова по составу.

02.10--06.10

23.

Синонимы, антонимы, омонимы.

Работают  с разными типами лингвистических словарей; анализируют художественный текст, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; подбирают антонимы и синонимы к данным словам; объясняют значения омонимов.

02.10--06.10

24.

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

Объясняют значения фразеологических оборотов; употребляют  в письменной и устной речи устойчивые обороты; безошибочно списывают текст с доски и учебника; пользуются словарями; находят в тексте многозначные слова и омонимы; подбирают синонимы и антонимы.

02.10--06.10

25.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

 Выделяют значимые части слова; выполняют звукобуквенный разбор слова и разбор слова по составу; делят однокоренные слова на группы; составляют схему слова.

02.10--06.10

26.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

9.10-13.10

27.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

9.10-13.10

28.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Определяют  в  корне  слова  наличие  изученных

орфограмм  (безударные  гласные,  глухие,  звонкие,

непроизносимые  согласные).   Объясняют  и

доказывают  написание  слов.  Группируют  слова

по  типу  орфограмм.  Моделируют  в  ходе  работы

алгоритм применения орфографических правил.

9.10-13.10

29.

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

Определяют  в   корне  слова  наличие  изученных

орфограмм  (двойные  согласные).   Объясняют  и

доказывают  написание  слов.  Группируют  слова

по  типу  орфограмм.  Моделируют  в  ходе  работы

алгоритм применения орфографических правил.

9.10-13.10

30.

Правописание приставок и суффиксов.

Группируют  слова  с  общим  корнем,  с

одинаковыми  приставками  и  суффиксами.

Контролируют  правильность  объединения  слов  в

группу.  Анализируют  заданную  схему  состава

слова  и  подбирают  к  ней  слова  с  точки  зрения

наличия  родственных  слов,  слов  с  заданными приставками,  суффиксами.  Объясняют  значение

слов с опорой на состав его основы.  Определяют

состав слова, приводя доказательства наличия или

отсутствия той или иной морфемы.

9.10-13.10

31.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Определяют  в   корне  слова  наличие  изученных

орфограмм (разделительные Ъ и Ь).  Объясняют и

доказывают  написание  слов.  Группируют  слова

по  типу  орфограмм.  Моделируют  в  ходе  работы

алгоритм применения орфографических правил.

16.10-20.10

32.

Обучающее изложение «Дрозды».

Определяют  тему   и  основную  мысль  текста.

Делят  на  части.  Контролируют  правильность

записи текста.

16.10-20.10

33.

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

Анализируют допущенные ошибки.

Определяют  грамматические  характеристики

частей речи. Осваивают  алгоритм

распознавания   части речи (Что

обозначает?  На  какие  вопросы  отвечает?,  Какие

имеет  постоянные  свойства?,  Как  изменяется?,

Каким членом предложения чаще всего бывает?)

16.10-20.10

34.

Склонение имён существительных и имён прилагательных.

Наблюдают  за  особенностями  падежей.  Умеют

определять  связь  слов  в  предложении  для

распознавания падежей имен существительных.

16.10-20.10

35.

Имя числительное. Глагол.

Определяют  грамматические  характеристики

глагола,  формы  словоизменения  глагола.

Осваивают  алгоритм  распознавания  глагола  (Что

обозначает?  На  какие  вопросы  отвечает?,  Какие

имеет  постоянные  свойства?,  Как  изменяется?,

Каким членом предложения чаще всего бывает?)

16.10-20.10

36.

Наречие как часть речи.

Находят наречия в тексте; задают вопросы к наречиям и определяют, каким членом предложения они являются; выделяют в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употребляют наречия в письменной и устной речи; выполняют морфологический разбор слова; классифицируют слова на группы по грамматическим признакам.

23.10-27.10

37.

Правописание наречий.

23.10-27.10

38.

Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

Воспроизводят  текст  по  картине,  соотносят

заголовок с темой и основной мыслью, составляют

план, точно употребляют слова и словосочетание.

23.10-27.10

39.

Анализ сочинения. Распознавание падежей имён существительных

Анализируют допущенные ошибки. Наблюдают  за  особенностями  падежей.  Умеют

определять  связь  слов  в  предложении  для

распознавания падежей имен существительных.

23.10-27.10

Имя существительное (41 ч)

40.

Контрольный диктант по теме «Части речи».

Пишут  диктант,  включающие  орфограммы, контролируют правильность записи текста.

23.10-27.10

41.

Работа над ошибками. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных.

Анализируют допущенные ошибки. Наблюдают  за  особенностями  падежей.  Умеют

определять  связь  слов  в  предложении  для

распознавания падежей имен существительных.

Знают  косвенные  падежи.  Наблюдают  за

употреблением  имен  существительных  в

косвенных  падежах  и  их  синтаксической  ролью.

Знакомятся  с  несклоняемыми  именами

существительными.

06.11-10.11

42.

Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

06.11-10.11

43.

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.

06.11-10.11

44.

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

06.11-10.11

45.

Три склонения имён существительных (общее представление).

1 -е склонение имён существительных

Знакомятся  с  тремя  типами  склонения  имен

существительных,  их  признаками  разделения  по

окончанию в начальной форме и роду.

06.11-10.11

 46.

Упражнение в распознавании имён существительных 1 -го склонения.

Распознают  тип  склонения  у  имен

существительных  в  косвенных  падежа.

определяют  падеж  и  склонение  имен

существительных.

13.11-17.11

47.

Сочинение по картине A.A. Пластова «Первый снег».

Воспроизводят  текст  по  картине,  соотносят

заголовок с темой и основной мыслью, составляют

план, точно употребляют слова и словосочетание.

13.11-17.11

48.

Анализ сочинения. 2 – е склонение имен существительных.

Анализируют допущенные ошибки. Распознают  тип  склонения  у  имен

существительных  в  косвенных  падежа.

определяют  падеж  и  склонение  имен

существительных.

13.11-17.11

49.

Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения.

13.11-17.11

50.

3-е склонение имён существительных.

Определяют тип склонения имени существительного; изменяют по падежам имена существительные 3-го склонения; выполняют звукобуквенный разбор имени существительного, разбор слова по составу; подбирают к именам существительным 3-го склонения однокоренные имена существительные 1 -го склонения.

13.11-17.11

51.

Упражнение в распознавании существительных 3-го склонения.

20.11-24.11

52.

Типы склонения.

Алгоритм определения склонения имени существительного.

Распознают имена существительных всех трех типов склонения; правильно пишут  безударные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения в родительном, дательном падеже.

20.11-24.11

53.

Обучающее изложение «Скалистый поползень».

Определяют  тему   и  основную  мысль  текста.

Делят  на  части.  Контролируют  правильность

записи текста.

20.11-24.11

54.

Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа.

Анализируют допущенные ошибки. Сравнивают  ударные  и  безударные  окончания

существительных  одного  и  того  же  склонения  и

знакомятся  с  приемом  проверки  безударных

окончаний.

20.11-24.11

55.

Именительный и винительный падежи.

Сопоставляют  и  сравнивают  синтаксическую

роль  имен  существительных  в  именительном

падеже. Наблюдают  за  употреблением  имен

существительных  в  винительном  падеже  и  их

синтаксической  ролью  в  предложении.  Учатся

осознанно употреблять их в речи. Отличают  именительный  от  винительного  и

правильно употребляют в речи.

20.11-24.11

56.

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

Наблюдают  за  правописанием  окончаний  имен

существительных в родительном падеже.

27.11-01.12

57.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Различают родительный и винительный падежи у существительных 2-го склонения; правильно пишут безударные окончания имен существительных; определяют склонение имен существительных.

27.11-01.12

58.

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

Наблюдают    за  правописанием  имен

существительных  в  родительном  и  дательном

падежах. Учатся правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном и родительном падежах; определяют склонение имен существительных; выделяют падежные окончания имен существительных; работают  с деформированными предложениями; выполняют звукобуквенный анализ слов. Знакомятся с правилом оформления на конверте адреса отправителя в родительном падеже и адреса получателя в дательном падеже.

27.11-01.12

59.

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

27.11-01.12

60.

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

27.11-01.12

61.

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

Расширяют  знания  о  творительном  падеже.

Формируют  навык  правописания  безударных

окончаний имен существительных в творительном

падеже.

04.12-08.12

62.

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже.

Учатся правильно писать гласные о и е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц; определяют склонение имен существительных; выделяют падежные окончания имен существительных; составляют словосочетания с данными именами существительными в творительном падеже; выполняют звукобуквенный анализ слова, разбор слова по составу.

04.12-08.12

63.

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

Учатся определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребляют предлоги «0» и «об» с именами существительными в предложном падеже; выделяют основу предложения.

04.12-08.12

64.

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже.

04.12-08.12

65.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Определяют падеж и склонение имен существительных; выделяют падежные окончания; выполняют звукобуквенный разбор слова; выполняют морфологический разбор слова; делят слова на группы по виду орфограмм.

04.12-08.12

66.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

11.12-15.12

67.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

11.12-15.12

68.

Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница».

Воспроизводят  текст  по  картине,  соотносят

заголовок с темой и основной мыслью, составляют

план, точно употребляют слова и словосочетание.

11.12-15.12

69.

Анализ сочинения. Склонение имён существительных во множественном числе.

Анализируют допущенные ошибки.  Наблюдают  за  существительными  во

множественном  числе.  Склоняют

существительные  мужского,  женского  и  среднего

рода во множественном числе.

11.12-15.12

70.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Пишут  диктант,  включающие  орфограммы, контролируют правильность записи текста.

11.12-15.12

71.

Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе.

Анализируют допущенные ошибки.  Наблюдают  за  существительными  во

множественном  числе.  Склоняют

существительные  мужского,  женского  и  среднего

рода во множественном числе.

18.12-22.12

72.

Именительный падеж имён существительных множественного числа.

Склоняют существительные во множественном числе; выполняют разбор слова по составу и морфологический разбор слова; выполняют синтаксический разбор предложения.

18.12-22.12

73.

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Знакомятся  с  именами  существительными  их

окончаниями  в  родительном  падеже

множественного  числа  и  правильным

употреблением этих существительных в речи.

18.12-22.12

74.

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.

Склоняют имена существительные во множественном числе; выделяют окончания существительных в родительном и винительном падеже; выполняют разбор слова по составу, морфологический разбор слова и синтаксический разбор предложения.

18.12-22.12

75.

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

Склоняют  имена  существительные  в  дательном,

творительном  и  предложном  падежах  во

множественном  числе  и  правильно  пишут

падежные  окончания  существительных  во

множественном числе.

18.12-22.12

76.

Обучающее изложение «Боксёр».

Определяют  тему   и  основную  мысль  текста.

Делят  на  части.  Контролируют  правильность

записи текста.

25.12-29.12

77.

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

Анализируют допущенные ошибки.  Склоняют имена существительные в единственном и во множественном числе; выделяют окончания существительных в родительном и винительном падеже; выполняют разбор слова по составу, морфологический разбор слова и синтаксический разбор предложения.

25.12-29.12

78.

Контрольный диктант за первое полугодие.

Пишут  диктант,  включающие  орфограммы, контролируют правильность записи текста.

25.12-29.12

79.

Работа над ошибками. Наши проекты

«Говорите правильно!»

Анализируют допущенные ошибки.  Употребляют в устной и письменной речи имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; определяют склонение и падеж имен существительных; пишут безударные падежные окончания имен существительных.

25.12-29.12

80.

Проверочная работа. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

Склоняют имена существительные в единственном и во множественном числе; выделяют окончания существительных в родительном и винительном падеже; выполняют разбор слова по составу, морфологический разбор слова и синтаксический разбор предложения.

25.12-29.12

Имя прилагательное (31 час)

81.

Имя прилагательное как часть речи.

Обобщают  знания  об  имени  прилагательном  как

части  речи.  Наблюдают  за  правописанием

родовых окончаний имен прилагательных.

15.01-19.01

82.

Род и число имён прилагательных.

Развивают  умения  правильно  писать  родовые окончания имен прилагательных.

15.01-19.01

83.

Описание игрушки. Сочинение.

Составляют описательный текст на тему «Любимая игрушка»; определяют тему и главную мысль текста; указывают тип текста; подбирают заголовок к данному тексту; выполняют выборочное списывание; изменяют прилагательные по родам и числам в зависимости от имени существительного; подбирают к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывают из текста словосочетания с именами прилагательными; составляют словосочетания с данными прилагательными; выделяют окончания имен прилагательных; определяют род и число по окончаниям и вопросам имен.

15.01-19.01

84.

Склонение имён прилагательных.

Обобщают  знания  об  имени  прилагательном  как

части  речи.  Наблюдают  за  правописанием

родовых окончаний имен прилагательных.

15.01-19.01

85.

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова “Мика Морозов»

Воспроизводят  текст  по  картине,  соотносят

заголовок с темой и основной мыслью, составляют

план, точно употребляют слова и словосочетание.

15.01-19.01

86.

Анализ сочинения. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Анализируют допущенные ошибки.  Распознают  склонение  имен  прилагательных

мужского  и  среднего  рода  и    правильно  пишут

безударные  падежные  окончания  имен

прилагательных.

22.01-26.01

87.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

22.01-26.01

88.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Знают  особенности  родительного  падежа,

определяют  окончания прилагательных мужского

и среднего рода в родительном падеже.

22.01-26.01

89.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Знают  особенности  дательного  падежа,  умеют

писать  безударные  окончания  прилагательных

мужского и среднего рода в дательном падеже.

22.01-26.01

90.

Именительный, винительный, родительный падежи.

Различают имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах; правильно пишут безударные падежные окончания имен прилагательных; склоняют имена прилагательные, выделяют их окончания, указывают падеж имен прилагательных; подбирают синонимы, объясняют постановку знаков препинания, составляют из словосочетаний предложения, из слов пословицы.

22.01-26.01

91.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Склоняют имена прилагательные; согласовывают по смыслу имена прилагательные с именами существительными, вставляют пропущенные окончания, указывают падеж имен прилагательных; выполняют звукобуквенный разбор слова.

29.01-02.02

92.

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Распознают  склонение  имен  прилагательных

мужского  и  среднего  рода  и  правильно  пишут

безударные  падежные  окончания  имен

прилагательных.

29.01-02.02

93.

Изложение описательного текста «Церковь Покрова на Нерли».

Передают  содержание   текста  по  вопросам,

определяют  тему  текста,  соотносят   заголовок  с

темой текста и основной мыслью.

29.01-02.02

94.

Работа над ошибками. Наши проекты. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Корректируют  созданный  текст  и  исправляют

ошибки.  Знакомятся с разнообразными по лексике именами прилагательными. Учатся  правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода; используют в речи имена прилагательные; склоняют имена прилагательные, выделяют  их окончания; восстанавливают предложения, подбирая подходящие по смыслу имена прилагательные; указывают род, число и падеж имен прилагательных; выполняют синтаксический разбор предложения.

29.01-02.02

95.

Склонение имён прилагательных женского рода.

Наблюдают  за  безударными  окончаниями   имен

прилагательных в женском роде и  умеют писать

безударные падежные окончания в женском роде.

29.01-02.02

96.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.

Наблюдают  за  безударными  окончаниями   имен

прилагательных в женском роде и  умеют писать

безударные падежные окончания в женском роде. Распознают падежные окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.

05.02-09.02

97.

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

Распознают падежные окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. Учатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; дописывают окончания имен прилагательных, определяют падеж и выделяют окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях; объясняют значения словосочетаний; выполняют синтаксический разбор предложения.

05.02-09.02

98.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Различают  винительный  и  творительный  падежи

прилагательных  женского  рода  и  умеют

правильно писать безударные окончания.

05.02-09.02

99.

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. Проверочная работа.

Обобщают  знания  о  написании  безударных

падежных  окончаний  имен  прилагательных

женского рода. Выполняют морфологический разбор имени прилагательного; дописывают окончания имен прилагательных, определяют падеж и выделяют окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях; объясняют лексическое значение словосочетаний; составляют из данных предложений текст, придумывают к тексту заголовок.

05.02-09.02

100.

Изложение описательного текста «Багульник».

Знакомятся с отрывком из рассказа Г. Скребицкого.  Определяют тему и главную мысль текста; соотносят  заголовок и содержание текста; составляют  текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составляют  текст по его началу и концу; анализируют  иллюстрацию; составляют план текста; записывают  текст по данной иллюстрации по плану.

05.02-09.02

101.

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Корректируют  созданный  текст  и  исправляют ошибки.  Обобщают  знания  о  написании  безударных

падежных  окончаний  имен  прилагательных

женского рода.

12.02-16.02

102.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Наблюдают  за  изменением  прилагательных  во

множественном  числе,  умеют  склонять

прилагательные  во  множественном  числе  и

распознают падежи.

12.02-16.02

103.

Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»

Воспроизводят  текст  по  картине,  соотносят

заголовок с темой и основной мыслью, составляют

план, точно употребляют слова и словосочетание.

12.02-16.02

104.

Анализ сочинения. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Анализируют допущенные в сочинении ошибки, ставят имена прилагательные из скобок в нужном падеже, указывают падеж имен прилагательных во множественном числе, выделяют их окончания; находят в тексте синонимы; сравнивают данные тексты; определяют тип текста; выполняют разбор слова по составу.

12.02-16.02

105.

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

Распознают окончания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.  Указывают падеж имен прилагательных, выделяют их окончания; выполняют морфологический разбор имени прилагательного; объясняют изученные орфограммы.

12.02-16.02

106.

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Распознают окончания имен прилагательных множественного числа в творительном и дательном  падежах, находят в тексте имена прилагательные - эпитеты; объясняют, почему имена прилагательные в творительном падеже и имеют разные окончания.

19.02-23.02

107.

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Знают  сходство  и  различие  между  именами

существительными и именами прилагательными. Умеют правильно употреблять их в речи.

19.02-23.02

108.

Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Воспроизводят  текст  по  картине,  соотносят

заголовок с темой и основной мыслью, составляют

план, точно употребляют слова и словосочетание.

19.02-23.02

109.

Анализ сочинения. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний.

Отвечают на вопросы; составляют и записывают словосочетания, небольшой рассказ по рисунку; придумывают заголовок; пишут предложения по памяти; указывают падеж прилагательных, выделяют окончания; находят слова в переносном значении; разбирают прилагательное как часть речи.

19.02-23.02

110.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Пишут  диктант, определяя границы предложений,

выбирают  знак  в  конце  предложения,  определяют

наличие орфограмм.

19.02-23.02

111.

Работа над ошибками. Повторение.

Анализируют  ошибки  допущенные  в  диктанте,

исправляют их, указывают падеж прилагательных, выделяют окончания; находят слова в переносном значении; разбирают прилагательное как часть речи.

26.02-02.03

Местоимение (9ч)

112.

Местоимение как часть речи.

Знакомятся  с  ролью  местоимений  в  речи.

Наблюдают  за  личными  местоимениями.

Распознают  местоимения  в  тексте.  Заменяют

повторяющиеся  местоимения  именами

существительными.

26.02-02.03

113.

Личные местоимения.

Знакомятся с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи. Учатся изменять местоимения 3-го лица по родам; указывают грамматические признаки личных местоимений; по грамматическим признакам называют местоимения; записывают предложения по памяти; вставляют в текст пропущенные местоимения.

26.02-02.03

114.

Изменение личных местоимений 1 -го и 2-го лица по падежам

Наблюдают  за  изменением  местоимений  по

падежам  1-го  и  2-го  лица  единственного  и

множественного числа. Учатся изменять личные местоимения по падежам; определяют лицо, число и падеж местоимений; составляют словосочетания из глагола и местоимения в нужной падежной форме; составляют по рисунку текст, включив в него диалог.

26.02-02.03

115.

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

Определяют  начальную форму местоимений в косвенном падеже; указывают лицо, число, падеж местоимений; определяют род местоимений 3-го лица; выполняют морфологический разбор слова; делят  текст на части; подбирают заголовок к тексту.

26.02-02.03

116.

Изменение личных местоимений по падежам.

Склоняют местоимения 3-го лица; заменяют имена существительные личными местоимениями; правильно пишут предлоги с местоимениями; определяют начальную форму местоимений в косвенном падеже; указывают лицо, число и падеж местоимений; определяют род местоимений 3-го лица; выполняют морфологический разбор слова; составляют по рисунку свой рассказ; составляют пословицы из частей.

05.03-09.03

117.

Изложение повествовательного текста с элементами описания «8 марта».

Наблюдают  за  композицией  повествовательного

текста,  передают  содержание  с  опорой  на

ключевые слова, соблюдая его композицию.

05.03-09.03

118.

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Местоимение».

Корректируют  созданный  текст  и  исправляют ошибки.  Указывают лицо, число, падеж личных местоимений (и род местоимений 3-го лица); вставляют в текст пропущенные местоимения; выполняют морфологический разбор местоимений.

05.03-09.03

119.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Пишут  диктант, определяя границы предложений,

выбирают  знак  в  конце  предложения,  определяют

наличие орфограмм.

05.03-09.03

120.

Работа над ошибками. Повторение

обобщение и систематизация знаний.

Анализируют  ошибки  допущенные  в  диктанте,

исправляют их. Указывают лицо, число, падеж личных местоимений (и род местоимений 3-го лица); вставляют в текст пропущенные местоимения; выполняют морфологический разбор местоимений.

05.03-09.03

Глагол (32ч)

121.

Роль глаголов в языке.

Определяют  роль глаголов в речи.  Распознают

глагол  среди  других  частей   речи.  Отличают  от

именных  частей  речи,  прямое  и  переносное

значение глаголов, глаголы-синонимы и глаголы-антонимы .

12.03-16.03

122.

Изменение глаголов по временам.

Распознают  временные формы глагола, правильно употреблять их в речи.

12.03-16.03

123.

Неопределённая форма глагола

Знают  особенности  глаголов  неопределенной

формы.  Правильно  ставят  вопросы  глаголам

неопределенной формы, выделяют суффиксы -ть, -ти глаголов в неопределенной форме; выполнять разбор слова по составу.

12.03-16.03

124.

Неопределённая форма глагола. Формы глаголов на  -тся, -ться.

Выделяют глагольные суффиксы; указывают время глаголов; обозначают в словах ударение; работают с орфоэпическим и толковым словарем; правильно употребляют в речи глаголы «надеть» и «одеть»; выполняют синтаксический разбор предложения. Умеют  правильно  писать  глаголы  на  –ТСЯ,   -ТЬСЯ. Знают особенности возвратных глаголов.

12.03-16.03

125.

Изменение глаголов по временам.

Распознают  временные формы глагола, правильно употребляют в речи. Ставят данные глаголы в форму прошедшего, настоящего и будущего времени; находят в тексте глаголы в неопределенной форме, задают к ним вопросы, выделяют глагольные суффиксы; указывают время глаголов; обозначают в словах ударение; работают с орфоэпическим и толковым словарем; правильно употребляют в речи глаголы «надеть» и «одеть»; выполняют синтаксический разбор предложения.

12.03-16.03

126.

Изложение повествовательного текста «Уточка» по цитатному плану.

Определяют тему и главную мысль текста; соотносят заголовок и содержание текста; составляют текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составляют текст по его началу и концу; анализируют иллюстрацию; составляют план текста; записывают текст по самостоятельно составленному плану.

19.03-23.03

127.

Анализ изложения. Спряжение глаголов.

Знают, что такое спряжение глаголов. Определяют

лицо и число у глаголов. Определяют лицо глаголов в предложении по форме лица местоимения; указывают время и число глаголов; выделяют личные окончания глаголов; спрягают глаголы в настоящем и будущем времени; орфоэпически правильно произносят слова; соотносят глагол с вопросом, на который он отвечает.

19.03-23.03

128.

Спряжение глаголов.

Знают, что такое спряжение глаголов. Определяют

лицо и число у глаголов. выписывают глаголы в форме настоящего и будущего времени, определяют их время, лицо и число; выделяют личные окончания глаголов, соотносят глагол с вопросом, на который он отвечает; выполняют морфологический разбор слова; объясняют значение слов; выполняют синтаксический разбор предложения.

19.03-23.03

129.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

.

Умеют спрягать глаголы, Распознают глаголы 2-го

лица по вопросу и окончанию.

19.03-23.03

130.

Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

Воспроизводят  текст  по  картине,  соотносят

заголовок с темой и основной мыслью, составляют

план, точно употребляют слова и словосочетание.

19.03-23.03

131.

Работа над ошибками.

I и II спряжение глаголов настоящего времени.

Указывают спряжение глаголов в настоящем времени; сравнивают личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения в формах будущего и настоящего времени; выполняют разбор слова по составу; указывают грамматические признаки глаголов.

02.04-06.04

132.

I и II спряжение глаголов будущего времени.

Указывают спряжение глаголов; спрягают глаголы в сложном будущем времени; определяют время, число глаголов; находят глагол в тексте по данным грамматическим признакам; выделяют личные окончания глаголов; выполняют морфологический разбор слова; находят в тексте сравнения.

02.04-06.04

133.

Наши проекты «Пословицы и поговорки».

Пишут личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа; выделяют личные окончания глаголов; подбирают пословицы и поговорки с глаголами во 2-м лице единственного числа; объясняют смысл пословиц и поговорок; по выбранной пословице составлять рассказ.

02.04-06.04

134.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Наблюдают  за спряжением глаголов в настоящем

и  будущем  времени.  Спрягают  глаголы  в  форме

настоящего и будущего времени. Задают вопрос к любому глаголу; определяют лицо, число, спряжение глаголов; составляют из слов предложения, употребляя глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени; выделяют личные окончания глаголов.

02.04-06.04

135.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

02.04-06.04

136.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

09.04-13.04

137.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

09.04-13.04

138.

Возвратные глаголы.

Образовывают возвратные глаголы с помощью суффикса -ся (-сь); выписывают из текста возвратные глаголы; правильно пишут возвратные глаголы в неопределенной форме; составляют словосочетания с данными глаголами и подходящими по смыслу именами существительными; образовывают временные формы глагола от неопределенной формы; спрягают возвратные глаголы; записывают стихотворение по памяти.

09.04-13.04

139.

Правописание-тся и-ться в возвратных глаголах.

09.04-13.04

140.

Ознакомление с понятием «возвратные глаголы».

09.04-13.04

141.

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

Определяют тему и главную мысль текста; соотносят заголовок и содержание текста; составляют текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составляют текст по его началу и концу; анализируют иллюстрацию; составляют план текста; записывают текст по самостоятельно составленному плану.

16.04-20.04

142.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Определяют глаголы в прошедшем времени; обозначают ударение в глаголах прошедшего времени; указывают род глаголов прошедшего времени; выделяют окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени; находят в тексте омонимы; образовывают форму глагола прошедшего времени с помощью суффикса -л-.

16.04-20.04

143.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Выделяют родовые окончания глаголов прошедшего времени; правильно пишут родовые окончания глаголов прошедшего времени; подбирают синонимы к данным глаголам.

16.04-20.04

144.

Изложение повествовательного текста «Древний обычай греков» по вопросам.

Определяют тему и главную мысль текста; соотносят заголовок и содержание текста; составляют текст по вопросам (после анализа содержания рисунка); составляют текст по его началу и концу; анализируют иллюстрацию; составляют план текста; записывают текст по самостоятельно составленному плану.

16.04-20.04

145.

Работа над ошибками. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

Объясняют способ образования глаголов прошедшего времени; правильно пишут безударный суффикс в глаголах прошедшего времени; образовывают глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола; выполняют морфологический разбор слова; составляют текст на спортивную тему.

16.04-20.04

146.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Пишут  диктант, определяя границы предложений,

выбирают  знак  в  конце  предложения,  определяют

наличие орфограмм.

23.04-27.04

147.

Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного.

Выполняют работу над ошибками; пишут безударные личные окончания глаголов; выполняют морфологический разбор слова; определяют лицо, число, спряжение глаголов; выполняют морфологический разбор глагола; находят в тексте антонимы; образовывают неопределенную форму глагола.

23.04-27.04

148.

Обобщение по теме «Глагол».

Задают вопросы к глаголам; правильно пишут не с глаголами; определяют лицо, род, число, спряжение, время глаголов; по схемам слов определяют, к какой части речи относится данное слово; выполняю морфологический разбор глагола; правильно пишут безударные личные окончания глаголов.

23.04-27.04

149.

Обобщение по теме «Глагол».

23.04-27.04

150.

Изложение повествовательного текста «Пожар».

Определяют тему и главную мысль текста; соотносят заголовок и содержание текста; составляют текст по вопросам (после анализа содержания рисунка); составляют текст по его началу и концу; анализируют иллюстрацию; составляют план текста; записывают текст по самостоятельно составленному плану.

23.04-27.04

151.

Работа над ошибками. Проверка знаний по теме «Глагол».

Располагают глаголы-синонимы по степени усиления действия; обозначают ударение глаголов в неопределенной форме; образовывают от глагола в неопределенной форме временные формы; дописывают окончания глаголов в форме 2-го лица единственного числа; указывают спряжение глаголов; разбирают глаголы по составу; выполняют морфологический разбор глаголов.

30.04-04.05

152.

Анализ тестовой работы. Повторение.

Обобщение и систематизация знаний.

30.04-04.05

Повторение. (17ч)

153.

Язык. Речь. Текст.

Объясняют высказывания о языке и речи; находят в тексте слова, которые в нашей речи вышли из употребления; называют тему и главную мысль диалога; определяют тему и главную мысль текста; составляют план текста; указывают тип текста; списывают, вставляя пропущенные орфограммы; придумывают заголовок к тексту; составляют свой текст- описание; выполняют звукобуквенный разбор слова.

30.04-04.05

154.

Предложение и словосочетание.

Различают  предложения и словосочетания, выделяют в тексте главные и второстепенные члены предложения, находят в предложении однородные члены; выполняют синтаксический разбор предложения; составляют предложение из данных слов; выполняют морфологический разбор слова; записывают текст, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания.

30.04-04.05

155.

Предложение и словосочетание. Словарный диктант.

30.04-04.05

156.

Предложение и словосочетание.

07.05-11.05

157.

Лексическое значение слова.

Объясняют лексическое значение слова и фразеологических оборотов; подбирают антонимы, синонимы, омонимы; пользуются толковым словарем; выполняют морфологический разбор слова.

07.05-11.05

158.

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина “Рожь”

Составляют текст по картине, соотносят

заголовок с темой и основной мыслью, составляют

план, точно употребляют слова и словосочетание.

07.05-11.05

159.

Состав слова.

Выделяют значимые части слова; образовывают однокоренные слова; указывают части речи; подбирают  и записывают сложные слова; находят в тексте неизменяемые слова; различают приставку, предлог и частицу; списывают текст, вставляя пропущенные орфограммы; пишут гласные и согласные в приставках и суффиксах.

07.05-11.05

160.

Состав слова. Закрепление изученного.

07.05-11.05

161.

Проверочная работа по теме «Состав слова».

14.05-18.05

162.

Повторение изученного. Сочинение рассуждение на тему «Могила Неизвестного солдата».

Составляют текст, основываясь на стихотворение Ю.Киринеца, соотносят

заголовок с темой и основной мыслью, составляют

план, точно употребляют слова и словосочетание.

14.05-18.05

163.

Части речи.

Различают части речи и приводят примеры; делят слова на группы по частям речи; выполняют морфологический разбор слова; списывают предложение, вставляя пропущенные орфограммы; указывают тип склонения имен существительных; называют части речи, которые изменяются по падежам; определяют падеж имени существительного, имени прилагательного, местоимения; составляют из слов предложения; правильно пишут падежные окончания имен существительных и имен прилагательных; списывают, вставляя пропущенные орфограммы; определяют лицо, число, род, падеж местоимений; выполняют синтаксический разбор предложения.

14.05-18.05

164.

Части речи. Словарный диктант.

14.05-18.05

165.

Изложение повествовательного текста «Случай с кошельком» по цитатному плану.

Определяют тему и главную мысль текста; соотносят заголовок и содержание текста; составляют текст по вопросам (после анализа содержания рисунка); составляют текст по его началу и концу; анализируют иллюстрацию; составляют план текста; записывают текст по самостоятельно составленному плану.

14.05-18.05

166.

Работа над ошибками. Части речи.

Различают части речи и приводят примеры; делят слова на группы по частям речи; выполняют морфологический разбор слова; списывают предложение, вставляя пропущенные орфограммы; указывают тип склонения имен существительных; называют части речи, которые изменяются по падежам; определяют падеж имени существительного, имени прилагательного, местоимения; составляют из слов предложения; правильно пишут падежные окончания имен существительных и имен прилагательных; списывают, вставляя пропущенные орфограммы; определяют лицо, число, род, падеж местоимений; выполняют синтаксический разбор предложения.

21.05-25.05

167.

Итоговый контрольный диктант.

Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами.

21.05-25.05

168.

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

Выполняют работу над ошибками, допущенными в диктанте. Различают части речи и приводят примеры; делят слова на группы по частям речи; выполняют морфологический разбор слова; списывают предложение, вставляя пропущенные орфограммы.

21.05-25.05

169.

Звуки и буквы.

Различают гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, согласные по звонкости-глухости и по мягкости-твердости; выполняют звукобуквенный разбор слова; определяют тему и главную мысль текста; выполняют синтаксический разбор предложения; списывают , вставляя пропущенные орфограммы.

21.05-25.05

170.

Игра «По галактике Частей Речи».

21.05-25.05

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык».

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс «Школа России» (далее УМК «Школа России»), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу «Русский язык», в соответствии с ФГОС 2009г., включающий в себя:

1.Учебник  «Русский язык» для 4 класса  (в 2 частях), В.П. Канакина, В.Г. Горецкий — Москва: «Просвещение», 2014. Содержит разнообразные упражнения и задания, направленные на формирование навыка грамотного письма, развитие речи младших школьников; достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

2. Рабочая тетрадь (в 2 частях) под редакцией В.П. Канакиной – Москва: «Просвещение», 2014. Система заданий рабочей тетради направлена на  обогащение словарного запаса ребёнка, формирование умения анализировать лингвистические явления и работать с разными видами информации.

3. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной «Русский язык»  для 4 класса содержит более 500 ресурсов, объединённых в рубрики: игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи, скомпонованные в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности.

4.Методические пособия для учителя: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Методическое пособие с поурочными разработками: 4 класс: в 2-х частях – М.: Просвещение, 2014; Канакина В.П., Щёголева Г. С. Русский язык: Сборник диктантов и творческих работ: 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014.

  1. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
    1-4 классы. /
    Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Пишу правильно. Орфографический словарь. Начальная школа. / Бондаренко А.А., Гуркова И.В. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: С.А. Маркова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
  4. Русский язык. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
  5. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
  6. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
  7. Мультимедийный проектор.
  8. Ноутбук. Принтер.

 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

от «__августа  2017 г. №  1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________ Быковская Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...